Формирование фонематического восприятия посредством сюжетно-ролевой игры - новая тенденция в развитии речевого обучения
Тема: «Формирование фонематического восприятия посредством сюжетно – ролевой игры – новая тенденция в развитии речевого обучения»
Калачева И.Д., учитель – логопед МАДОУ Детский сад № 253, г.Уфа, Республика Башкортостан.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с речевой патологией, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова и другие). Уже в дошкольном возрасте дети с фонетико – фонематическим недоразвитием не справляются с программными требованиями детского сада по развитию речи, и к моменту поступления в школу они не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием выявляется ряд пробелов в формировании фонетической стороны речи. Отставание в формировании фонетического уровня речи затрудняет овладение программой по русскому языку, может нарушить формирование языковых процессов анализа и синтеза, привести к нарушению письменной речи. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.
Анализ работ по проблеме развития фонетических и фонематических процессов (О.В.Правдина, 1969, Л.Т.Журба и Е.М.Мастюкова, 1980, М.Б.Эйдинова и Е.Н.Правдина – Винарская, 1959, Л.Б.Литвак и Е.Н.Винарская, 1973,) показал, что глубоко и подробно изучен вопрос нарушений фонетической и фонематической сторон речи, методы и приемы коррекционной работы. Авторы предлагают много разных методов и приемов: наглядные, словесные; игровые методы в основном представлены дидактическими играми. Всесторонне изучены фонологические процессы с психолингвистической, нейропсихологической стороны. Однако мало внимания уделяется игре как средству формирования фонематического восприятия. Игровые методы и приемы преимущественно представлены дидактическими играми. Вместе с тем в настоящее время недостаточно изучено формирование фонематического восприятия посредством сюжетно – ролевой игры.
Предлагаемая нами система работы по развитию фонематических процессов у дошкольников шестого и седьмого года жизни учитывает потребность в игровой деятельности у детей в этом возрасте. Целью нашей работы являлась разработка комплексной, дифференцированной системы работы, включающей элементы театрализации, сюжетно – ролевой игры.
В исследовании принимало участие 50 детей в возрасте 5 и 6 лет. Из них 35 детей фонетико – фонематическим недоразвитием и 15 детей с нормальным речевым развитием. Логопедическая работа проводилась с учетом состояния звукопроизношения, фонематической стороны речи у дошкольников. Диагностика проводилась индивидуально в игровой форме. Ребенку предлагалось отправиться в путешествие на поезде. По ходу путешествия на разных станциях ребенку предлагались задания на проверку фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, просодической стороны речи. Целью начального этапа было выявить состояние фонематической стороны речи. После обработки данных обследования мы переходили к следующему этапу.
Целью второго этапа было: развитие фонематических процессов, просодической стороны речи; разработка системы занятий.
Структура занятий содержит элементы театрализации, связанные с изучаемой лексической темой. Занятия проводились фронтально один раз в неделю в рамках обучению грамоте. Рассмотрим это на примерах:
Фрагмент логопедического занятия.
Лексическая тема: «Наша Армия».
Коррекционно – развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие. Фонематический анализ и синтез; закреплять четкость произношения, дифференциацию звуков «Р» и «Л»; навык чтения и печатания букв Р и Л.
Оборудование: эмблемы для команд «моряков» и «летчиков», постройки: корабль и самолет, индивидуальные конверты с предметными картинками, в названии которых есть звук «Л» и «Р», флажки, конверты с посланиями для «моряков» и «летчиков».
Ход занятия:
Организационный момент.
Развитие сенсорного уровня восприятия речи.
- Повторите слоги, не ошибаясь:
Ра-ра-ла
Ло-ло-ро
Лу-ру-лу
Лы-ры-ры
-Дети, какие согласные звуки есть в этих слогах? Назовите их.
-Что мы о них знаем? Чем они похожи, чем отличаются?
Сообщение темы занятия. Мы сегодня будем учиться различать звуки «Л» и «Р». Внимательно прослушайте слова, когда услышите звук «Л» - топните правой ножкой. Если узнаете звук «Р» - кивните головой (лампа, лужа, ракета, театр, мотор, стол, полка, кора, горы, ковер, стул).
Звуко – буквенный анализ и синтез.
-Построены корабль и самолет. Предлагаю организовать соревнование. Составь из букв название самолета и корабля. («Смелый» и «Быстрый»).
Дети составляют, читают, делят слова на слоги, выделяют и называют слоги со звуками «Л» и «Р».
Далее дети «размещаются» на корабле и на самолете (садятся на стульчики). Одна группа детей, входя на «корабль», называет слова со звуком «Р», другая – название предметов со звуком «Л», если входят на борт лайнера. Таким образом организуются команды: «моряков» и «летчиков».
Играющие получают задания в конвертах: картинки, в названии которых есть звук «Л» и «Р». Воспитанники отбирают по одной картинке и составляют звукобуквенные схемы.
Письменное задание.
-Сегодня на занятии мы будем выполнять военное задание.
Ребенок – солдат приносит секретное задание.
- В задании дождем размыло буквы. Нужно их вписать.
А. Речевой материал для «моряков»: Летчики ско.о полетят. Самолет «Быст.ый» де.жит ку.с на севе.. П.илетают ут.ом вст.ечайте.
Б. Речевой материал для «летчиков»: Да.еко виден маяк. Кораб.ь стоит у берега. Моряки заш.и на кораб.ь «Сме.ый». Они п.ывут по морю.
Физкультминутка. Выполняются упражнения с флажками, движения повторяются вслед за логопедом.
Письменное задание.
- Получена новая шифрограмма.
Дети записывают в тетради буквы Л и Р. Потом «расшифровывают» донесения, припоминая слова с соответствующими звуками.
Подведение итогов занятия.
- Возвращаемся домой.
- Вспомните, какие вы выполняли задания? Какие были самые интересные? Почему?
- Чему мы сегодня научились?
Оценка деятельности детей.
Организованное окончание занятия.
Методические рекомендации для воспитателей.
Для закрепления полученных знаний и навыков рекомендуется провести следующие виды заданий и игры:
Игра «Соберем вещи». Дифференциация звуков «Л» и «Р».
Чтение слов и текстов с буквами Л и Р.
Игра «Шифровальщики».
Фрагмент логопедического занятия.
Лексическая тема: «Зимующие и перелетные птицы».
Коррекционно – развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие; простые и сложные формы фонематического анализа, синтеза и представлений; познакомить детей с буквой Ю; закрепить навык чтения, продолжать отработку навыка различения твердых и мягких согласных звуков.
Оборудование: маски птиц, слоги для чтения, доски, крупа, тетради, ручки, панно для чтения с буквой Ю.
Ход занятия:
Организационный момент.
Чтение слогов:
До-де
По-пе
Ко-ке
Зо-зе
Ло-ле
- Вспомните гласные буквы, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного.
Сообщение темы занятия.
- Развитие навыка фонематического анализа. Игра «Наоборот» (твердые - мягкие). Прослушайте пары слов, повторите. Что они означают? Как мы произносим первые согласные?
Нос - нес
Ныть – нить
Мать – мять
Лук – люк
Тук – тюк
- Какие гласные буквы обозначают на письме мягкость этих звуков? Правильно, это буквы Е, И, Я, Ю. Что происходит с согласным перед буквой Ю?
Чтение слогов.
- Читаю объявление: «Внимание, внимание! Открывается птичья школа!»
Дети надевают маски птиц. Логопед сообщает, что сегодня в школе они будут знакомиться с буквой Ю. Первый урок – чтение.
- Читаем слова.
Ю – ла
Ю – ля
Ю – ра
Ю – бка
Ю – рок
Ю – жный
- С прочитанным словом составляем предложение по схеме.
- Второй урок – конструирование.
Предлагаем выложить букву Ю из опилок на дощечках; далее отыскать ее на панно. Выигрывает тот, кто найдет больше букв.
- Третий урок – физкультура.
Дети выполняют упражнения вместе с логопедом:
Воробьиная семья делает зарядку:
Прыг – скок на сучок,
А потом на грядку,
Прыг – скок, прыг – скок,
Ножки, как пружинки,
Начинается урок с маленькой разминки.
Прыжки на месте, затем приседания.
- Четвертый урок у нас вами по расписанию – урок письма.
Печатание слов под диктовку:
Тюк – тюки
Лютик – лютики
Клюв – клювик
Утюг – утюги
Составление схем, деление на слоги. Выделение ударного слога и гласной буквы:
Клюква – клю (ю)
Плюшка – плюш (ю)
Ключик – клю (ю)
Плющ – плющ (ю)
Колючка – люч (ю)
Блюдце – блюд (ю)
Подведение итогов занятия.
- Ребята, наша школа закрывается. Уроки закончились.
Птицам пора разлетаться по домам. С какой буквой вы сегодня познакомились? Что мы о ней знаем? Какой урок особенно понравился?
Организованное окончание занятия.
Методические рекомендации для воспитателей:
Чтение слов, текстов с буквой Ю.
Игра «Наоборот» (твердые – мягкие согласные).
Игра «Эхо» (выделение ударного слога).
Полученные навыки автоматизировались на индивидуальных занятиях с логопедом.
На третьем этапе, в конце года, мы проводили повторную диагностику. Целью обследования было выявить эффективность предложенной системы работы. Улучшение было отмечено у всех детей. Но результаты диагностики у детей экспериментальной группы были выше, чем результаты детей контрольной группы в работе с которыми использовались традиционные методы и приемы.
Таким образом, соединение театрализации, игровых методов с положительным эмоциональным подкреплением, учет онтогенетический подход в формировании операций различения и сопоставления данных фонем в устной речи воспитанников создают наиболее благоприятные условия для формирования фонематических процессов. Усвоение речевого материала и соответствующих фонематических операций осуществляется успешнее, если используются игровые и занимательные формы учебно – практических заданий.
Литература
Выгодский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологоические исследования, - М., 1956.
Львов М.Р. Основы теории речи, - М.; Изд. Центр «Академия», 2000.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях – М.; Просвещение, 1991.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М., 2004.
Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи / Под ред. Р.Е.Левиной, - М. Акад. пед. наук РСФСР, 1957.