12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кабанова Елена Канидовна18

"Человек с высокой самоценностью

внушает доверие и надежду"

В.Сатир

Студия

"Психологическое здоровье педагога как необходимое условие психологического здоровья детей"

Организационный момент.

Вашему вниманию будет сегодня представлена студия, как одна из групповых форм работы с педагогами.

Для результативности работы студии необходимо:

выбор актуальной темы, заинтересованной для учителя

разработка цикла занятий (система)

Преимущество работы студии в том, что применимы разнообразные формы: лекции, индивидуальные консультации, самостоятельная творческая работа, элементы тренинга. При этом, студия включает в себя и теоретические и практические аспекты работы педагога. При этом они локальны по продолжительности, что позволяет в достаточно короткий промежуток времени рассмотреть то или иное психолого-педагогическое явление с различных сторон.

 

Структура занятий такова:

пролог

этюд

экспликация

коррекция тренинговые технологии

рефлексия обратная связь

Начало

Итак, вы находитесь в роли учителя.

Сегодня мы говорим о здоровье.

Актуальной остается тема: как сохранить психологическое здоровье педагога? Сегодня мы научимся бороться с "волной раздражения", попытаемся понять ее причины и научимся применять способы остановки.

ПРОЛОГ

Предлагаем участникам 2 мяча разного цвета (например, красный и синий), которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший красный мяч, продолжает фразу: "В последнее время меня на работе радовало…", вслед за этим, получивший синий мяч продолжает высказывание: "В последнее время меня на работе огорчало…"

Необходимо фиксировать на доске высказывания участников по двум колонкам: положительное и отрицательное.

Итог - в работе учителя неизбежны негативные факторы, но в то же время отмечаем и положительное.

ЭТЮД

Разделить на 3 подгруппы по 4 человека.

Вам представлены портреты "трудных" подростков (на доске), прошу продолжить высказывание, описывающее типичную ситуацию (опоздание на урок, не выполнил домашнее задание, отказ работать на уроке): "Когда он …, то я…"

Итог - обратите внимание, насколько разнообразны способы взаимодействия с подростками при возникновении внештатной ситуации. Причем каждый из нас стремится, сохраняя достоинство этого подростка, не допустить ущемления достоинства окружающих, тем самым, формируя ценностное отношения ученика к самому себе.

ЭКСПЛИКАЦИЯ (информация к размышлению)

Ведущий дает результаты анкетирования учителей, которые подтверждают

Мотив выбора профессии:

желание быть учителем с детства, семейная преемственность, возможность максимально реализовать себя

Наиболее привлекательные стороны профессии:

возможность видеть результаты своего труда, приобретать новые знания, профессиональное общение, режим работы

Наиболее трудные стороны профессии:

результат моего труда зависит не только от меня, приходится тратить на работу личное время, необходимо постоянно сдерживать свои эмоции

Результаты анкетирования учащихся об идеальном и реальном учителе, где особое внимание обращается на такие личностные качества учителей, которые оцениваются детьми как наиболее значимые: доброта, энергичность, требовательность, умение слушать, способность и желание вникнуть в проблему.

Итог - позитивное видение профессии.

В то же время по результатам диагностики у большинства педагогов отмечалось проявление профессиональной деформации такие как:

Низкий уровень эмпатии-13%

Уверенности в себе-22%

Предрасположенность к нервному срыву-17%

Преобладание отрицательного эмоционального состояния-48%

Почему это происходит?

Учитель должен уметь владеть приемами и техниками саморегуляции и аутотренинга, чтобы повышать свою самооценку.

1 упражнение «Зато я…» ( в негативном надо найти позитив)

2 упражнение «Взять себя в руки»

3 упражнение «Я-высказывание»

проблема учителя способы отреагирования

прямое или оценочное суждение (ты прав, неправ, плохо, хорошо)

Пример:

-Учащийся ведет себя демонстративно грубо

-Ребенок отрывает со злостью листья комнатного цветка

-Учащийся плюет на пол

-Учащийся лжет с целью оправдания своего плохого поступка

-Учащийся опаздывает на урок

встречный вопрос, активное слушание, ты-сообщение, я-сообщение

Мне кажется в этой ситуации обычно…Для взрослого человека…

Я могу тебя понять, но ведь ты не сажал этот цветок…

Каждый человек сам отвечает за свои поступки…

Как ты сам думаешь, можно ли тебе поверить

Когда ты опаздываешь, то я сбиваюсь с мысли

Рефлексия

Почему разные учителя выбирают разные стили поведения?

Итог - многое зависит от того, каким человеком является учитель: чего он боится, во что верит, и насколько он искренен перед самим собой. Есть очень емкое понятие, с помощью которого можно говорить обо всем этом. Это понятие самоценности. Самоценность есть у каждого из нас. Самоценность - это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех успехов и результатах, которые я в данный момент демонстрирую.

Цитата о самоценности Вирджинии Сатир: "Человек, чья Самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако, он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор."

Проводится упражнение "Герб учителей"

Инструкция: каждый выберет три символа, ассоциирующиеся с профессией учителя. Определиться в группы по 4 человека, задача которых - выбрать единый символ и придумать к нему девиз.

Каждая группа представляет свой герб, который наклеивается на лист ватмана. Таким образом, создается общий герб учителей школы.

Итог - щит (необходимость профессиональных защит человека, учитель должен владеть навыками саморегуляции и аутотренинга)

В заключении упражнение "Подарок"

Инструкция: каждый участник жестами изображает предмет, который хочет подарить участнику справа, а сосед должен угадать, что это за предмет.

Работа с плакатом группы

Работа в нашей группе …

Теперь я хотел(а) бы еще узнать …

Если б я знал(а)…

Однако я хочу Вам сказать …

Я решил(а) …

Во время нашей следующей встречи…

Мне очень понравилось…

Я злился (злилась), потому что …

Я был(а) рад, потому что …

Я сегодня был(а) недоволен тем, что …

Мне понравилось, что …

Я получил(а) бы большую пользу, если бы…

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.