Статья «Формирование правил безопасного движения на дорогах»

4
0
Материал опубликован 23 March 2021
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

Мельникова Анна Анатольевна

учитель начальных классов

средней общеобразовательной школы №35

с углублённым изучением отдельных предметов.


Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, изучение правил дорожного движения в начальной школе, инновационная технология-робототехника.

Аннотация. На дорогах нашего города с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. К сожалению, этот процесс сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети. Школа является важным учреждением по формированию у школьников дорожной грамотности. В статье рассматривается такой инновационной метод изучения правил дорожного движения, как робототехника.

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями.

По итогам 2020 года на дорогах Республики Татарстан зарегистрировано – 541 ДТП с участием детей. Из них – 11 детей погибли, 530 получили травмы. 8

п/п

Статистика

С участием детей до 16 лет зарегистрировано 238 ДТП, в которых 5 детей погибли и 254 получили ранения.

С участием детей-пассажиров зарегистрировано 110 ДТП, в которых 5 детей погибли и 122 получили ранения.

С нарушением правил перевозки детей зарегистрировано 8 ДТП, в которых 1 ребенок погиб и 8 детей получили ранения

С участием детей-пешеходов зарегистрировано 93 ДТП, в которых
96 детей получили ранения.

По неосторожности детей-пешеходов зарегистрировано 35 ДТП,
в которых 35 детей получили ранения.

С участием детей-велосипедистов зарегистрировано 33 ДТП, в которых                     33 ребенка получили ранения.

По неосторожности детей-велосипедистов зарегистрировано 24 ДТП,
в которых 24 ребенка получили ранения.

Анализируя состояние детского дорожно-транспортного травматизма, мы пришли к выводу, что дети чаще всего гибнут из-за беспечности и незнания элементарных правил дорожного движения.

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детским образовательным учреждениям.

Формирование у школьников начальных классов правил дорожной грамотности рассматривается как составная часть воспитания общей культуры ребёнка, как систематическая, целенаправленная деятельность. Федеральные государственные образовательные стандарты определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств школьников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. [10]

В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство. Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника. Один из видов профилактических мероприятий это ­- изучение правил дорожного движения, где перед нами ставиться задача нацелить детей на соблюдение ПДД и сохранение своего здоровья.

В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения, лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто виноват, могло ли этого не быть).

Огромную роль играет участие родителей в подготовке и организации работы по безопасности движения младших школьников. К сожалению, семья часто недооценивает значения такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребёнка с правилами поведения на улице. Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении Правил дорожного движения. Только в этом случае у детей могут выработаться твёрдые навыки безопасного поведения на улице. Поэтому разъяснительную работу необходимо начать с родителей. Целесообразно одно из родительских собраний посвятить обсуждению мер профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, на котором предоставить родителям возможность встретиться с сотрудниками ГИБДД, врачами-травматологами. 4

Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен. [1]

Мы бы хотели познакомить вас с такой инновационной педагогической технологией, как – «Робототехника». Робототехника — одно из перспективнейших направлений в сфере интернет-технологий, а то, что за ИТ-сферой будущее, в наше время и объяснять не надо. Для обучения мы советуем использовать серии конструкторов Lego Wedo, LegoMindstorms, которые делают робототехнику легкой и увлекательной.

Робототехника – наука весьма интегрированная. Занятия по робототехнике знакомят ребёнка с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность. [2]

Наша работа ориентирована на использование конструктора Лего и компьютерной информатики при изучении правил дорожного движения на уроках окружающий мир. На наш взгляд именно интеграция этих учебных предметов может принести значимый эффект в обучении школьников начальных классов.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». [10]

Содержание курса окружающий мир в предметной линии «Школа России» на изучение раздела «Правила безопасности» выделяется 16 часов, где изучаются правила противопожарной безопасности, правила безопасного поведения в природе, правила дорожной безопасности, забота о здоровье и безопасности окружающих людей. [6]

На уроках окружающего мира можно познакомиться, сконструировать и запрограммировать разные виды транспорта, обучиться правильному поведению на дорогах, изучать дорожные знаки и отрабатывать поведение в различных аварийных ситуациях. Дети могут собрать такие лего-конструкции как: «Грузовик», «Гоночная машина», «Самосвал», «Вертолёт» и многие другие, управлять роботами с помощью специального мобильного приложения, установленного на планшетах и смартфонах. Каждый робот современен, уникален и индивидуален приложение 1.

Итак, изучение правил дорожного движения с использованием LEGO –технологий позволяет познавать материал в нестандартной форме: через игру, через развитие творческого мышления детей. Использование конструирования развивает у ребят наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость и усидчивость. А эти свойства так необходимы сегодня для освоения основ безопасной жизнедеятельности.



Приложение 1

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

Тема урока: Какой бывает транспорт?

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.

Цель урока (для ученика):

научиться определять виды транспорта, объяснять их назначение, запомнить номера телефонов экстренных служб; анализировать правила поведения в транспорте.

Цель урока (для учителя):

сформировать представление о видах транспорта, их назначении.

Задачи:

познакомить с видами транспорта, формировать представление о его назначении, познакомить с номерами телефонов экстренных служб; правилами поведения в транспорте.

развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся, совершенствовать умение работать с текстом учебника, обобщать, анализировать информацию;

воспитывать любознательность, интерес к работе, воспитывать бережное отношение к книге.

Планируемые результаты

Предметные:

второклассники узнают, на какие группы можно разделить транспорт, смогут объяснить его назначение; запомнят номера телефонов экстренных служб; анализировать правила поведения в транспорте.

Метапредметные:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Структура урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

«Открытие» нового знания.

Физ. минутка.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, самостоятельная, групповая.

Средства обучения: сигнальные карточки, учебник «Окружающий мир», авторы А.А.Плешаков; рабочая тетрадь №1; тест для индивидуальной работы, презентация, конструктор LEGO WeDo 2.0.

Формы контроля: фронтальная проверка, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук,

Домашнее задание: 1) Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.

2) Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.



Технологическая карта урока


Основные этапы организации учебной деятельности

Формы организации

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирования УУД

1. Организационный момент.


1 мин.

Фронтальная.










Мотивирует учащихся.

Встали ровненько, красиво.
Посмотрю - ка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!


- Тихо сели. Начинаем наш урок.


Стоят около своих мест.




Садятся.


Коммуникативные:

слушают учителя;

2. Актуализация знаний.

3 мин.


Фронтальная.


Ребята, послушайте и ответьте на мои вопросы. «Из пункта А в пункт В отправился путешественник». Так начинаются многие задачи в жизни. По дорогам, по тропинкам спешат люди. Одни торопятся в школу, другие на работу, третьи по своим делам. На чём добраться до места назначения?

Как назвать все эти средства передвижения одним словом?


-Кто догадался, какая тема урока сегодня? (Какой бывает транспорт?)

- Какую цель поставим сегодня на уроке?

-Что вы бы хотели узнать на уроке?

Тема урока: «Какой бывает транспорт?»


-Прочитайте, что говорит нам об этом муравьишка Вопросик.


Слушают.








Отвечают на поставленный вопрос учителя.


С помощью учителя формулируют тему урока.


С помощью учителя ставят цель урока

Ответы учеников.





Читают учебную задачу в учебнике












Познавательные:

проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные:

строят понятные для собеседника высказывания;

- воспринимают ответы учащихся;

Регулятивные:

уметь формулировать и удерживать учебную задачу;


3. «Открытие» нового знания.

10 мин.















Фронтальная.





























































По способу передвижения

Посмотрите на слайд.

- Для чего людям необходимо такое количество транспорта?


- На какие группы можно разделить весь этот транспорт?


- Где передвигаются автомобили?

- Какой это транспорт?

- Какой ещё наземный транспорт вы знаете, приведите примеры?

- Где передвигаются поезда?

- Как называется транспорт, который движется под землей?

- Приведите примеры.

- Где передвигаются корабли?

- Как называется такой транспорт?

- Приведите примеры водного транспорта?

-А какой транспорт мы ещё не назвали?

- Где передвигаются самолеты?

-Как такой транспорт называется?

- Приведите примеры воздушного транспорта?

-Таким образом, Какой бывает транспорт по способу передвижения?

По назначению

Ребята ещё существует один вид транспорта, который помогает людям, что это за транспорт, который перевозит грузы?

- Приведите примеры.

- А как называется транспорт, которым пользуется только один человек, или семья?

- Приведите примеры? Как называют транспорт, который перевозит людей?

- Приведите примеры

- Ребята, мы все пассажиры и пользуемся пассажирским транспортом, давайте проговорим правила поведения в общественном транспорте.

Специальный транспорт

- А на каком виде транспорта ездит полицейский?

- А если человек заболел и не может приехать в больницу сам, какая машина приезжает за ним?

- А если где – то пожар, то какая машина спешит на помощь?

-А что это за транспорт?

-В каком случае мы обращаемся к этой службе?

- Этот транспорт называют специальный. Прочитайте об этом в учебнике на стр. 117



Перевозить людей и грузы.



Делят транспорт на группы

Наземный, подземный, водный, воздушный

По земле

Наземный

Ученики приводят примеры

На земле, под землёй.

Подземный

Метро



По воде

Водный



Воздушный



По воздуху

Воздушный




Ученики читают таблицу в учебнике

Наземный, подземный, водный, воздушный


Грузовой

Личный



Пассажирский


Читают правила поведения на слайде.







Полицейская машина.

Скорая помощь.



Пожарная машина.

Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.


Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

осуществлять работу по выполнению отдельных операций.


Коммуникативные:

слушают учителя;

воспринимают ответы учащихся;

осознанно строят речевые высказывания.


Регулятивные:

уметь выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.


4. Физ. Минутка

1 – 2 мин






























Фронтальная.







- Устали, наверное? Предлагаю отдохнуть.

«Запрещается – разрешается». Когда вы согласны с правилом, вы приседаете, а когда не согласны – прыгаете.

1) И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны! (приседание)

2) Шалить, играть на дороге (прыжок)

Запрещается!

3) Быть примерным пешеходом (приседание)

Разрешается!

4) Ехать «зайцем», как известно (прыжок)

Запрещается!

5) Уступить старушке место (приседание)

Разрешается!

6) Переход при красном свете (прыжок)

Запрещается!

7) При зеленом даже детям (приседание)

Разрешается!

Выполняют движения соответствующие тексту.
































Коммуникативные:

слушают учителя;

выполняют простейшие движения.





























5. Первичное закрепление 10 мин.

1) Работа с учебником

5 мин


Групповая


- Откройте учебник на странице 117.

- Какие машины изображены?

- Проверьте: соответствует ли иллюстрация номеру телефона.

- Ребята, какую службу вызовем по номеру 01, 02, 03


Читают информацию в учебнике, работают в паре

Проверка: фронтальная работа учащихся.


Познавательные:

проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

проводить коллективное исследование.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой

1) Работа в рабочей тетради

3мин.


2) Сбор лего-конструкций

7-8мин

Индивидуальная











Групповая


-Выполните задания в рабочей тетради на стр. 54

-Отметьте карандашами разного цвета наземный, водный, воздушный и подземный транспорт. Буквами П, Г, С отметь пассажирский, грузовой и специальный транспорт.


Групповая работа по сбору лего-конструкции «Грузовик», «Гоночная машина», «Вертолёт»


Проверка: индивидуальная работа учащихся









Проверка по эталону.

Коммуникативные:

слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания;

воспринимают ответы учащихся;


Регулятивные:

уметь формулировать и удерживать учебную задачу.


7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.1) Тест

5- 7 мин

Взаимоконтроль


Сейчас я предлагаю вам проверить ваши знания с помощью теста.

(см. Приложение1)

-Молодцы, ребята! Справились с заданиями.


Выполняют тест, оценивают работу друг друга.



Регулятивные:

уметь осуществлять пошаговый

контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу;

адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

проводить коллективное исследование.

8. Итог. Рефлексия

2 мин

Фронтальная.


- Ребята, какую цель мы поставили на уроке? Где можно применить новые знания?

- Я прошу вас оценить нашу работу на уроке.

-Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – выберите зеленый сигнал светофора.

- Кто в чем-то сомневается – жёлтый сигнал светофора.

- А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой – поднимите красный сигнал светофора.

Включаю музыку «Новогодние бубенцы. Упряжка деда Мороза». (сл. 11)

- Ребята, а кто это к нам едет?

-Правильно, Дед Мороз!

- Кто знает, а каким видом транспорта пользуется Дед Мороз?




t1616503007aa.gift1616503007ab.gift1616503007ac.gif
















Сани с тройкой лошадей, наземным, личным

Регулятивные:

уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные:

слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания;

воспринимают ответы учащихся;

используют в работе самопроверку, взаимопроверку.



9. Домашнее задание (по выбору)

1 мин


Фронтальная.


1) Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.

2) Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.

Молодцы, спасибо за урок.



Приложение 2

Тест по теме «Какой бывает транспорт?»

1.Какая отрасль экономики обеспечивает перевозки людей и грузов?

- торговля

- строительство

- транспорт

2.Что относится к подземному транспорту?

- электропоезд

- теплоход

- метро

3.Найди группу транспорта, к которой относятся автобус, метро, такси.

- наземный

- пассажирский

- специальный

4.Найди группу транспорта, к которой относятся мотоцикл, автомобиль.

- наземный

- подземный

- водный

5.Найди группу транспорта, к которой относятся корабль, яхта, моторная лодка.

- наземный

- подземный

- водный

6.Найди группу транспорта, к которой относятся машины «скорой» помощи, милиции и пожарной службы.

- общественный

- специальный

- пассажирский

7.Что относится к воздушному транспорту?

- самолёт

- автобус

- велосипед


Список используемой литературы:


Боголюбова А. Н. «Популярно о робототехнике»: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А. Н. Боголюбова  Д. А. Никитина.–  К.: Наук. думка, 1989, 200 с.

Золотарева А.С. «Комплект пособий по работе с конструктором Lego WeDo 2.0 в дошкольном и школьном образовании»: учеб.-метод.пособие/ А.С.Золотарева. М.:Просвещение, 2018

Инструкции к конструктору Lego WeDo 2.0 » робот из lego https://www.prorobot.ru/lego/wedo2.php#bp

Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»: методическое пособие./ В.Н. Кирьянов.–М., «Тритий рим», 2007

Крючковой Е.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь № 1. К учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1» А. А. Плешаков, Е.А. Крючковой. — М.: Просвещение, 2014. — 64с.

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014. — 205 с.

Плешаков А.А.Учебник по окружающему миру 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014. — 114 с.

Показатели состояние дорожного движения

http://стат.гибдд.рф/

Трофимова, А. Н. Система оценки планируемых результатов с учётом требований ФГОС начальная школа: пособие для учителей общеобразоват. организаций /.А. Н. Трофимова, С. В. Клецун, И. В. Галимова.— М.: «Учитель», 2015. — 68 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения)

Филиппов, С.А. «Роботехника для детей и родителей»:учеб.-метод.пособие/ С.А.Филиппов.– СПб: Наука, 2011, 263с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации