12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Емельянов Игорь Алексеевич21
0

«Формирование психологического здоровья обучающегося как важного фактора здоровья человека в целом»

Из опыта работы: «Формирование психологического здоровья обучающегося как важного фактора здоровья человека в целом»


Углубленную работу по воспитания здорового образа жизни провожу 3 год в группе С-31, где являюсь классным руководителем 
Основная цель моей работы– это

создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья (отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена;

формирование психологического здоровья обучающегося как важного фактора здоровья человека в целом;

профилактика психосоматических заболеваний.

Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей возраста обучающихся.

В самом начале обучения было проведено изучение состояния здоровья детей. С этой целью я изучил личные дела обучающихся и на первом родительском собрании раздал родителям анкеты ,в которых, наряду с общими вопросами, был блок вопросов, касающихся здоровья детей. Такие анкеты и личные беседы с родителями помогли дать более точную картину заболеваемости в группе, а также помочь оказать при необходимости первую медицинскую помощь. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации. Проведение родительских собраний совместно с обучающимися дало возможность выявить проблемы в общении Родитель – Ребенок и найти совместные пути их решения. Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья обучающегося.
В своей работе широко использую наглядную агитацию – так в методическом уголке имеется и постоянно обновляется информация о правильном поведении и привитии основ здорового образа жизни студентов, ведется работа по привлечению студентов к занятиям в спортивных секциях и посещению спортивных соревнований. Из 16 студентов 8 занимаются в спортивных секциях и кружках на базе колледжа, в спортивных комплексах «Газовик» и «Олимп», а также на базе ДЮСШ

В колледже регулярно проводятся спартакиады, спортивные соревнования по разным видам спорта, Дни здоровья, в которых активное участие принимает и наша группа. Так по итогам прошедшей спартакиады студенты группы заняли 1 место в соревнованиях по волейболу и 2 место в соревнованиях по минифутболу
На протяжении всего периода обучения в группе были проведены классные часы по формированию здорового образа жизни: «Суд на пивом», «Мы выбираем ЗОЖ!», «Наше условие: Долой сквернословие!», «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?». Кроме этого в колледже проводились ежегодно такие мероприятия как «Всемирный День борьбы со СПИДом», акции «День без сигарет», «Колледж-территория без наркотиков», выступления агитбригад по пропаганде здорового образа жизни, которые непосредственно затронули и студентов моей группы

Проводились прафилактические встречи студентов в том числе и моей группы с работниками правоохранительных органов, с медицинскими работниками, которые проводили беседы, тестирование по пропагандированию здорового образа жизни в молодежной среде. 

Об эффективности разработанных мной мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии обучающихся: сформировалось представление о своем теле и организме, повысился интерес к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболевания на 10 %, 2 обучающихся бросили курить.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в молодом возрасте. Считаю, что важно с молодости формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить молодежь любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Классные часы: «Гигиена – наш друг», «Как предупредить переутомление». «Твой режим дня»- способствуют формированию убеждения, что соблюдение правил безопасности являются надёжной гарантией безопасности, сохранения здоровья. А соблюдение правил гигиены формирует привычки сохранять своё тело и одежду в чистоте, умение рационально распределять свое время помогает предупредить переутомление.

Беседы «Питание и его влияние на физическое развитие», «Секреты здорового питания», «Реклама, польза и вред» - формируют привычку руководствоваться при выборе продуктов питания не только вкусовыми предпочтениями, но и учитывать наличие в них основных питательных веществ.

Особое внимание в работе с классным коллективом стараюсь уделять работе с родителями. Были проведены беседы и тренинги: «Здоровье ребенка в руках взрослых», «Здоровая семья: нравственные аспекты», «Физическое воспитание детей в семье», «Алкоголизм, семья, дети», «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека, «Как противостоять стрессу», «Взрослые проблемы наших детей», «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования «Нецензурная брань — это тоже болезнь».

Родители знакомились с физическим и психическим развитием ребёнка с изменением возраста, с основами безопасности жизнедеятельности ребёнка, с гигиеническими правилами и профилактикой инфекционных заболеваний, со значением правильного питания для растущего организма.

В связи с тем, что всё больше семей приобретают компьютеры, на родительских собраниях даются рекомендации для профилактики нарушения зрения, сколиозе.


С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы в группе была проделала предварительную работа: это наблюдение за поведением обучающихся, беседы с ними. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение молодых людей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у обучающихся необходима совместная работа педагогов и родителей. 
Важным условием воспитания и развития обучающихся является и создание валеологически развивающей среды. 
В техникуме в каждой группе созданы уголки здоровья, в спортзале всегда можно на перерыве или после занятий поиграть в настольный теннис или волейбол. Оформлены зоны здоровья пособиями, библиотекой, папками-передвижками, приносящими человеку пользу. 
Валеологически развивающая среда создается с целью научить молодежь ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер моего взаимодействия с обучающимися в валеологической среде техникума определяю как педагогическую поддержку: поддерживая его, направляю и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.
Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с обучающимся в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций, выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми обучающийся хочет взаимодействовать. Если обучающийся чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. 
Обретение обучающимся опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой они взаимодействуют.
Так, шаг за шагом, молодежь накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее. 
Формирование здорового образа жизни – это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с обучающимися, а также пропаганды валеологических знаний среди родителей. Для себя я отметил, что применение художественного слова на занятиях и в повседневной работе дает более устойчивые результаты в усвоении материала.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности», на занятиях которой обучающиеся с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения в чрезвычайной ситуации.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляю с помощью следующих норм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам), совместные занятия для детей и родителей, круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, учитель физкультуры).
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в молодом возрасте. Считаю, что важно с молодости формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить молодежь любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни
входят следующие составляющие:

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных
напитков и наркотических веществ);

оптимальный двигательный режим;

рациональное питание;

закаливание;

личная гигиена;

положительные эмоции.


Поэтому целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в работе классного руководителя со старшеклассниками является формирование у них ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой. Учащиеся понимают, что и выбор профессии определяется особыми требованиями к состоянию здоровья. К сожалению, осознание проблемы и поведение, как показал проведенный опрос, для многих не одно и то же.

Проведенное среди студентов моей группы анкетирование показало, что практически 100% учащихся понимают важность ведения здорового образа жизни, но лишь 20-25% учащихся дали ответы, что стараются придерживаться основных правил соблюдения режима труда и отдыха, занятий физкультурой и спортом. 100% учащихся понимают, что курение наносит вред физическому и психическому здоровью. И все-таки, 31% ответили, что курят по 1-2 сигареты в день, а 9% – курят по целой пачке в день. На вопрос: «Употребляете ли вы пиво или другие алкогольные напитки?» – отрицательный ответ дали 65 % анкетируемых, 35 % «иногда выпивают с приятелями или дома». На вопрос: «Регулярно ли вы делаете зарядку» положительный ответ дали лишь 18% опрошенных, 55% учащихся ответили: «Хотели бы делать, но не всегда удается себя заставить», 27% учащихся вообще не делают зарядку.

Из всех опрошенных можно условно выделить три группы (по методике Н.Ю. Синягиной, доктора псих. наук, профессора, директора федерального центра исследований проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи):

–  «ведущие здоровый образ жизни» (24% опрошенных);

–  «ориентированные на здоровый образ жизни, но не ведущие его» (58%),–  «безразлично относящиеся к своему образу жизни, питанию и здоровьесберегающему поведению» (18%)

Основные моменты моей работы с классным коллективом по достижению цели следующие:

1. Формирование собственной я - позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

2. Организация и проведение мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

3. Организация сотрудничества класса с медицинским персоналом Прутской амбулатории с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

4. Организация сотрудничества класса с родителями учащихся и учителями физкультуры, музыки, изобразительного искусства.

5. Организация сотрудничества класса с психологом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

На классных мероприятиях знакомлю с такими понятиями как:

- психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- гигиена и её значение в жизни человека.

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

4. Основными своими функциональными обязанностями считаю:

- соблюдение санитарных норм в учебно-воспитательном процессе;

- организация питания учащихся;

- систематический контроль посещаемости учащимися уроков, анализ причин пропусков;

-организация помощи детям, пропускающим уроки, особенно часто болеющим.

При составлении воспитательного плана уделяю особое внимание мероприятиям, способствующим развитию потребности в здоровом образе жизни.

В своей работе использую такие формы, как вводные классные часы по разделам программы «Здоровье», которые дают старт работы по разделу. Собираем материал, оформляем уголок здоровья в классе, выпускаем газету, где отмечаем основные моменты данного раздела. В период работы по каждому разделу провожу часы общения, на которых узнаём о способах решения конфликтных ситуаций, как не стать жертвой преступления, как рационально распределить свое время и т.д.

Классные часы: «Гигиена – наш друг», «Как предупредить переутомление». «Твой режим дня»- способствуют формированию убеждения, что соблюдение правил безопасности являются надёжной гарантией безопасности, сохранения здоровья. А соблюдение правил гигиены формирует привычки сохранять своё тело и одежду в чистоте, умение рационально распределять свое время помогает предупредить переутомление.

Беседы «Питание и его влияние на физическое развитие», «Секреты здорового питания», «Реклама, польза и вред» - формируют привычку руководствоваться при выборе продуктов питания не только вкусовыми предпочтениями, но и учитывать наличие в них основных питательных веществ.

Особое внимание в работе с классным коллективом стараюсь уделять работе с родителями. Были проведены беседы и тренинги: «Здоровье ребенка в руках взрослых», «Здоровая семья: нравственные аспекты», «Физическое воспитание детей в семье», «Алкоголизм, семья, дети», «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека, «Как противостоять стрессу», «Взрослые проблемы наших детей», «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования «Нецензурная брань — это тоже болезнь».

Родители знакомились с физическим и психическим развитием ребёнка с изменением возраста, с основами безопасности жизнедеятельности ребёнка, с гигиеническими правилами и профилактикой инфекционных заболеваний, со значением правильного питания для растущего организма.

В связи с тем, что всё больше семей приобретают компьютеры, на родительских собраниях даются рекомендации для профилактики нарушения зрения, сколиозе.

Результаты проделанной работы за 2,5 года.

В классе 25 человек (13 мальчиков и 12 девочек), из них 12 человек занимаются в ДШИ (на 4 отделениях), 19 человек - в спортивных секциях (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол), туристический кружок посещают 7 человек. Дети умело распределяют свое время, составляют программу дня, так что 22 ученика посещают 2 и более кружков во внеурочное время, успевают выполнять домашнее задание. % качества знаний по итогам 2007-2008 учебного года – 62,5%,По итогам 2008 -2009 учебного года в классе -4 отличника , 12 ударников, что составляет 64% качества знаний при 100% успеваемости, подводить итоги этого года еще рано, но по итогам 2 четверти % качества знаний составляет -72%. Наша задача сохранить качество знаний при хорошем здоровье детей.

За прошедший год 5 детей ездили в санаторий по реабилитации здоровья, 100% детей отдохнули в лагере при школе, куда дети с удовольствием идут на каждый сезон. В течение трех лет 100% детей охвачены горячим питанием.

Дети очень активные, принимают участие в краевых, районных и школьных мероприятиях по различным направлениям. Краевые : «Будущее Алтая»(1 человек), «Краевой конкурс по информатике» (2 человека), V краевой фестиваль исследовательских групп и проектных команд учащихся ОУ Алтайского края (15 человек), «Кросс наций»(3 человека), краевой фестиваль «Колыбель Алтая»(1 человек).

Районные : «Топ-топ по паркету»(10 человек), «Лидер года»(7 человек), конкурс слайдовых презентаций (4 человека ), танцевальный конкурс «Хип-хоп» (3 человека), «Осенний кросс»(7 человек), районные соревнования по баскетболу, волейболу (7 человек).

В школьных мероприятиях участвуем по возможности все и во всех, как итог 2 года занимаем 1 место в общешкольных соревнованиях между классами по результатам года, у детей наблюдается высокий уровень мотивации к обучению, социальной активности и толерантности.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в наших силах».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.