12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Луценко Ирина43
2

Статья «Формирование этнокультурной компетентности в образовательной среде»

Луценко Ирина Васильевна, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия "Аграрный техникум», преподаватель, ,iucenkoi@mail.ru /тел. 89134460285

 

Формирование этнокультурной компетентности студентов техникума

в образовательной среде.

Formation of ethno-cultural competence of college students in an educational environment.

 

Аннотация: в статье рассматривается вопрос формирования этнокультурной компетенции у студентов среднего профессионального образования (из опыта работы)

Abstract: the article deals with the formation of ethno-cultural competence among students of secondary vocational education (from work experience)

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, этнокультурная компетентность.

Keywords: multicultural educational environment, ethno-cultural competence.

 

В педагогической теории и практике отражаются глубокие общественные преобразования, происходящие в жизни народа нашей страны - переосмысливается основная цель образования. Ведущим становится развитие творческой и профессионально компетентной личности. Именно педагоги в своей профессиональной деятельности осуществляют процесс трансляции культуры в обществе, поэтому формирование культурологической, и в частности, этнокультурной компетентности имеет особую значимость в образовании.

О значимости воспитания личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, сохранения этнокультурной и региональной идентичности, культурного разнообразия и языкового наследия многонационального государства говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012( ред. от 24.09.2022) ,«Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», а также в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. В «Стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается недостаточность образовательных и просветительских мер по воспитанию основ межнационального общения, изучению истории и традиций народов России. На данном фоне актуальными становятся вопросы формирования личности, владеющей родной культурой и умеющей конструктивно взаимодействовать с представителями других национальностей.

Осуществлять этнокультурное образование не возможно без освещения теоретических и практических вопросов. Ключевая проблема этнокультурного образования – формирование этнокультурной компетентности.

Методологические основы его изучения были заложены в концепции Л. С. Выготского, в трудах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, а в настоящее время разрабатываются в русле историко-эволюционного подхода к изучению личности в исследованиях А. Г Асмолова, Б. С. Гершунского, Н. М. Лебедевой и др.

Анализ специальной литературы показал, что в ней отражены многие аспекты этнокультурного образования. Так, определяющая роль национальной культуры в процессе формирования личности, её значимость в сохранении народа рассматривалась А. Дистервегом, Я.А. Коменским, Конфуцием, Д. Мацумото, М. Мид, И.Г. Песталоцци, в отечественной педагогике А.Е. Кулаковским, Д.С. Лихачевым, Н.И. Пироговым, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и др.

В словаре «Воспитание этнотолерантности в семье» дано следующее определение: «Этнокультурная компетентность - степень появления личностью знаний, умений и навыков, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия».

Иными словами, быть этнокультурно компетентным – это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Этнокультурное образование способно играть важную роль в обеспечении гармоничного развитии личности и ее социально-педагогической поддержке, удовлетворении культурно-языковых запросов представителей различных этнических групп. Его стратегия направлена на формирование и развитие этнической идентификации и национального самосознания личности. В соответствии с данной стратегией в техникуме разработан проект «Этнокультурное образование в условиях поликультурной среды ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», создается система этнокультурного образования и отрабатывается модель учебно-воспитательного процесса, учитывающего многообразие этнокультур, систем ценностей, социальных норм, языков, исторической памяти, религий, представлений о родной земле, самобытности хакасов.

Цель проекта: создание системы этнокультурного образования в условиях поликультурной среды.

Задачи: учитывая исторически сложившиеся стремления того или иного народа прививать подрастающим поколениям прогрессивные черты национального характера; через расширение возможностей учебно-воспитательного процесса обеспечить формирование этнического самосознания как основы личности, развитие умений использовать лучшее из народной культуры и быта, позитивного, бесконфликтного поведения в обществе; подготовка студентов к профессиональной и семейной жизни.

На подготовительном этапе учебно-исследовательским обществом «Росток» проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний студентов техникума, были отобраны студенты, отличающиеся по этническому и возрастному (16-17 лет) признакам. Из них – русские - 25, татары – 3, хакасы - 14, тувинцы – 3, немцы- 6, азербайджанцы- 7

Один из пунктов опросника предлагал - высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам 26 студентов считают такие различия нормальным явлением; 9 опрашиваемым нравится, что все люди разные; 4 - это явление не раздражает; 6 респондентов указали, что это никак их не затрагивает. В то же время 13 отметили, что этнокультурные различия их раздражают. Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. Некоторые не знают, как воспринимать культурные различия, что также может стать причиной для возникновения неприятия других.

Из 58 участников опросника 36 студентов отметили, что им интересны культуры других народов и 28 хотели бы узнать больше о них; 11 не интересуются этой проблемой; 22 удовлетворены своими познаниями; 8 человек не смогли определиться в своих интересах и желаниях. Следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное (специфичное). Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть).

Следующий вопрос содержал отношение студентов к конфликтам. Как показал опрос, студенты в основном эмоционально, а не рационально реагируют на конфликт. Так, 18 опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 26 заявили, что постараются уйти от конфликта; 6 - попытаются договориться; 4 - будут искать компромисс и 4 - сделают вид, что ничего не произошло.

На вопрос «Какие чувства у вас вызывает принадлежность к своему народу?» 36 студентов отметили – гордость; 14 - спокойную уверенность; 3 - никаких чувств; 3 - обиду; 2 - указали разные положительные эмоции. Отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу. Вместе с тем некоторые цифры свидетельствуют не только об общем социально-политическом неблагополучии в стране, но и о необходимости усиления самых различных аспектов воспитательной работы.

Для реализации проекта была разработана Дорожная карта с учетом цели и задач проекта по формированию этнокультурной компетентности.

Элементами Дорожной карты являются:

формирование национально-этнической толерантности;

гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений;

создание атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;

формирование у студентов интереса к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;

создание условий для межнационального общения, содействие укреплению межнациональных культурных связей.

Основным содержанием деятельности по формированию у студентов этнокультурной компетентности являются: правовое просвещение обучающихся; пропаганда историко-культурного наследия народов, населяющих район, республику; организация межнационального культурного общения.

Основными формами работы по реализации данных направлений являются: познавательно-игровые программы, тренинги, ток-шоу по правовому просвещению; мероприятия, посвященные дням воинской славы и памятным датам России; классные часы и беседы гражданско-патриотической направленности («Историческое прошлое России», «Государственное устройство и символы России», «Национальные праздники и обряды», «Природа России и экология» и др . Техникум тесно сотрудничает с Ширинским краеведческим музеем имени Д.С. Лалетина, МБУК «Ширинская МЦБ», где наши студенты постоянные участники различного рода мероприятий по этнокультурному образованию ( «История России в лицах и датах», Проект «Люди дела», «Мы хакасы» и др).

При организации мероприятий массового характера практикуются включения хакасских традиций, элементов национальной культуры.

В рамках данного проекта разработаны Программы внеурочной деятельности ( «Унгур» -традиции национальной хакасской кухни, «Соленая сказка» - знакомство с элементами национальной хакасской культуры, «Патриот», «Здоровый образ жизни»)

При МО «Ширинский район» создана этноконфессиальная консультативная комиссия, в рамках работы которой со студентами техникума ведутся информационно-разьяснительные мероприятия, исследовательские и аналитические. В сентябре 2022 года секретарем данной комиссии проведено анкетирование этноконфессиальной толерантности молодежи. При составлении нашего проекта учитывались исследовательские и аналитические показатели данной комиссии. В свод мероприятий по формированию этнокультурной компетентности студентов включены и мероприятия проводимые данной комиссией.

При правильном использовании полиэтнической составляющей образовательной среды можно снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами подростков, помочь раскрыть их лучшие стороны, показать достоинства, научить студентов находить компромиссы.

Библиографический список

Российская Федерация. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350

Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. –

М.; Воронеж, 2000.

 

Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь/Под общей ред. А.Г. Козловой. СПб, 2005

Выготский, Л. В. Педагогическая психология / Лев Выготский ; [под ред. В. В. Давыдова]. – Москва : Аст : Астрель : Люкс, 2005. – 670 с

Дистервег, Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения / Адольф Дистервег ; [Сост. и вступ. статья, В. А. Ротенберга]. - Москва : Учпедгиз, 1956. – 374 с.

Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : [в 2-х т.] / Я. А. Коменский ; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. – Москва : Педагогика, 1982. – Т. 1. – 1982. – 656 с.

Коновалова, Л. В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Людмила Викторовна Коновалова; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого]. – Великий Новгород, 2011. – 358 с.

Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст] : Метод. материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб : КАРО, 2011. - 128 с.

 


 


 


 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.