Формирование познавательных УУД на уроках географии
Содержание.
Введение………………………………………………………………………… 2
Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии……. 4
Характеристика познавательных УУД………………………………………..9
Формирование познавательных УУД на уроках географии ………………...17
Формирование познавательных УУД на разных этапах урока……………….28
Заключение ………………………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………………………30
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег
Введение
Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Современная система образования призвана вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе.
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности. Учителю современной школы в условиях внедрения ФГОС необходимо решать важную задачу – подготовить выпускника, обладающим необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную и информационно-коммуникативную деятельность, уверенно чувствовать себя в современной жизни. Таким образом, основой школьного образования признается система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться.
К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
· Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
· Умение пользоваться современными информационными технологиями;
· Владение научными географическими понятиями;
· Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
· Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
· Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
· Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:
· Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
· Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)
· Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
· Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
· Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
· Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.
Система универсальных учебных действий (по ФГОС).
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
· самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
· смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
· нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
· целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
· планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
· составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
3. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· структурирование знаний;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (информационные):
· моделирование;
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические (интеллектуальные) универсальные действия:
· анализ;
· синтез;
· сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
· подведение под понятие, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений;
· доказательство;
· выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
· формулирование проблемы;
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Исследовательские действия.
Характеристика познавательных УУД.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Состав познавательных УУД.
Виды УУД
Состав действий
Общеучебные
· Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· Структурирование знаний;
· Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· Определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
· Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково - символические
· моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические
· Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);
· Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
· Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
· Подведение под понятие;
· Выведение следствий;
· Установление причинно-следственных связей;
· Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;
· Выдвижение гипотез и их обоснование.
Исследовательские
· Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация;
· Выдвижение гипотезы;
· Видение проблемы;
· Определение объекта и предмета исследования;
· Определение комплекса методов исследования;
· Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;
· Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования;
· Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;
· Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования.
Постановка и решение проблем
· Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;
· Проверка гипотетических положений;
· Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». В содержательной части рабочей программы представлена система учебных действий, на основе которых может быть освоено предметное содержание раздела или темы.
УУД
Результаты развития УУД
Значение для географического образования школьника
Познавательные (знаково-символические и логические)
Формирование географического мышления как особого способа познания и понимания географического пространства
Овладение научными географическими понятиями; формирование умения пользоваться географической картой, современными информационными технологиями;
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
Умения делать выводы и умозаключения;
Составлять описания и характеристики, сравнивать.
Познавательные (постановка и решение проблем)
Формирование поискового стиля мышления
Овладение умением выявлять проблемы и ставить вопросы, конструировать различные способы их решения.
С позиции деятельностного подхода задача достижения нового образовательного результата требует от учителя конструирования методической системы, в основе которой находится организация деятельности учащихся по освоению различных учебных действий. Новая система предполагает отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, средств и форм организации обучения. Таким образом, функционирование новой методической системы обеспечивают следующие методические условия.
1. Необходимость определения цели формирования УУД.
С позиций требований ФГОС задача обучения заключается в обучении способов действий. Реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности, т.е. в глагольной форме – объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и т.д.
Отражение формирование познавательных УУД в целеполагании учебного процесса.
Примерные формулировки задач урока:
· Выявить особенности процессов, объектов и явлений;
· Установить причинно-следственные связи;
· Сравнить объекты, территории;
· Выделить черты сходства и различия;
· Объяснить;
· Проанализировать;
· Сформулировать суждение;
· Выделить существенные признаки;
· Найти необходимую информацию;
· Определить источники необходимой информации;
· Построить модель (смоделировать);
· Преобразовать информацию в схему, таблицу;
· Провести наблюдение;
· Составить план по тексту;
· Представить подготовленную информацию в виде презентации;
· Сформулировать гипотезу;
· Найти ответ на вопрос;
· Высказать предположение;
· Привести доказательства; классифицировать объекты по признаку;
· Найти необходимую информацию для решения задачи.
2.Планирование каждого этапа учебной деятельности. Планируя урок, нужно учитывать, что главная задача – не простое изложение учебного материала, а организация деятельности учащихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и организация их решения.
3.Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.
При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы.
Географический метод
Осуществляемые действия
Примеры заданий
Метод наблюдения
Определить цель наблюдения;
Произвести отбор источников информации;
Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений;
Провести наблюдение за погодой;
Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.
Метод географического описания
Отбирать необходимые источники информации, находить информацию;
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Составлять географическую характеристику территорий.
По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса.
Историко-географический метод
Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.
Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России.
Сравнительно – географический
Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины.
Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов.
Картографический
Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления.
Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса?
Статистический
Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен.
По климатограммам определите тип климата данной местности.
Таким образом, при соблюдении всех условий, УУД выступают существенным фактором в освоении учащимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров.
Формирование познавательных УУД на уроках географии.
На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.
В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов.
Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например.
· Найти на карте крупнейшие горы мира.
· Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.
· Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки.
· Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
· Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Северного экономического района.
Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.
Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.
· Составить план параграфа и изложить текст по плану.
· Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)
· Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.
· Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).
· Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в параграфе «Северная Америка. Особенности природы» выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте.)
Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.
Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.
Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными УУД, мы начинаем формировать логические и исследовательские УУД.
Умение давать определения понятиям.
Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина. Определение понятия – необходимое умение, позволяющее раскрыть его содержание, а, следовательно, позволяющее в дальнейшем отличать одно понятие от другого.
Примеры.
· Прочитайте определения понятия «гранит»:
1) Это широко распространенная в земле горная порода;
2) Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;
3) Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;
4) Магматическая горная порода.
Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных определений.
· Прочитайте определение понятия:
Параллель – это линия, с помощью которой можно определить направления запад и восток.
Полное ли это определение? Назовите, какие признаки понятия «параллель» в этом определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.
· Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения:
Магматическая горная порода – это застывшая магма.
· Прочитайте определение:
Вулканический кратер – это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого находится одно или несколько жерл, через которые на земную поверхность поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.
Проанализируйте: верно ли это определение и можно ли сформулировать его короче.
Умение классифицировать.
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.
· Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.
(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)
· Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:
Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.
(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)
· Разделите слова на группы несколькими способами:
Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.
( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)
Умение сравнивать.
«….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский.
Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.
· Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.
· Сравните ресурсообеспеченность стран мира.
· Дайте сравнительную характеристику двух стран Европы.
На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.
Умение моделировать.
Модель – это искусственно или мысленно построенная конструкция, отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает на новую дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом моделирования является картографирование. Моделирование в школьном курсе географии применяется при изучении:
· закономерностей размещения географических явлений и процессов;
· территориальных связей и взаимодействий;
· оптимального развития геосистем разного ранга.
Чаще всего моделирование сочетается с проектной деятельностью.
· Определение оптимального места для размещения пищевого комбината.
· Составление памятки туристу для посещения Австралии.
· Составление экскурсионного тура по городам Центральной России.
Умение наблюдать.
Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.
· Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.
· Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?
· Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических подробностей и объектов.
Умение делать выводы и умозаключения.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание. Выделяются три вида умозаключений: индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии.
·  
Цыркова Мария
Абсалямова Айгуль Минихановна
Цыркова Мария
Абсалямова Айгуль Минихановна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»