Статья «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры у детей с низкой учебной мотивацией»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры
у детей с низкой учебной мотивацией
Выполнила:
Леоненко Ирина Анатольевна
учитель физической культуры.
г. Дальнегорск
2023г.
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. А формирование её у детей с низкой учебной мотивацией вдвойне сложнее. И эту задачу нужно решать только сообща.
Неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!
Все функциональные навыки формируются в условиях школы. Потому данная проблема актуальна для всех школ.
Организация учебной деятельности учащихся с низкой мотивацией к учению остается одной из основных методических проблем школы.
Сложная задача стоит перед учителем при наличии в классах учащихся с разным уровнем способностей. Тем не менее, ученики с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности присутствуют в каждом школьном коллективе.
Прежде чем приступить к работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию к
учебной деятельности, необходимо определить те причины, которые привели к снижению
интереса к учебе, отсутствию мотивации, нежеланию учиться.
Составить с коллегами совместный план работы с низко мотивированными детьми. Обсудить содержание плана. В совместном плане отразить три раздела: работа с низко мотивированными учениками, педагогическими работниками, родителями учеников. Обозначить планируемый результат, сроки и ответственных. План в качестве ответственных, кроме заместителя по УВР и классных руководителей, включить также педагога-психолога, социального педагога и заместителя директора по ВР.
Возможные причины
ВНЕШНИЕ:
отсутствие индивидуального подхода к учащимся
понижение ценности образования в обществе, семейный уклад
уровень воспитанности, отношение родителей к образованию своих детей
несовершенную организацию учебного процесса
конфликт «учитель-ученик»
пробелы в знаниях
Возможные причины
ВНУТРЕННИЕ:
слабое здоровье учащихся или особенности их нервной системы
недостаточное развитие волевой сферы
высокая доля обучающихся с рисками учебной успешности
большое количество детей с ОВЗ
низкое развитие интеллекта
План мероприятий, направленный на формирование и повышение функциональной грамотности на уроках физической культуры
учить детей работать с дополнительной литературой
отличать главное от второстепенного
готовить доклады
выполнять дополнительные задания творческого характера (придумать подвижную игру, сочинить сказку по теме …,решить ребусы, составить кроссворд и др.)
определить правильность / неправильность утверждений
продолжите предложение
практическая работа по предложенной инструкции
подчеркните в тексте всё, что касается …
выделите всё, что характеризует …
составьте маршрут похода ( экскурсии) для…
найдите, укажите и исправьте ошибки
задания открытого и закрытого типа.
План мероприятий, направленный на формирование и повышение функциональной грамотности на уроках физической культуры
через:
проектно-исследовательскую деятельность, творческие проекты и исследования с применением чертежей
математических расчетов «Мой выходной день", "Питаемся правильно» и т.д.
предлагать задания такого же характера в группах, парах, индивидуально с использованием карточек и без.
Организация коммуникативной педагогической среды, способствующей проявлению индивидуальности каждого ученика, самореализации и саморазвития.
Обратить внимание на внеурочную деятельность. Выявить интересы, склонности и совместно с родителями направить детей на дополнительные занятия.
привлекать учащихся в качестве тренеров, помощников учителя;
использовать творческие и информационные задания;
создавать на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт меж предметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера;
исполнять роль эксперта, консультанта. Работать в командах с детьми.
Все задания должны соответствовать возрастным особенностям детей и не во вред здоровью.
План мероприятий
Сбор и анализ информации (тестирование) «неуспевающих детей и детей «резерва»
Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с рисками учебной неспешности.
Сформировать систему совместной работы учителя и родителя по предупреждению отставания детей по учебным предметам
Одним из индикаторов функциональной грамотности является грамотность в вопросах собственного здоровья. Чтобы здоровый образ жизни стал осознанной индивидуальной потребностью, необходимо достижение уровня функциональной грамотности в сфере созидания собственного здоровья. Одним из способов формирования функциональной грамотности является методика мониторинговых исследований физического развития и физической подготовленности обучающихся. Объясняется выполнение проб и тестов. Подробно разъясняются расчетные формулы и оценочные критерии. Оценку показателей здоровья получаем путем фактических измерений, выполнений проб и тестов, характеризующих в том числе и адаптацию организма к физической нагрузке, и уровень физического состояния испытуемого. Порядок исследования и измерения не представляют большой сложности, поэтому ребяталегко справляются с ним.
Увлечённость, бесспорно, это одна из лучших мотиваций. Увлечь учащихся помогают инновационные технологии, нестандартная подача учебного материала, тематические экскурсии. В младших классах практикуется игровая форма обучения.
У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами. Другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.
Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».
Ресурсы
Методика диагностики учебной мотивации младших школьников «Лесенка побуждений» (Е.Н.Елфимова),
Модифицированная методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова,
А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин),
Педагог – психолог, материалы для работы. Повышение учебной мотивации.
https://schsverdlov-schel.edumsko.ru/activity/psih_ped/support/post/1965474