Статья на тему «Формирование культуры ЗОЖ»
Служба здоровья образовательного учреждения – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни. Служба здоровья создается во всех типах и видах образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию. Такая Служба есть и в нашей школе.
В состав Службы здоровья включены: медицинские работники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, педагоги-организаторы, специалисты по информационным технологиям, преподаватели физической культуры, биологии и другие педагоги.
Методология деятельности Cлужбы здоровья опирается на созидающие подходы к обеспечению здоровья человека в системе образования.
Целью Службы здоровья является создание здоровьесозидающей и здоровьесберегающей образовательной среды, которая работает на основе идеологии культуры здоровья. Культура здоровья подразумевает формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни школы и всех участников образовательного процесса.
Задачами Службы здоровья являются:
повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса, а также личную и коллективную безопасность обучающихся;
создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости обучающихся наиболее распространенными болезнями детей и подростков, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.
Деятельность Службы здоровья строится на основе социально-педагогического партнерства с родителями обучающихся, а также с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования, учреждениями культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального развития, общественными организациями, муниципальными органами власти по вопросам обеспечения здоровья участников образовательного процесса.
В рамках этой деятельности Служба здоровья создает Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся нашей школы. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья обучающихся.
Преобразования в системе образования предполагают создание условий для удовлетворения образовательных потребностей личности с учетом ее индивидуальных особенностей, возможностей самореализации в обучении для достижения наилучшей его результативности. Специфика образования на современном этапе предъявляет особые требования к качеству и уровню образования, тем самым, вынуждая учебные заведения пересматривать как содержание обучения, так и организацию всего образовательного процесса.
С введением нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) направление здоровьесберегающей работы школы с использованием педагогических средств становится одним из приоритетов. ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у обучающихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах своего здоровья, здоровья окружающих людей. Стандарт также предусматривает развитие у обучающихся самостоятельного приобретения в течение дальнейшей жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.
Однако, при этом, в настоящее время прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья населения в целом по стране. Особенно сильно она проявляется среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Так контингент обучающихся с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - обучающиеся с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.
В нашей школе 23 класса, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. У значительной части обучающихся отмечаются особенности речевого поведения, такие как незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации. Социальное развитие большинства обучающихся с нарушениями речи также полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций. Всестороннее развитие данной категории детей в обязательном порядке требует целенаправленной работы по здоровьесбережению, в то время как практика показывает, что решить данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу. Поэтому значительную часть этой работы обязано взять на себя образовательное учреждение.
Одним из основных видов деятельности, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья ребенка в образовательном учреждении, на наш взгляд, является психопрофилактика. В связи с этим, основное направление деятельности при реализации Программы состоит в возможности предоставления комфортных условий для развития обучающихся, условий, при которых у обучающихся происходит формирование культуры здоровья, условий, которые создаются в самых различных направлениях деятельности: урочной, внеурочной, деятельности дополнительного образования, в рамках проектов Российского движения школьников и т.д.
Данная Программа строится на понимании здоровья обучающихся как фундаментальной основе полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психологическими возможностями. Основное положение Программы – принцип социальной справедливости по отношению ко всем обучающимся, доступности образовательной среды и интеграции детей с ОВЗ (ТНР) в группу нормотипичных сверстников.
Программа предусматривает получение школьниками, учителями, родителями (законными представителями) знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Реализация каждого направления Программы осуществляется совместно всем педагогическим коллективом через рабочие программы, программы внеурочной деятельности, классные часы, планирование воспитательной работы на каждый учебный год.