Применение технологий на тему «Формирование функциональной грамотности: о сложном просто» (9–11 классы)

4
0
Материал опубликован 21 February

 

 

Сегодня одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.  Помимо базовой грамотности от современного выпускника ждут и отраслевой, которая заключается в знании сфер повседневной жизни или определенной области.

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Мы все с вами прекрасно знаем, что академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент сместился на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Поэтому современный урок является уроком формирования функциональной грамотности ученика.

Я бы хотела вас познакомить с тем, как я на уроках обществознания развиваю читательскую, финансовую грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.

В основе моей работы лежит системно - деятельностный подход, который является основой Федерального образовательного стандарта и предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать: применять, искать условия и границы применения, преобразовывать, расширять и дополнять, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Чтобы реализовать этот подход на своих уроках, я использую технологии имитационного моделирования и технологии проблемного обучения. При этом формы организации работы учащихся могут быть разнообразными: фронтальные (просмотр и анализ видео-фрагментов), индивидуальные (выполнение практических задач), групповые.

Но независимо от формы организации работы учащихся неизменным остается использование информационно-коммуникационных технологий, но не привычных электронных образовательных ресурсов, а профессиональных – КонсультантПлюс, Гарант, сервис поиска работы НН, реестры товарных знаков и другие.

Использование таких инструментов в образовательном процессе создает основу для формирования функциональной грамотности учащихся, успешного усвоения фундаментальных знаний и практического их закрепления.

Например, изучая на уроке обществознания тему «Налоги и налоговая система РФ», мы обращаемся к справочно-правовой системе Консультант Плюс, где в разделе «Кодексы» работаем с Налоговым Кодексом РФ. Дети самостоятельно определяют понятие налог, обратившись к статье 8 НК РФ, с помощью ст. 12 определяют, какие виды налогов и сборов существуют в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1708536408aa.pngРаботая, например, с темой «Безработица» или «Трудовое право» в 8-11 классах, я знакомлю учащихся с сервисом поиска работы НН.ru, учу грамотно составлять резюме, анализировать на основе вакансий требования работодателей, их соответствие нормам Трудового кодекса РФ. Такой метод практического закрепления учебного материала помогает школьникам разбираться в устойчивых причинах различий в оплате труда, оценивать особенности рынка труда. Польза от этого заключается в том, что дети успешнее справляются с заданиями ЕГЭ этой тематики. Кроме того, такая практическая деятельность на уроках включает в себя и элементы профориентационной работы.

Вот еще один пример. На уроке обществознания мы с детьми изучаем новую тему «Культура и ее формы». На одном из этапов уроков передо мной появляется задача объяснить взаимовлияние народной, массовой и элитарной форм культуры. Перед детьми ставится вопрос: что объединяет два видеоролика? Сначала, мы смотрим отрывок из балета «Щелкунчик». После – рекламу конфет «M&S». После просмотра дети делают выводы, что оба ролика объединяет музыкальная композиция Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик». Только первый – пример элитарной культуры, а второй – пример взаимовлияния элитарной культуры и массовой (реклама). После обсуждения и аргументации учащихся, я предлагаю поработать с открытым реестром произведений российских правообладателей. И дети, анализируя данные таблицы, приходят к новым выводам, подтверждая свои предыдущие мысли, что произведение Чайковского используется в разных жанрах – инструментальной пьесе и рекламе.

Для закрепления полученных знаний, детям предлагается доказать взаимовлияние различных форм культуры на примерах других произведений с использованием уже знакомого ресурса.

Представленные мной ресурсы интегрируются с проблемными, игровыми методами, позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Кроме этого в образовательном процессе я активно использую свой сайт. Но не как инструмент презентации учителя, а как рабочий инструмент , сопровождающий школьников на уроках и при подготовке домашнего задания. На своем сайте я размещаю разработанные мной задания творческого, исследовательского характера, веду блог, в котором дети получают возможность выражать свою собственную точку зрения на различные общественные процессы прошлого, настоящего и будущего. Сайт также содержит раздел Центр правовой поддержки обучающихся. Именно там размещается актуальная правовая информация, которая может заинтересовать школьников. Интерес обучающихся к получению правовых знаний обусловлен тем, что школа, в которой я работаю, имеет статус региональной инновационной площадки по реализации инновационного проекта «Формирование этико-правовой и информационной культуры школьника».

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что на моих уроках дети используют собственные мобильные устройства. Казалось бы, школа сегодня ведет активную борьбу со сверхвовлеченностью детей в мир интернета, игр и других приложений. Но я думаю, что у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить детей правильно использовать телефоны, решать задачи, получать практические навыки, используя информационные технологии.

Что это дает детям?

Во-первых, это возможность решать различные, в том числе и нестандартные, учебные и жизненные задачи.

Во-вторых, школьник получает возможность обладать рефлексивными умениями, обеспечивающими оценку своей грамотности, стремлению к дальнейшему образованию.

И, конечно, выпускник готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

Ведь именно в этом главная задача современного учителя – максимально адаптировать выпускника школы к реалиям жизни.

Представлю фрагмент урока для 11 класса, тема которого звучит так: «Понятие правоведения. Виды юридических наук». Передо мной будет стоять следующая педагогическая задача: совместить в единую картинку урока множество пазлов.

 

t1708536408ab.png

 

Цель урока: сформировать понимание правоведения, связи юридических наук с другими науками и общественной жизнью.

Учитель: Итак, прошу обратить внимание на экран. Перед вами кадры из популярных фильмов. Давайте определим с вами, что это за фильмы.

Ответы учащихся:

Приключения Шерлока Хомса и доктора Ватсона;

Десять негритят;

Ищите женщину;

Комиссар Рекс;

Турецкий гамбит.

Как вы думаете, а что объединяет все эти фильмы. (Ответы учащихся) Безусловно, жанр – все они относятся к жанру детективов, для которого характерно расследование загадочного происшествия. И во всех случаях расследованием занимаются профессионалы.

Но любой профессионал когда то начинал с изучения теории. Вот и мы с вами сейчас познакомимся поближе с теорией права.

Для этого я предлагаю обратиться к Библиотеке Цифрового образовательного контента – масштабной базе знаний, которая создана в соответствии с Федеральными образовательными стандартами. Переходим в каталог, выбираем Обществознание. Углубленный уровень и тему – Понятие правоведения. Виды юридических наук. Знакомимся с отрывком из текста параграфа.

Скажите, пожалуйста, о каких юридических науках вы узнали из текста? (Ответы учащихся: теория государства и права, история права, семейное право, криминалистика, криминалистическая одорология).

Учитель: Отлично, но как сказал французский философ Жан-Жак Руссо: «Час работы научит больше, чем день объяснения». Поэтому предлагаю вам познакомиться с юридическими науками, примерив на себя роль детективов. Проведем лабораторную работу. Кстати, с какими школьными предметами у вас ассоциируется лабораторная работа (ответы учащихся: химия, физика, биология). Но на самом деле и в обществознании этот вид учебной деятельности может быть востребован.

t1708536408ac.pngИ вот для вас загадочное происшествие. Из школьного музея пропал один очень ценный экспонат – первый войсковой герб и печать войска Донского. Скажите, пожалуйста, с чем связана история возникновения первого войскового герба? (Ответы учащихся) Символику этой печати в литературе прошлого века связывали с историей возникновения казачества на Дону. Как раненные олени спасались от преследовавших охотников, так и лихие люди бежали на Дон, не желая мириться с вечной неволей или несправедливым судом. Это одна из версий истории герба. Но вернемся к происшествию. Экспонат, как вы понимаете, был найден.

На месте совершения преступления были найдены отпечатки пальцев троих лиц: меня, руководителя музея, председателя совета музея и один отпечаток, принадлежащий неустановленному лицу (отпечатки пальцев на экране). Как вы думаете, какая юридическая наука может помочь найти нарушителя порядка? (Ответы учащихся) Конечно, криминалистика! А чем занимаются криминалисты? (Ответы учащихся)

Учитель: Давайте и мы с вами проведем процедуру дактилоскопии. Для этого нам понадобится эксперт-криминалист.

Наверняка вам известно, что дактилоскопия - это установление личности человека по отпечаткам пальца, а точнее, по так называемому папиллярному узору.

Кто желает примерить на себя роль эксперта-криминалиста. (выходит один желающий)

Внимание! В минимальный набор для проведения дактилоскопии входит: валик дактилоскопический, краска для дактилоскопирования, стекло для раскатки краски, перчатки, и дактокарта. Я приглашаю подозреваемого пройти к столу для проведения процедуры (Одного ученика готовим заранее. Проводим процедуру снятия отпечатка большого пальца).

Итак, у криминалиста есть результат в дактокарте, у вас ребята – результат изображен на экране. Давайте же определим, принадлежит ли отпечаток пальца (имя ученика) одному из трех найденных на музейном экспонате. (Проводим сверку папиллярного узора и приходим к выводу, что отпечаток под номером три принадлежит (имя ученика)).t1708536408ad.png

Учитель (обращаясь к эксперту-криминалисту): Было ли увлекательно поучаствовать в такой необычной процедуре? А какие чувства вы при этом испытывали? (любопытство, интерес и тд).

Благодарю за содействие в расследовании!

Сегодня я хотела бы познакомить вас поближе с еще одной не менее интересной юридической наукой. А именно, с одорологией – наукой о запахах.

Эта наука имеет много общего и с биологией, и с химией. Запахи могут многое рассказать о человеке, роде его занятий. А в криминалистике запахи помогают расследовать преступления. Предлагаю вам поучаствовать в эксперименте. У меня на парте пять флаконов, содержащих различные запахи. Попробуйте понять, чем пахнет?

Баночка – кофе;

Баночка – апельсин;

Баночка – корица;

Баночка – шоколад;

Баночка – хвоя.

Казалось бы, для нас это всего лишь запахи. Но в профессии одоролога они имеют большее значение!

Такого рода лабораторные работы имеют для меня, как для учителя обществознания, большую ценность. Во-первых, они вызывают положительные эмоции у учащихся, что в свою очередь, является прекрасной мотивацией изучения дальнейшего материала. Во-вторых, имеют профориентационную ценность. Многие ребята увлеченно погружаются в мир профессий, связанных с юриспруденцией. В-третьих, у них развивается критическое мышление и глобальные компетенции. А использование на уроках музейных экспонатов служит замечательным поводом для обретения или актуализации знаний об историческом прошлом нашего Донского края.

В процессе проведения урока был использован и представлен музейный экспонат - музейная педагогика;

Учащиеся испытали разнообразные эмоции и прочувствовали окружающую действительность с помощью зрения, слуха, осязания и обоняния - педагогика чувств;

В начале урока мы работали с кадрами из художественных фильмов - применение медиа;

Я познакомила вас с библиотекой цифрового образовательного контента - цифровые образовательные технологии;

Вы узнали о юридических профессиях - профориентационная работа;

Мы немного поэкспериментировали в нашей криминалистической лаборатории - лабораторная работа;

В процессе урока учащимся удалось применить знания на практике -развитие функциональной грамотности

Дети получили от урока приятное впечатление - урок-впечатление.

На сегодняшний день мои ученики оправдывают эти ожидания. Они успешно участвуют в научно-практических конференциях с исследовательскими проектами по темам «Историческая грамотность молодежи», «Разрушительная сила теневой экономики», «Защита конституционных прав гражданина РФ» и другим. Среди моих воспитанников есть победители регионального конкурса «Отечество», победители и призеры муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию и праву. Выпускники успешно справляются с заданиями Единого государственного экзамена по обществознанию.

Что же касается правового просвещения школьников, то применение таких методических технологий на уроках способствует формированию правовой культуры школьников, успешной социализации подростков в обществе.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации