12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гавриленко Евгения Сергеевна213
Россия, Курская обл., Железногорск
Материал размещён в группе «В помощь учителю английского языка»
1

Формирование функциональной грамотности в учебной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку

Формирование функциональной грамотности в учебной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку

(из опыта работы)

Согласно новым федеральным образовательным стандартам функциональная грамотность является необходимым элементом образовательной программы и ее развитие должно осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.

Цель обучения функциональной грамотности при обучении иностранному языку – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает в себя: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему, использовать различные виды текстов для получения необходимой информации, понимать речь на слух и успешно взаимодействовать в рамках коммуникативной задачи.

Для достижения данных результатов необходимо использовать метод коммуникативно-ориентированного обучения, который включает в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу. Основной особенностью данного метода является то, что он направлен не на простое, теоретическое изучение основ языка, а на использование языка в реальных жизненных ситуациях.

Просто знания информации в современных реалиях уже недостаточно. Необходимо уметь понимать и использовать её в соответствии с жизненными целями, задачами, ситуациями.

Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. Основной характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.

Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности:

задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;

в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

вопросы изложены простым и ясным языком;

используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественно-научная грамотность;

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление.

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку.



Математическая грамотность

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Таким образом, у учащихся формируются следующие умения:

- распознавать проблему, которая возникает в окружающей действительности

- формулировать данную проблему

- решать проблему, используя математические факты и методы

- анализировать методы решения

- интерпретировать, формулировать и записывать результаты решения.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12. 

Типовые задачи: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. 

«Ты гостишь у своей бабушке в деревни. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.» Look at the pictures and count the birds.

Реши примеры (сложение, вычитание и т.д.)

Реши задачу: Роза купила 38 коробок шоколада. В каждой коробке было 96 конфет. Сколько всего конфет купила Роза?

Узнай сколько учеников в твоем классе ведут здоровый образ жизни. Построй диаграмму

Естественно-научная грамотность

Естественно-научная грамотность – ­это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям. Такая грамотность позволяет учащимся:

- научно объяснять явления

- понимать основные особенности естественно-научного исследования

- интерпретировать данные

- использовать научные доказательства для получения выводов.

Освоение естественно-научной грамотности реализуется в контексте следующих тематических областей:
-здоровье;
-природные ресурсы;
-окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.

Заинтересованность обучающихся в этих областях нам помогает применение внеклассного чтения на естественно-научную тематику.

В качестве дополнительного (экстенсивного) чтения можно использовать аутентичные статьи из журналов и газет. В них представлены материалы на различные темы, связанные с окружающим нас миром. В своей практике я использую сайт learnenglish.britishcouncil.org . Здесь вы можете выбрать тексты на любую тему, а главное – уровень владения языком, чтобы учащиеся не испытывали трудности при прочтении материала.

Возьмем, к примеру, статью Earth Hour (Час Земли), которая помогает акцентировать внимание ребят на проблемах окружающей среды. Учащиеся могут узнать, что именно следует делать, чтобы сохранить нашу планету. После прочтения текста ребятам предлагаются полезные ссылки, где можно дополнительно найти информацию по данной теме или даже вступить в экологическое сообщество. Также предлагается выполнить лексико-грамматические задания и задания на понимание содержания в режиме он-лайн. После выполнения заданий учащиеся сразу же узнают свои результаты.

В данном случае английский язык помогает узнать новое. Мы учим язык не просто, чтобы учить, а можем с его помощью получать важную информацию.

Читательская грамотность

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.

И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.

Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.

Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:

Сплошной (линейный)

Несплошной (нелинейный)

Смешанный

Составной

Соответственно мы должны учить детей:

Различать сплошные и несплошные тексты

Извлекать информацию из несплошных текстов

Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот

Самостоятельно создавать несплошные тексты

Оценивать полученную информацию

Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.

Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:

текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»

объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).

наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)

наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор

текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

При необходимости нужно адаптировать текст!

Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:

выбор товаров в Интернете;

заполнение электронных анкет, опросов, резюме;

поиск билетов на все виды транспорта;

изучение расписания движения транспорта;

работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;

использование сайтов со сводками погоды;

поиск кулинарных рецептов;

информации о работе

поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:

Предтекстовый (Pre-reading).

Текстовый (While-reading).

Послетекстовый (Post-reading).

1. Предтекстовый (Pre-reading)

Задачами данного этапа являются

создание мотива чтения;

развитие умения прогнозирования;

активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей

Можно выделить следующие группы упражнений:

Упражнения на соотнесение слова с темой

Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста

Упражнения в работе с заглавием текста

Упражнение в опознавании интернационализмов

2. Текстовые (While-reading) стратегии

Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.

На данном этапе учитель может предложить учащимся:

найти ответы на предложенные вопросы;

подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;

составить предложения по порядку;

найти соответствия;

выполнить задание на множественный выбор;

подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

восполнить недостающую информацию

во время чтения текста заполните таблицу

3. Послетекстовые (Post-reading) стратегии

Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

На этом этапе учитель может предложить учащимся:

выявить новое из прочитанного текста

высказать свое мнение по поводу прочитанного;

опровергнуть утверждения или согласиться с ними;

доказать или охарактеризовать что-то;

составить план текста, выделив его основные мысли;

пересказать/кратко изложить содержание текста;

рассказать текст от лица главного героя;

вставить в текст пропущенные слова или выражения;

составить синквейн.

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

В ходе обучения финансовой грамотности учащимся могут быть предложены следующие упражнения:

5-6 классы

What is Money? (Что такое деньги?)

Identifying Coins (Определи монету и страну)

Word Search (Поиск слова)

Can I afford it? (Могу ли я это купить?)

7-9 классы

Pay and Benefits (Расходы и доходы)

Saving Money (Как накопить деньги)

Money Responsibility (Как распоряжаться деньгами)

Business plan (Составь бизнес-план)

10-11 классы

Personal Finance (Карманные деньги)

Monthly Budget (Ежемесячный бюджет)

Saving and Investing (Накопить и инвестировать)


Формирование глобальных компетенций

Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем, проблему экологии, начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:

You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it. (Вы собираетесь принять участие в научной конференции по теме: «Зеленый дом». Приведи пять тезисов, как мы можем сохранить нашу планету.

Креативное мышление

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. Формирование креативного мышления помогает учащимся:

высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени

проявлять гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей)

оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи)

точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок. Одно из самых любимых заданий для учащихся всех возрастов – это сделать открытку или оригами своими руками. Для этого можно использовать различные видео на английском, где учащиеся повторяют действия за говорящим. К каждому празднику мы стараемся сделать такую открытку и подарить ее своим друзьям или родным.

Так же на этапе актуализации знаний я использую такой прием креативного мышления как ассоциации: Think of 20 words you associate with white/red/green. Think of 20 words that are happy/angry/lonely. Think of 20 words associated with the topic of … (art / cinema / technology). Придумай 20 слов, которые у вас ассоциируются с разными цветами: белый, красный, зеленый.

Данный прием развивает не только креативное, но и логическое мышление, совершенствует механизмы запоминания слов, обогащает словарный запас обучающихся.

Хочу представить еще одну технику, как «Что, если бы...». Я использую ее не только для развития креативного мышления, но и для закрепления грамматической структуры: «What would happen if…» (Что, если бы…). Эта техника полезна тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться реальной действительностью. Хоть и говорят, что никто не знает, что было бы, если бы все было по-другому, но фантазировать детям очень нравится. В этой технике на развитие креативности вам как раз предлагается подумать над подобными вопросами. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли. Например:

What would happen if there were no telephones? (Что будет, если исчезнут телефону?)

What would happen if you were 3 meters tall? (Что будет, если ты будешь 3 метра в высоту?)

What would happen if you could fly? (Что будет, если бы люди могли летать?)

What would happen if you were a teacher? (Что будет, если ты станешь учителем?)

В младших классах я использую такие приемы креативного мышления, как «Сумасшедший генетик», «Нарисуй монстра». Обучающимся предлагается нарисовать монстра, либо нечто, что будет сочетать в себе как можно больше признаков всех известных зверей. Draw a monster. Give him a name. Describe your monster and introduce him to your classmates. (Нарисуй монстра. Назови его. Опиши монстра и представь его своим одноклассникам.)

В заключении хотелось бы отметить, что развитие функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях по английскому языку способствуют не только углубленному изучению иностранного языка, но в первую очередь помогают активировать накопленные знания, научиться применять их в реальных языковых ситуациях, снимают психологические барьеры, а также способствуют расширению кругозора учащихся. Таким образом, данного рода занятия не только обучают учащихся иностранному языку, но дают разнообразные знания о мироустройстве, культуре, жизни.




Опубликовано в группе «В помощь учителю английского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.