Статья на тему «Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность» (1–4 классы)

6
0
Материал опубликован 23 February

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, и ,осуществив его, достичь поставленных целей.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

В своей работе над проектной деятельностью учитель сталкивается с множеством проблем. Одна из них- психологическая, ведь проект не создаётся стихийно. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности.

Следующими проблемами, на мой взгляд, являются : обилие поступающей информации, неумение детьми планировать свою работу, находить нужную информацию и превращать её в знания.

У ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного; младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы; эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям. Вот с такими проблемами сталкивается учитель начальных классов при работе над проектной деятельностью учащихся.

Формирование ключевых компетенций учащихся в нашей школе мы осуществляем через проектную деятельность. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении.Всё это направлено на формирование ключевых компетенций учащихся , и , в результате , позволит каждому из учеников успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

В нашей школе проектной деятельностью учащиеся занимаются с первого класса. Для реализации проектной деятельности используются ресурсы урока, индивидуально-групповые занятия, внеурочное время.

Сочетание традиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяет достигать поставленных целей образования, а именно – формировать компетентности учащихся. Общаясь с детьми, учитель определяет темы, которые интересны и полезны детям, а материала учебников явно недостаточно. На уроках, особенно окружающего мира, литературного чтения дети часто задают дополнительные вопросы, выходящие за рамки программы. Чаще всего именно таким образом и определяется тема будущего проекта, как правило, интегрированного. Для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и важная для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Но тем не менее, интересны социальные проекты «Мой двор», «Мой мачтовый город», « Мой маленький народ» на основе краеведческого материала , в работе над которыми учащиеся учились ставить цель и организовывать её достижение, организовывать планирование, выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме. Здесь идёт речь об учебно-познавательной компетенции.

Говоря о коммуникативной компетентности, мы должны помнить о главном правиле – язык обслуживает мышление. Порой ребята у нас не могут овладеть искусством краткого, сжатого пересказа, не правильно используют мимику, жесты, не могут выразить собственную позицию по какому-то вопросу. Поэтому, развивая речевые, неречевые, устные, письменные способы общения, дети осознают главное – они должны понимать друг друга и быть понятыми. Интересны проекты наших четвероклассников, которые были оформлены в виде писем. Ребята рассуждали о том, кого можно назвать героем нашего времени, и неожиданное исследование одной из наших учениц о Юрии Гагарине заняло 2-е место на Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок письма».

Одним из важных традиционных мероприятий в школе является День науки. В этот день ребята представляют свои проекты не только одноклассникам, но и родителям. Темы проектов очень разнообразны. Например, в прошлом году 3 классы представляли творческий проект «Кто победит нечистую силу в сказках?», проведя исследование о силе и сплочённости русского народа.

Проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Работая в группах, ученики формируют коммуникативные компетенции, необходимые в современном мире. Начиная планировать проект, они учатся принятию совместных решений, распределению обязанностей, формируют навыки работы в группе. Над проектом учащиеся работают под руководством учителя. И чем старше ученики, больше в ходе работы они проявляют самостоятельности. Каждый ученик выполняет определенную функцию, каждый находит применение своим возможностям, для каждого ученика созданы условия для развития. Индивидуальные проекты способствуют формированию навыков самостоятельной работы, когда и замысел и его выполнение полностью зависят от творчества ученика. Наша работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок мог сказать: я это могу, я это умею. Здесь мы говорим о формировании личностной (ценностно-смысловой) компетенции , когда необходимо уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия. Интересны и неожиданны индивидуальные проекты учеников 2-х классов, которые заинтересовавшись темой «Кто человеку друг?», проявили максимум самостоятельности и творчества, сделав вывод, что собаки и лошади- главные друзья человека, а один ребёнок выдвинул гипотезу о друге –матери и с блеском её защитил.

В условиях нашего времени необходимо развивать информационную компетентность. Мы учим детей работать с различными информационными системами. Наши ребята получают информацию ненормированно, хаотично. Поэтому, главной задачей считаем научить малышей разграничивать ее на верную и неверную.

Формируя социальную компетентность, мы приобщаем детей к жизни в обществе. Наши ученики живут в социуме и нам необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.

Для этого сообщаем им правила и нормы жизни в обществе, даем предписания, а потом в течение дальнейшей работы направляем в нужное русло. Мы должны научить ребят принимать, понимать и уважать чужую точку зрения, при этом учить их отстаивать свою. Интересны мини-проекты на тему «Посмотри на мир чужими глазами», в которых формировалась способность развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу. Например, работая над проектом «Наши пернатые друзья» в первом классе ребята вместе со взрослыми изготовили кормушки, а затем , наблюдая за «птичьей столовой», обратили внимание на поведение птиц в морозы. Так появилось продолжение проекта, в котором дети провели исследование о том, что помогает птицам выжить зимой.

Важной частью любого проекта, да и вообще любой учебной деятельности должна быть активная рефлексия учеников после создания готового продукта обучения. Она позволяет ученикам продуктивно продвигаться по образовательной траектории, исправляя ошибки, выбирая направление дальнейшей деятельности. Рефлексия способствует формированию личностных и метапредметных результатов обучения. Некоторые педагоги фиксируют разрыв между тем, что учащиеся считают своим личным достижением, и результатом проектной работы. Поэтому для развития рефлексии, осознания и оценки учащимися результатов своей деятельности очень важно организовать и самооценку своего собственного продвижения в проекте.

Необходимо помнить, что при выполнении проекта возможно возникновение самых разных затруднений, тем более, что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку. Проекты бывают не реализованы чрезвычайно редко, но порой случается, что некорректно сформулированная проблема не позволяет грамотно поставить цель или вместо задач при планировании указываются отдельные шаги, не удается спланировать продукт и т.п. В этом случае возможно и необходимо возвращение с одного этапа на другой, на котором была допущена ошибка. Такой опыт выявления собственных ошибок более ценен для учащихся, чем гладкое протекание проекта под руководством учителя, предостерегающего их от неверных шагов.

В заключение хотелось сказать, что обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития. Проектная методика позволяет сделать обучение максимально эффективным, т.к. подразумевает самостоятельную творческую деятельность учащихся. В процессе проектной деятельности создаются условия для формирования ключевых компетенций, определённых потребностями развития современного общества. Можно предположить, что список ключевых компетенций будет корректироваться, но универсальность проектной методики позволяет подготовить учеников к любым реалиям жизни в обществе.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации