12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Татьяна Николаевна22

​​Служба здоровья образовательного учреждения – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни. Служба здоровья создается во всех типах и видах образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию. Такая Служба есть и в нашей школе.

В состав Службы здоровья включены: медицинские работники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, педагоги-организаторы, специалисты по информационным технологиям, преподаватели физической культуры, биологии и другие педагоги.

Методология деятельности Cлужбы здоровья опирается на созидающие подходы к обеспечению здоровья человека в системе образования.

Целью Службы здоровья является создание здоровьесозидающей и здоровьесберегающей образовательной среды, которая работает на основе идеологии культуры здоровья. Культура здоровья подразумевает формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни школы и всех участников образовательного процесса.

Задачами Службы здоровья являются:

повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;

организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса, а также личную и коллективную безопасность обучающихся;

создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости обучающихся наиболее распространенными болезнями детей и подростков, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.

Деятельность Службы здоровья строится на основе социально-педагогического партнерства с родителями обучающихся, а также с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования, учреждениями культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального развития, общественными организациями, муниципальными органами власти по вопросам обеспечения здоровья участников образовательного процесса.

В рамках этой деятельности Служба здоровья создает Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся нашей школы. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья обучающихся.

Преобразования в системе образования предполагают создание условий для удовлетворения образовательных потребностей личности с учетом ее индивидуальных особенностей, возможностей самореализации в обучении для достижения наилучшей его результативности. Специфика образования на современном этапе предъявляет особые требования к качеству и уровню образования, тем самым, вынуждая учебные заведения пересматривать как содержание обучения, так и организацию всего образовательного процесса.

С введением нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) направление здоровьесберегающей работы школы с использованием педагогических средств становится одним из приоритетов. ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у обучающихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах своего здоровья, здоровья окружающих людей. Стандарт также предусматривает развитие у обучающихся самостоятельного приобретения в течение дальнейшей жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Однако, при этом, в настоящее время прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья населения в целом по стране. Особенно сильно она проявляется среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Так контингент обучающихся с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - обучающиеся с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.

В нашей школе 23 класса, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. У значительной части обучающихся отмечаются особенности речевого поведения, такие как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации. Социальное развитие большинства обучающихся с нарушениями речи также полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций. Всестороннее развитие данной категории детей в обязательном порядке требует целенаправленной работы по здоровьесбережению, в то время как практика показывает, что решить данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу. Поэтому значительную часть этой работы обязано взять на себя образовательное учреждение.

Одним из основных видов деятельности, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья ребенка в образовательном учреждении, на наш взгляд, является психопрофилактика. В связи с этим, основное направление деятельности при реализации Программы состоит в возможности предоставления комфортных условий для развития обучающихся, условий, при которых у обучающихся происходит формирование культуры здоровья, условий, которые создаются в самых различных направлениях деятельности: урочной, внеурочной, деятельности дополнительного образования, в рамках проектов Российского движения школьников и т.д.

Данная Программа строится на понимании здоровья обучающихся как фундаментальной основе полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психологическими возможностями. Основное положение Программы – принцип социальной справедливости по отношению ко всем обучающимся, доступности образовательной среды и интеграции детей с ОВЗ (ТНР) в группу нормотипичных сверстников.

Программа предусматривает получение школьниками, учителями, родителями (законными представителями) знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Реализация каждого направления Программы осуществляется совместно всем педагогическим коллективом через рабочие программы, программы внеурочной деятельности, классные часы, планирование воспитательной работы на каждый учебный год.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.