Статья на тему «Формирование метапредметных компетенций на уроке русского языка»

3
0
Материал опубликован 11 October 2023 в группе

Формирование метапредметных компетенций на уроке русского языка

Не для школы, а для жизни мы учимся

Сенека

В новых стандартах общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательный для изучения. Теперь ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем.

Формирование метапредметных компетенций в современной школе опирается на формирование ключевых универсальных учебных действий школьников. Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. Существенную роль здесь могут сыграть следующие способы организации деятельности учащихся:

  • Творческие задания.

  • Любые виды проектной деятельности.

  • Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.

Творческие задания

Выполнение творческого задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества. В своей деятельности я использую систему уроков с творческими заданиями, направленными на понимание существенной роли русского языка в нашей жизни, в частности в сфере делового общения. Данную систему, состоящую из четырех уроков, считаю целесообразным разделить на три этапа.

Первый этап является подготовкой к осмыслению темы «Роль русского языка в нашей жизни». Урок развития речи посвящен обсуждению разнообразных ошибок, допускаемых во всех сферах деятельности человека. Необходимо подготовить к уроку выборку рекламных объектов (объявления, слоганы, макеты, буклеты и т.д.), в которых допущены либо речевые, либо орфографические, либо пунктуационные ошибки. Желательно, чтоб материал был связан с известными детям структурами (местная газета, ценники из близлежащего магазина, визитки и т.д). Например, ценник с надписью «Завадная игрушка», визитка мастера салона красоты с надписью «Парекмахер-универсал». В зависимости от времени, выделяемого на этот этап, учитель может сам указать на ошибки или же предложить учащимся поработать в роли редактора.

На втором этапе ученикам предлагается поработать в группе из 2-3 человек и подготовить к уроку по два рекламных объекта от каждой группы. Один объект должен быть грамотно составлен, второй же будет с заведомо допущенной ошибкой. Тема работ, их вид и способ выполнения остается на усмотрение учащихся. Важное условие – возможность передать свои макеты другой группе (чаще всего ученики выбирают бумажный вариант оформления). Примеры рекламных текстов, составленных с ошибкой: «Туристическое агенство «Счастливая семья» предлагает отдых в греции..», «Новый Volkswagen Touareg- ваше настоящее будующее!», «Хочешь видеть мир лучше? Тогда одень очки!»

На следующем уроке ученики обмениваются работами, и им предлагается выступить в роли работодателя, который должен просмотреть образцы из портфолио предполагаемых соискателей работы. Учащиеся каждой группы должны выбрать грамотно составленный образец и написать уведомление о приеме на работу в соответствии с нормами официально-делового стиля. На макет, в котором допущена ошибка, составляется отказ в принятии на работу с указанием причины. Учитель может предложить шаблоны официальных документов, на которые будут ориентироваться ученики. Пример текста с отказом в принятии на работу, составленный учеником: « ООО Алмазхолдинг» Сотниковой О.С. от 17.10.2017 г. С сожалением сообщаем, что вынуждены отказать Вам в трудоустройстве на должность дизайнера ,ввиду несоответствия Ваших деловых качеств требованиям, так как в ваших работах были выявлено наличие орфографических ошибок..» (текст отказа представлен частично).

Третий этап является рефлексией на проделанную работу. Обсудив с учениками впечатления о проделанном творческом задании, предлагаю написать эссе на тему «Роль русского языка в деловой сфере общения».

Представленная мною серия уроков направлена на формирование метапредметной компетенции при изучении русского языка в 5-9 классах. Данный вид работы можно приобщить не только к урокам развития речи, но и к изучению темы «Стили речи».

Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Творческие задания на уроках повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции и, самое главное, приносят радость.

В заключение хотелось бы привести слова И.Г. Песталоцци:  «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

1. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013.

2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации