Психологическое здоровье педагога как необходимое условие психологического здоровья детей
"Человек с высокой самоценностью
внушает доверие и надежду"
В.Сатир
Студия
"Психологическое здоровье педагога как необходимое условие психологического здоровья детей"
Организационный момент.
Вашему вниманию будет сегодня представлена студия, как одна из групповых форм работы с педагогами.
Для результативности работы студии необходимо:
выбор актуальной темы, заинтересованной для учителя
разработка цикла занятий (система)
Преимущество работы студии в том, что применимы разнообразные формы: лекции, индивидуальные консультации, самостоятельная творческая работа, элементы тренинга. При этом, студия включает в себя и теоретические и практические аспекты работы педагога. При этом они локальны по продолжительности, что позволяет в достаточно короткий промежуток времени рассмотреть то или иное психолого-педагогическое явление с различных сторон.
Структура занятий такова:
пролог
этюд
экспликация
коррекция тренинговые технологии
рефлексия обратная связь
Начало
Итак, вы находитесь в роли учителя.
Сегодня мы говорим о здоровье.
Актуальной остается тема: как сохранить психологическое здоровье педагога? Сегодня мы научимся бороться с "волной раздражения", попытаемся понять ее причины и научимся применять способы остановки.
ПРОЛОГ
Предлагаем участникам 2 мяча разного цвета (например, красный и синий), которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший красный мяч, продолжает фразу: "В последнее время меня на работе радовало…", вслед за этим, получивший синий мяч продолжает высказывание: "В последнее время меня на работе огорчало…"
Необходимо фиксировать на доске высказывания участников по двум колонкам: положительное и отрицательное.
Итог - в работе учителя неизбежны негативные факторы, но в то же время отмечаем и положительное.
ЭТЮД
Разделить на 3 подгруппы по 4 человека.
Вам представлены портреты "трудных" подростков (на доске), прошу продолжить высказывание, описывающее типичную ситуацию (опоздание на урок, не выполнил домашнее задание, отказ работать на уроке): "Когда он …, то я…"
Итог - обратите внимание, насколько разнообразны способы взаимодействия с подростками при возникновении внештатной ситуации. Причем каждый из нас стремится, сохраняя достоинство этого подростка, не допустить ущемления достоинства окружающих, тем самым, формируя ценностное отношения ученика к самому себе.
ЭКСПЛИКАЦИЯ (информация к размышлению)
Ведущий дает результаты анкетирования учителей, которые подтверждают
Мотив выбора профессии:
желание быть учителем с детства, семейная преемственность, возможность максимально реализовать себя
Наиболее привлекательные стороны профессии:
возможность видеть результаты своего труда, приобретать новые знания, профессиональное общение, режим работы
Наиболее трудные стороны профессии:
результат моего труда зависит не только от меня, приходится тратить на работу личное время, необходимо постоянно сдерживать свои эмоции
Результаты анкетирования учащихся об идеальном и реальном учителе, где особое внимание обращается на такие личностные качества учителей, которые оцениваются детьми как наиболее значимые: доброта, энергичность, требовательность, умение слушать, способность и желание вникнуть в проблему.
Итог - позитивное видение профессии.
В то же время по результатам диагностики у большинства педагогов отмечалось проявление профессиональной деформации такие как:
Низкий уровень эмпатии-13%
Уверенности в себе-22%
Предрасположенность к нервному срыву-17%
Преобладание отрицательного эмоционального состояния-48%
Почему это происходит?
Учитель должен уметь владеть приемами и техниками саморегуляции и аутотренинга, чтобы повышать свою самооценку.
1 упражнение «Зато я…» ( в негативном надо найти позитив)
2 упражнение «Взять себя в руки»
3 упражнение «Я-высказывание»
проблема учителя способы отреагирования
прямое или оценочное суждение (ты прав, неправ, плохо, хорошо) Пример: -Учащийся ведет себя демонстративно грубо -Ребенок отрывает со злостью листья комнатного цветка -Учащийся плюет на пол -Учащийся лжет с целью оправдания своего плохого поступка -Учащийся опаздывает на урок |
встречный вопрос, активное слушание, ты-сообщение, я-сообщение Мне кажется в этой ситуации обычно…Для взрослого человека… Я могу тебя понять, но ведь ты не сажал этот цветок… Каждый человек сам отвечает за свои поступки… Как ты сам думаешь, можно ли тебе поверить Когда ты опаздываешь, то я сбиваюсь с мысли |
Рефлексия
Почему разные учителя выбирают разные стили поведения?
Итог - многое зависит от того, каким человеком является учитель: чего он боится, во что верит, и насколько он искренен перед самим собой. Есть очень емкое понятие, с помощью которого можно говорить обо всем этом. Это понятие самоценности. Самоценность есть у каждого из нас. Самоценность - это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех успехов и результатах, которые я в данный момент демонстрирую.
Цитата о самоценности Вирджинии Сатир: "Человек, чья Самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако, он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор."
Проводится упражнение "Герб учителей"Инструкция: каждый выберет три символа, ассоциирующиеся с профессией учителя. Определиться в группы по 4 человека, задача которых - выбрать единый символ и придумать к нему девиз.
Каждая группа представляет свой герб, который наклеивается на лист ватмана. Таким образом, создается общий герб учителей школы.
Итог - щит (необходимость профессиональных защит человека, учитель должен владеть навыками саморегуляции и аутотренинга)
В заключении упражнение "Подарок"
Инструкция: каждый участник жестами изображает предмет, который хочет подарить участнику справа, а сосед должен угадать, что это за предмет.
Работа с плакатом группыРабота в нашей группе …
Теперь я хотел(а) бы еще узнать …
Если б я знал(а)…
Однако я хочу Вам сказать …
Я решил(а) …
Во время нашей следующей встречи…
Мне очень понравилось…
Я злился (злилась), потому что …
Я был(а) рад, потому что …Я сегодня был(а) недоволен тем, что …
Мне понравилось, что …
Я получил(а) бы большую пользу, если бы…