12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Букина Татьяна Васильевна159
Стаж работы 20 лет
Россия, Коми респ.

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………… 2

Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии……. 4

Характеристика  познавательных   УУД………………………………………..9 

Формирование познавательных УУД на уроках  географии ………………...17

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока……………….28

Заключение ………………………………………………………………….…..29

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

   «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или          сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». 
А. Дистервег

 

 

Введение

Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования.  - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.         Современная система образования призвана  вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а  формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе.

                  Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни.  Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности. Учителю современной школы в условиях внедрения ФГОС необходимо решать важную задачу – подготовить выпускника, обладающим необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную и информационно-коммуникативную деятельность, уверенно чувствовать себя в современной жизни. Таким образом, основой школьного образования признается система  универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.

 

Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии.

 

                      Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

                    УУД представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться.

                       К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:

·        Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.

·        Умение пользоваться современными информационными технологиями;

·        Владение научными географическими понятиями;

·        Умение видеть проблемы и ставить вопросы;

·        Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;

·        Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;

·        Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.

УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:

·        Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);

·        Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)

·        Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;

·        Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;

·        Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;

·        Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.

 

                      Система универсальных учебных действий (по ФГОС).

1.     Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

·         самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·         смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

·         нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

2.     Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

·         целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

·         планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

·         составление плана и последовательности действий;

·         прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

·         контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

·         коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

·         оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

·         саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3.     Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

·         планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·         постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·         разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

·         управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

·         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.     Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

·         самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·         поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·         структурирование знаний;

·         осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·         выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·         рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·         смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·         постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (информационные):

·         моделирование;

·         преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические (интеллектуальные) универсальные действия:

·         анализ;

·         синтез;

·         сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

·         подведение под понятие, выведение следствий;

·         установление причинно-следственных связей;

·         построение логической цепи рассуждений;

·         доказательство;

·         выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·         формулирование проблемы;

·         самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Исследовательские действия.

 

Характеристика познавательных УУД.

                       Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Состав познавательных УУД.

Виды УУД

Состав действий

Общеучебные

·       Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·       Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·       Структурирование знаний;

·       Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·       Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·       Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·       Определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;

·       Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·       Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково - символические

·       моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·       преобразование модели с целью выявления общих законов,        определяющих данную предметную область.

Логические

·        Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);

·        Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

·        Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·        Подведение под понятие;

·        Выведение следствий;

·        Установление причинно-следственных связей;

·        Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

·        Выдвижение гипотез и их обоснование.

Исследовательские

·        Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация;

·        Выдвижение гипотезы;

·        Видение проблемы;

·        Определение объекта и предмета исследования;

·        Определение комплекса методов исследования;

·        Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;

·        Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования;

·        Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;

·        Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования.

Постановка и решение проблем

·        Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;

·        Проверка гипотетических положений;

·        Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

         

            Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». В содержательной части рабочей программы представлена система учебных действий, на основе которых может быть освоено предметное содержание раздела или темы.          

  

УУД

Результаты развития УУД

Значение для географического образования школьника

Познавательные (знаково-символические и логические)

Формирование географического мышления как особого способа познания и понимания географического пространства

Овладение научными географическими понятиями; формирование умения пользоваться географической картой, современными информационными технологиями;

Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;

Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;

Умения делать выводы и умозаключения;

Составлять описания и характеристики, сравнивать.

 

 

Познавательные (постановка и решение проблем)

Формирование поискового стиля мышления

Овладение умением выявлять проблемы и ставить вопросы, конструировать различные способы их решения.

 

               С позиции деятельностного подхода задача достижения нового образовательного результата требует от учителя конструирования методической системы, в основе которой находится организация деятельности учащихся по освоению различных учебных действий. Новая система предполагает отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, средств и форм организации обучения. Таким образом, функционирование новой методической системы обеспечивают следующие методические условия.

1.     Необходимость определения цели формирования УУД.       

      С позиций требований ФГОС задача обучения заключается  в обучении способов действий.  Реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности, т.е. в глагольной форме – объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и т.д.

            Отражение  формирование познавательных УУД в целеполагании учебного процесса.

Примерные формулировки задач урока:

·        Выявить особенности процессов, объектов и явлений;

·        Установить причинно-следственные связи;

·        Сравнить объекты, территории;

·        Выделить черты сходства и различия;

·        Объяснить;

·        Проанализировать;

·        Сформулировать суждение;

·        Выделить существенные признаки;

·        Найти необходимую информацию;

·        Определить источники необходимой информации;

·        Построить модель (смоделировать);

·        Преобразовать информацию в схему, таблицу;

·        Провести наблюдение;

·        Составить план по тексту;

·        Представить подготовленную информацию в виде презентации;

·        Сформулировать гипотезу;

·        Найти ответ на вопрос;

·        Высказать предположение;

·        Привести доказательства; классифицировать объекты по признаку;

·        Найти необходимую информацию для решения задачи.

                   2.Планирование каждого этапа учебной деятельности. Планируя урок, нужно учитывать, что главная задача – не простое изложение учебного материала, а организация  деятельности учащихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и организация их решения.

                 3.Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания  могут реализоваться в умения.

            При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы.

Географический метод

Осуществляемые действия

Примеры заданий

Метод наблюдения

Определить цель наблюдения;

Произвести отбор источников информации;

Выявить особенности  наблюдаемых процессов, объектов и явлений;

 

Провести наблюдение за погодой;

Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.

Метод географического описания

Отбирать необходимые источники информации, находить информацию;

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

Составлять географическую характеристику территорий.

По типовому плану дать характеристику  ЭГП Европейского Севера, географического положения  Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса.

Историко-географический метод

Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.

Как изменился бы климат Республики Коми, если  бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России.

Сравнительно – географический

Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины.

Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов.

Картографический

Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить  полученные результаты. Спрогнозировать  явления.

Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса?

Статистический

Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них  характерен.

По климатограммам определите тип климата данной местности.

                           

 

                  Таким  образом, при соблюдении всех условий, УУД выступают существенным фактором в освоении учащимися  географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров.

 

 

 

Формирование познавательных УУД на уроках географии.

 

                 На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.

                 В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов.

             Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например.  

·        Найти на карте крупнейшие горы мира.

·        Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.

·        Используя карту дать характеристику  равнинной и горной реки.

·        Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.

·        Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Северного экономического района.

        Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы  с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.

·        Составить  план параграфа и изложить текст по плану.

·        Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)

·        Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.

·        Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).

·        Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в параграфе «Северная Америка. Особенности природы» выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте.)

                     Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.

                Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.

                Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является информационными  познавательными УУД, мы начинаем формировать логические и исследовательские УУД.

Умение давать определения понятиям.

                 Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина. Определение понятия – необходимое умение, позволяющее раскрыть его содержание, а, следовательно, позволяющее в дальнейшем отличать одно понятие от другого.

Примеры.

·        Прочитайте определения понятия «гранит»:

1)    Это широко распространенная в земле горная порода;

2)    Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;

3)    Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;

4)    Магматическая горная порода.

         Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных определений.

·        Прочитайте определение понятия:

Параллель – это линия, с помощью которой можно определить направления запад и восток.

Полное ли это определение? Назовите, какие  признаки понятия «параллель» в этом определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.

·        Прочитайте и объясните,  в чем ошибочность определения:

Магматическая горная порода – это застывшая магма.

·        Прочитайте определение:

Вулканический кратер – это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого находится одно или несколько жерл, через которые на земную поверхность поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.

Проанализируйте: верно ли это определение и можно ли сформулировать его короче.

Умение классифицировать.

                      Классификацией называют операцию деления понятий  по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.

·        Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.

(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)

·        Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:

Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.

(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)

·        Разделите слова на группы несколькими способами:

Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.

( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)

Умение сравнивать.

           «….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский.

             Для того  чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.

·        Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.

·        Сравните ресурсообеспеченность стран мира.

·        Дайте сравнительную характеристику  двух стран Европы.

На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.

 

Умение моделировать.

    Модель – это искусственно или мысленно построенная конструкция, отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает на новую дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом моделирования является картографирование. Моделирование в школьном курсе географии применяется при изучении:

·        закономерностей  размещения географических явлений и процессов;

·        территориальных связей и взаимодействий;

·        оптимального развития геосистем разного ранга.

                  Чаще всего моделирование сочетается с проектной деятельностью.

·        Определение оптимального места для размещения пищевого комбината.

·          Составление памятки туристу для посещения Австралии.

·          Составление экскурсионного тура по городам  Центральной России.

Умение наблюдать.

                   Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче.  Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.

·        Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.

·        Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?

·        Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических  подробностей и объектов.

 

Умение делать выводы и умозаключения.

      Умозаключение – это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание. Выделяются три вида умозаключений: индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии.

·  &nbsp

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.