Презентация «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Володина Т.В.
. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Актуальность. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Цель: Помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей. 2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. 3. Развить эмоциональную сферу детей, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей. 4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях). 5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности интеллектуальные игры и развлечения ; тематические занятия; беседы; чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок.
Варианты создания условий по развитию финансовой грамотности по возрастам Младшая группа «Магазин овощи и фрукты», «Автобус», Деньги, нарисованные детьми Альбомы об одной профессии, Сказки, Медиатека мультфильмов. Дидактические игры «Давай поменяемся», «Все по полочкам», «Что забыли положить в корзинку и другие. Средняя группа «Парикмахерская», «Зоопарк», «Почта», «Больница» Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Деньги, нарисованные детьми Картотека загадок Книги художественные и научно-популярные, комиксы Аудиотека Альбом пословицы и поговорки в картинках Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях Карточки о профессиях Дидактические игры «Что продается в магазине», «Что сколько стоит», «Деньги» и другие.
Старшая группа «Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница» Медиатека из презентаций Медиатека интерактивных игр Ребусы Лабиринты тематические Игры-путешествия Банковские карты Ненастоящие деньги Банкомат Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие. Подготовительная группа «Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Цирк», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк». Металлические устаревшие деньги Альбом «Эволюция денег» Кроссворд Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие
Знакомство с деньгами
Беседа о профессиях
Пальчиковая игра «Финансы»
Физминутка «Монетки»
Игра «Путешествие на автобусе»
Посещение овощного рынка
Игра «Салон красоты»
Игра «Открытие кафе»
Работа с родителями
Взаимодействие с семьей: Анкетирование, консультации, родительские собрания создание и обогащение развивающей среды Планируемые результаты-дети должны понять, что… Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести . Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). Финансы – это интересно и увлекательно.
СМЕШАРИКИ рассказывают о финансовой грамотности (20 серий) https://www.youtube.com/watch?v=tfsNHeVVhdQ
Загадки про деньги Все, зарплата на носу – В сумке кошелек несу. Очередь длинна – нет сил – Деньги выдаст мне ... (кассир) Деньги! Деньги надо срочно! Где снять деньги среди ночи? – Вас и ночью встретить рад Полусонный ... (банкомат) Карта – это каждый знает - Мало места занимает. Как кому, а мне вот лично Нравится платить … (наличкой) Чтобы деньги не потратить – Их надежно можно спрятать. Ждут свой час купюры в пачке – Это назовем … (заначкой) Каждый рубль много значит – Так что не забудь про ... (сдачу)
Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей) Денег палата, да ума… (маловато) Копейка рубль… (бережет) Есть грош – будет и… (рожь) Не хвались серебром, а хвались… (добром) Свой грош везде… (хорош) Деньги любят … (счет) Денег куры не… (клюют) Пословицы и поговорки про деньги
Список литературы: 1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил. 2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с. 3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с. 4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с. 5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с. 6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с. 7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16 8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с. 9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23. 10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с. 11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.