Статья на тему «Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся» (6–9 классы)

7
0
Материал опубликован 7 April


 

Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся


 

«Не в количестве знаний заключается образование,

но в полном понимании и искусном

применении всего того, что знаешь»

(А. Дистервег)
 

За последние годы международные исследования, такие как PISA, оказывают большое влияние на развитие мирового образования, в том числе и в России. Российские ученики показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но наблюдается отставание по функциональной грамотности (особенно естественнонаучной) и по способностям использовать на практике полученные знания и навыки. Значит, перед российским образованием стоит задача повышения уровня естественнонаучной грамотности российских школьников, а следовательно, и соответствующей модернизации содержания и методов обучения в области естественнонаучного образования.

Основными причинами невысоких результатов российских школьников являются следующие:

недостаточная сформированность способности использовать предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям;

невысокий уровень овладения обще учебными умениями, такими как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведение исследований, подготовка проектов.

Одним из направлений совершенствования образования в России является формирование функциональной грамотности обучающихся.

Что такое «функциональная грамотность»?

По мнению Алексея Алексеевича Леонтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Задача школы 21 века состоит не в передаче объема знаний, не в наполнении головы школьника информацией, а научить учащихся самостоятельно получать информацию, уметь ее анализировать, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Нам известно, что выделяется шесть компонентов функциональной

грамотности:

читательская грамотность,

математическая грамотность,

естественнонаучная грамотность,

финансовая грамотность,

глобальные компетенции и креативное мышление.

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Естественнонаучная грамотность – это способность человека не только освоить естественнонаучные знания, но и уметь их применять в жизни.

Умение объяснять или описывать естественнонаучные явления, анализировать и оценивать, выдвигать гипотезы, исследовать, экспериментировать, делать выводы, являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности.

Важно в учебной деятельности применять системно-деятельностный подход.

 

 

 

Умения обучающихся 5-9 классов естественнонаучной грамотности

5–6 класс

7–8 класс

9 класс

научиться находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации и различном контексте, объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний

распознавать и исследовать местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте.

научатся интерпретировать, оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.

Также необходимо применять уровневый подход в формировании естественнонаучной грамотности. Учащиеся 5-6-х классов (уровень узнавания, понимания и применения). Учащиеся 7-8-х классов (уровень анализа и синтеза; оценки в рамках предметного содержания). Учащиеся 9-х классов (уровень оценки в рамках метапредметного содержания).

Для формирования данных умений и видов деятельности необходимо использовать следующие технологии:

личностно-ориентированное обучение

проблемное обучение

проектная деятельность

исследовательское обучение

информационно-коммуникативное обучение

использование ситуационных задач

технология критического мышления.

Для обеспечения эффективности развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной функциональной грамотности:

Использование  активных форм обучения на уроках и во внеурочное время создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.

При составлении заданий на формирование естественнонаучной  грамотности нужно учесть: в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения;  использование рисунков, таблиц, диаграмм, текстов и т.п.

Решение контекстных задач на уроках географии и во внеурочной деятельности

должно иметь конкретные цели:

1. Научить решать задачи, с которыми каждый обучающийся может столкнуться в

повседневной жизни.

2. Доказать, что география нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы

профессией не овладевал, где бы не учился.

3. Подготовиться к написанию ВПР и сдаче ГИА, в систему заданий которого входят

практико-ориентированные задачи или, так называемые, контекстные задачи.

 

Контекстные задачи можно применять на всех этапах урока: и при объяснении нового учебного материала для создания проблемной ситуации, и при первичном закреплении знаний, и

при выполнении самостоятельных работ.

Примеры заданий, направленные на формирование функциональной грамотности по географии

Вид функциональной грамотности

Тема, класс

Содержание задания

Естественно-научная

грамотность

t1712461773aa.jpg

Тема «Климатические пояса Земли», 7 класс

Ответьте на вопросы:

1 Назовите самую низкую температуру и месяц.

2 Назовите самую высокую температуру и месяц.

3 Определите годовое количество осадков.

4 Рассчитайте годовую амплитуду.

5 Сколько осадков выпало в феврале?.

6 В каком месяце выпало больше всего осадков?

7 Определите климатический пояс

 

Естественно-научная

грамотность

t1712461773ab.gif

Тема «План местности», 5 класс

Используя план местности назовите участок 1,2 или 3, в котором наиболее вероятно выращивают сырьё для переработки на заводе в с.Беличи. Объясните свой выбор

t1712461773ac.gif

 

Естественно-научная

грамотность

t1712461773ad.pngТема «Вулканы», 5 класс

-Какой природный процесс отображён на схеме?

-Установите последовательность этапов отображённого на схеме процесса. Запишите в ответе порядковые номера этапов.

Этапы: 1) Лава на земной поверхности охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. 2) В верхней мантии образуется очаг магмы. 3) При накоплении застывшей лавы формируется конусовидная гора с кратером на вершине, через который происходят последующие излияния лавы. 4) Магма поднимается по трещинам в земной коре и изливается на земную поверхность в виде лавы. 5)Раскалённая магма выделяет газы и пары воды, которые, создавая огромное давление, обеспечивают продвижение магмы к земной поверхности. Ответ.

- Приведите не менее двух примеров географических объектов, на территории которых происходит указанный вами природный процесс.

 

 

Математическая

Естественно-научная

грамотность

Тема «Тепло в атмосфере», 6 класс

Прочитайте текст

27 июля 2017 года мы предприняли удачную попытку восхождения на гору Эльбрус. Целью данного восхождения было не покорение самой высокой точки России и не экстремальный отдых. Мы исследовали, как изменяется температура воздуха с высотой. Поэтому наша группа разделилась, и каждый участник должен был зафиксировать температуру воздуха в разных местах, но одновременно – в 13.00. Результаты наблюдений мы поместили в таблицу.

Место наблюдений

Высота над уровнем моря, м

Температура, º С

Город Минеральные Воды (место посадки самолета)

350

27,5

Поляна Чегет (окрестности поселка)

2000

17,6

Поляна Азау (окрестности поселка)

2300

15,8

Станция Гара-Баши канатной дороги (приют)

3800

7,1

Скалы Пастухова (место тренировки)

4500

2,6

Седловина между западной и восточной вершинами Эльбруса)

5340

-2,4

8.Западная вершина Эльбруса

5642

-4,3

- Проанализируйте данные таблицы и закончите фразу: «Температура воздуха с высотой ________________».

- Если учесть, что при подъеме в горы источник энергии Солнце становиться ближе, то можем ли мы сказать, что наша гипотеза о том, что воздух нагревается от Солнца, верен?

- Можете ли вы установить закономерность изменения температуры с высотой? Для этого начертите график изменения температуры на миллиметровой бумаге.

Сформулируйте вывод: «На каждые 1 км высоты температура воздуха _______________ на ___________ º С.

Естественно-научная

грамотность

Тема «Евразия: образ материка», 7 класс

Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, какие полезные ископаемые им соответствуют, заполните таблицу и сделайте выводы

Формы рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

 

 

 

 

Математическая

грамотность

Естественно-научная

Тема «Океаны», 7 класс

В таблице представлены данные о изменении температуры воды с глубиной в Северном Ледовитом океане.

Глубина

Температура

50

-20С

200

00С

300

+10С

800

00С

2000

-20С

Постройте график. Сделайте выводы: как меняется температуры воды с глубиной

 

Анализируя свою деятельность как учителя, я столкнулась с рядом проблем:

В современной школе наблюдается несоответствие между объемом знаний, которые должны усвоить ученики и количеством времени, отведенном для его изучения. низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе – ребятам трудно самим найти необходимый материал, доказывающий или опровергающий выдвинутую гипотезу;

Невнимательность, неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную; 

успешное выполнение географических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской грамотности. Если для работы предлагается объёмный текст, обучающиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.

при организации проектно-исследовательской деятельностиси от педагога требуется большая предварительная подготовка как в плане материальном (часто приходится распечатывать проект – заготовку для учащихся) и временная занятость для продумывания этапов работы учащихся и поиск интересной и информационной литературы.

Мы сталкиваемся с такими моментами, когда ученики, обладая системой знаний, не могут пояснить особенности тех или иных явлений, сделать выводы по изученному материалу или выполненному исследованию, воспользоваться и применить информацию, работать самостоятельно или сообща в команде, отстаивать своё мнение.

Решить проблему повышения уровня ЕНГ обучающихся можно, придерживаясь следующих правил:

1. Должна быт система формируемых знаний и необходимость теоретической базы;

2. Погружение в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединённых ситуацией, проектные работы);

3. Формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные;

4. Формировать коммуникативную, читательскую и информационную компетенции;

5. Развивать регулятивную сферу и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы, контролировать процесс и результат.

 

Учитель биологии и географии Кузовлева Т.А.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации