12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Самсонова Светлана Леонидовна21
2

Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках математики, как важнейшее условие повышения качества математического образования


ПрезентацияPPTX / 1.41 Мб

/data/files/z1711285205.pptx (Презентация)

​​​​​​​1. Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках математики, как важнейшее условие повышение качества математического образования».



3. Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично.



4. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями» или «функциональной грамотностью».



5. Цель:

Познакомить вас с  педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики в 5-7 классах



6. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.



7. Под  математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.



8. Процесс формирования функциональной математической грамотности у учащихся должен быть построен на деятельностном подходе.

Развивать математическую грамотность мы начинаем развивать постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включая в ход урока задания устного счета, на «изменения и зависимости», «пространство и форму», «неопределенность», «колличественные рассуждения» и т. д.



9. Основной единицей изучения математической грамотности является практико- ориентированная задача. В условии таких задач описаны такие ситуации, с которыми дети встречаются в повседневной жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной жизни.

10. На своих уроках мы используем «Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики»

Сборник состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков функциональной грамотности учащихся 5-10 классов на уроках математики. Задания позволяют учителям использовать их на разных этапах урока и внеурочной деятельности.



11. Я хочу показать презентацию фрагмента одного урока математики в 6 классе с использованием практико - ориентированной задачи.

Слайд «Практическая часть»



13. Для начала давайте быстро ответим на вопросы, потренируемся в умении быстро считать.

Устный счет.



14. Организационный этап.

Возьмите  фигурку, которая вам понравилась. Психологи утверждают, что круг означает - гармонию и благополучие; квадрат - трудолюбие, усердие; треугольник – лидерство. Эти карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединения в группы)

Фото

15. Это был необычный урок – урок умения выбирать в сложившейся ситуации. И мы с ребятами участниками урока использовали полученные знания, умения и навыки.

Мы решали задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.


 

17. Ребятам было предложено рассмотреть ситуацию: Мама и двое детей решили поздравить бабушку с днем рождения, сделав маленький сюрприз, приехав чуть раньше обычного, к обеду. Обычно бабушка обедает в 14.00. Мама купила  букет, а ребят попросила подумать: как и на чем удобнее  добраться, и чем еще можно порадовать бабушку в такой день?



 18. Подумав, ребята решили, что ко дню рождения очень подойдет любимый бабушкин торт «Красный бархат», зефир и, конечно, любимый чай бабушки «Майский». Рядом находятся магазины «Народный», «Дикси» и «Пятерка», где можно сделать покупку.



19. Давайте решим задачи, выбирая ситуации по порядку.

Задачи урока:  «Дорога»,  «Лифт»,  «Поход в магазин»

 Мы работали в 3-х группах (Каждая группа получает задание.)



20. Задание для первой группы

«Поход в магазин»

   Рассмотрите таблицу с данными. Подсчитайте, в каком из магазинов покупка    

   обойдется дешевле?

название

«Народный»

«Дикси»

«Пятёрка»

зефир

149 руб.

199 руб.

259 руб.

торт

369 руб.

269 руб.

314 руб.

чай

80 руб.

59 руб.

79 руб.

 


21. Задание для второй группы

«Дорога»

   До  города, где живет бабушка, можно доехать на автобусе или электропоезде. Рассмотрите таблицу, и сделайте вывод, на каком виде транспорта можно добраться быстрее, чтобы успеть к обеду (к 14.00)? Нужно учесть, что от вокзала до дома бабушки идти пешком 25 минут. Обоснуйте свой вывод решением.

 

Время отправления

Время в пути

электропоезд

12 часов 10 минут

1 час 40 минут

автобус

11 часов 00 минут

2 часа 30 минут





22. Задание для третьей группы

«Лифт»

  Оля в 2 раза легче мамы, а Витя на 14 кг тяжелее Оли. Смогут ли ребята вместе с мамой, вес которой 74 кг, подняться одновременно на лифте, если лифт за 1 раз поднимает не более 170 кг? Обоснуйте свой ответ решением


 23. Фото


24. Проверка работы групп.

1 группа:

149+369+80=598(руб)-в «Народном»;

199+269+59=527(руб)-в «Дикси»;

259+314+79=652(руб)-в «Пятёрке».



25. 2 группа:

12 час 10 мин+1 час 40 мин+25 мин=14 час 15 мин

11 час 00 мин+2 час 30 мин+25 мин=13 час 55 мин



26. 3 группа:

74 : 2 =37(кг)- вес Оли;

37 + 14 = 51(кг)- вес Вити;

74 + 37 + 51 = 162(кг)- общий вес.

27. Фото



28. Рассмотренные приёмы работы на уроках математики  позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития  математического  интереса, и, как следствие, математической грамотности.



29. Современные дети приходят в школу с желанием действовать, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.



30. Таким образом, нужно использовать формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.