Здравствуйте, уважаемые родители.
Тема работы сегодня - «Психологическое здоровье как фактор развития способностей ребенка». Занятие пройдет в форме синемалогической сессии.
Часто мы слышим и употребляем слова: одаренный, талантливый ребенок. Давайте вспомним, что это за понятия и чем они отличаются. Одаренный - это?
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется очевидными достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Талантливый - это ребенок, достижения которого оцениваются экспертами как отвечающие критериям профессионального мастерства и творчества. Таким образом, речь идет о более высоких уровнях проявления способностей в деятельности.
Одним из важных факторов развития способностей ребенка является сохранение его психологического здоровья. А что это такое, как вы думаете?
Психологическое здоровье - это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным благополучием. Психологически здоровый человек разумен, внутренне гармоничен, открыт к сотрудничеству, социально реализован, способен справляться с жизненными вызовами.
Критерии психологического здоровья:
адекватное восприятие окружающей среды,
осознанное совершение поступков,
активность,
работоспособность,
целеустремленность,
способность устанавливать близкие контакты,
полноценная семейная жизнь,
чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям,
способность составлять и осуществлять свой жизненный план,
ориентация на саморазвитие,
целостность личности.
Одаренность в сочетании с психологическим здоровьем можно назвать счастливым вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, значимые достижения в определенной предметной области сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, став взрослыми, они добиваются успехов в профессиональной деятельности.
Как вы считаете, что может повлиять на психологическое здоровье ребенка? Какие факторы?
Факторы, влияющие на психологическое здоровье
большая учебная нагрузка,
зависимости.
нехватка времени, в том числе – для релаксации,
плохие условия жизни,
занятость родителей,
стрессовая тактика воздействия со стороны педагогов и родителей,
некомпетентность педагогов и родителей,
плохие отношения с родителями,
психологическое нездоровье родителей.
Я предлагаю вам посмотреть несколько фрагментов документальных фильмов. Эти фильмы сняты о людях с различными способностями. Ваша задача – увидеть, какие факторы оказывают влияние на психологическое здоровье одаренного ребенка.
Первый видеофрагмент – часть документального фильма, который был снят по детскому дневнику одной известной балерины. В нем рассказывается о годах, проведенных ею в балетном училище, о чувствах тогда еще юной балерины.
Какие факторы, влияющие на психологическое здоровье воспитанницы, вы заметили в этом видео?
Как вы считаете, стоят ли достижения в будущем жертв в настоящем? Кто должен принимать решение об этом?
Надо ли заставлять одаренного ребенка развиваться в какой-то конкретной области или стоит предоставить ему свободу выбора, свободу действия?
Как вы считаете, какая позиция должна быть у родителей одаренного ребенка? Универсальных решений для каждого ребенка быть не может. Но одной лучших с точки зрения сохранения психологического здоровья является тактика разъяснения, компромисса. Вы, несомненно, обладаете большим жизненным опытом, чем ребенок. Если вы не согласны с его выбором, будь то выбор учебного заведения или предпочтение занятия на вечер – объясните, почему. Аргументируйте свою позицию. Выслушайте возражения – возможно, в них есть те факты, которых вы не учли. Таким образом, ребенок постепенно научится принимать решения обдуманно, прислушиваясь к мнению других людей.
Вторая история, с которой я хотела бы вас познакомить – история американского мальчика-гения Джастина.
Что могут сделать родители мальчика для поддержания его психологического здоровья?
o укрепление физического здоровья,
o поддержка,
o сохранение контакта, доверительных отношений,
Потребность в поддержке со стороны семьи, близких людей, относится к любому ребенку, но особенно она важна для того, кто отличается от сверстников. Кроме того, часто бывает, что, развивая какую-то одну сторону личности (например, интеллект, или творческие способности) родители и педагоги забывают об остальных. Такое неравномерное развитие называется диссинхрония.
Третий видеофрагмент, который я хотела бы вам показать – это видео об одаренном ребенке, который уже превратился в успешного взрослого.
С какими проблемами столкнулась девушка в своем взрослении?
Что помогло Пелагее добиться успеха?
На что вам стоит обратить внимание с точки зрения возможного нарушения психологического здоровья ваших учеников, и какая информация должна быть донесена вами до родителей.
Признаки нарушения психологического здоровья
несоответствие между физическим; интеллектуальным и социальным развитием («маленький взрослый», «большой ребенок»); нарушения памяти, внимания, мышления; сложности с нахождением стимула для деятельности, или нарушения мотивации;
проблемы в общении со сверстниками;
проблема самооценки (она завышена или понижена);
постоянное стремление достичь наилучшего результата и неприятие «хорошего» (только «отлично», никаких пятерок с минусом!), которое стимулируется, подогревается родителями. («для нашей семьи серебряная медаль неприемлема, только золотая!»)
неприязнь к школе (например, очень быстро понимает урок – остальное время скучно, или просто не видит смысла учиться, или те же проблемы с одноклассниками, учителями);
проблемы с регуляцией своих эмоций и, как следствие, с поведением;
трудности профессиональной ориентации («клеймо» взрослых, не видит других путей развития).
Что может сделать родитель в этой ситуации? (предлагать разные варианты деятельности, психологически поддерживать).
Выберите стикер и напишите на нем ваши предложения и пожелания о сегодняшней встрече. Прилепите стикер на ватман с изображением дерева.
Зеленое яблоко – у меня остались вопросы.
Желтое яблоко – я ухожу с ощущением, что узнал достаточно.
Красное яблоко – у меня есть предложения и идеи, которыми хочется поделиться.
Получение обратной связи, 5 мин.
Спасибо за участие в нашей сегодняшней встрече! Возьмите памятку по итогам нашего сегодняшнего занятия. До новых встреч!