Статья на тему «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах»
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Захарова Анна Васильевна
МКОУ Отрадненская СОШ
Куйбышевский район
Новосибирская область
Основу содержания большинства таких школьных предметов, как литература, русский язык, обществознание, история и др. составляет непременно текстуальное изучение и чтение материала. В те времена, когда понятие «читательской грамотности» отсутствовало в методологии, ценность книг была колоссальной, люди добывали информацию, только благодаря чтению. Они получали огромное количество информации, преобразовывали её для себя и использовали в различных ситуациях. Это был один из немногих источников информации, люди любили читать, книги ценили и стремились к чтению. К сожалению, в настоящее время ситуация изменилась в обратную сторону. Читать стало не модно, особенно среди подрастающего поколения. Произошло это из-за того, что появилось много других источников информации, более удобных и скоростных. Смотреть и слушать, а не читать, - приоритетное направление среди молодого поколения школьников. В большинстве случаев, школа – единственное место, где ребёнок читает. Таким образом, приоритетной задачей в школе является не только привить интерес к чтению, но и формировать читательскую грамотность у обучающихся.
Сама по себе, читательская грамотность – это способность обучающихся не только понимать, но и использовать письменные тексты, размышлять об их смысле, читать для расширения знаний, для достижения поставленных целей, для участия в социально-общественной жизни.
Обучая работе с текстом, мы обучаем наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать. Решая практические задачи, обучающийся применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение.
Приведу примеры формирования читательской грамотности, используемые в своей работе. На уроках литературы, изучая биографию того или иного автора, часто использую такой приём как «фишбоун» (скелет рыбы). За основу берется фамилия автора, кости рыбы используются как даты из жизни автора. По мере чтения, кости обрастают «мясом», то есть выделенной в тексте информацией об определенной дате. Смысл такого чтения с помощью «фишбоун» в том, что дети не просто читают, но и подробно разбирают его по частям, тем самым составляя «скелет» из основной прочитанной информации.
На уроках русского языка, практикую разработку собственноручно разработанных детьми карточек с различными заданиями, использование технологии критического мышления «кластер» (схема, в которой выделяются основные смысловые единицы с обозначением всех связей между ними), составление кроссвордов, ребусов, тестов по прочитанному тексту. Такая работа с текстом развивает умение выявлять связь отдельных элементов, выражать свои мысли, анализировать ранее прочитанное, учит осмыслению и пониманию текста.
Таким образом, для формирования читательской грамотности необходимо использовать деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, различные приемы и методы работы с текстом, опираясь на литературный источник, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.
2