Формирование речевой активности детей путем приобщения к детской литературе на родном языке
Формирование речевой активности детей путем приобщения к детской литературе на родном языке.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Поэтому сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Для ребёнка речь взрослых является образцом для подражания, поэтому воспитателю необходимо следить за своей речью. Она должна быть чёткой, правильной и выразительной с использованием невербальных средств общения: мимики, жестов.
Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений.
Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств, для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ДО уделяется большое внимание речевому развитию дошкольников.
Таким образом, художественную литературу считаю актуальным, как условие развития речи.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В образовательной области «Речевое развитие» предполагает достижение данной цели через решение задач:
побуждение у детей желания слушать сказки, чтения художественного произведения;
воспитание у детей любовь к книгам;
развитие поэтического слуха, интонационной выразительности чтения.
Чувства ребенка развивается в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные представления.
К сожалению, наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остаётся речь самого воспитателя, комментирующего текст. То есть, в случае чтения художественной литературы основным источником вдохновения в познании родного языка являемся мы, воспитатели. Как мы прочитаем текст, с помощью каких значимых элементов донесём переживания героев, зависит любовь детей к родному языку, чтению художественной литературы.
Чем для малыша является художественная литература?
Это волшебный мир, в которой с удовольствием погружается каждый ребенок и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития детей.
А важнейшей задачей детского сада, является развитие связной речи детей, включающий в себя умение слушать и понимать связные тексты, пересказывать их, а также воспитание интереса и любви художественному слову.
Почему художественное слово является эффективным средством нравственного становления личности ребенка?
Да, потому, что, в дошкольном возрасте ребенок живет чувствами, с помощью их воспринимает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают жизненные факты. Дети часто живут миром литературных героев.
Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка, пользования книгой и часто они используют ее, как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).
В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок.
В старшей и подготовительной группах содержание книг в книжном уголке становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10, дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
В методике работы с художественной литературой определились те педагогические средства, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений. И виды занятий по ознакомлению детей с художественной литературой:
тематическое (приобщение детей к ведущим темам детской литературы);
теоретическое (знакомство с доступными возрастным особенностям детей теоретическими понятиями);
творческое (развитие литературного творчества детей);
аналитическое (анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл).
В дошкольном возрасте знакомят детей с художественной литературой:
сказки,
рассказы,
стихи,
произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т. п.
Для работы по развитию речи посредством чтения художественной литературы я использую разнообразные методы и приемы:
Словестный метод;
Практический метод;
Наглядный метод.
Практика показывает, что формирование речи – трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору средств и методов обучения. Очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность, ну а прежде всего, ведущую – игровую.
Очень большое влияние оказывает игра на развитее речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не умеет высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, то он будет в тягость сверстникам.
Универсальным методом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей. Так же работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировки, и др. видов театрально- игровой деятельности, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знания литературного произведения.
Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, создаю условие для развития речи детей. В группе обновлён уголок грамотности. В широком распространении имеются: энциклопедии для дошкольников, сказки на русском и татарском (родном) языке, альбомы. Настольная игра «Расскажи сказку» наглядно дидактическое пособие, рассказы по картинам сказок «Курочка ряба», «Репа», «Теремок», «Су анасы», «Шүрәле» и т.д. Дети самостоятельно рассказывают друг другу сказки и рассказы. Подобранный мною дидактический материал развивающих игр, пособий, детской литературы с учетом возраста и интересов, уровней детей.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов можно использовать мнемотехнику.
Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
А семейное чтение это лучший вид коллективного общения. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Для любого ребенка чтение – это, прежде всего, общение с родителями. Лишив его совместного чтения, вы лишаете его едва ли не самых счастливых мгновений.
Чтобы соориентировать родителей в книжном мире, в родительский уголок я помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения. Постоянно действует рубрика «Новинки детской литературы», знакомящая родителей с новыми детскими книжными изданиями.
Для заучивания стихов и песен по программе очень много, можно разделить по месяцам стихотворения на русском и на татарском языке.
Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Я считаю, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы родного литературного языка.