Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые 10 лет объем информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными. Исходя из этого, федеральный государственный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД). «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта…», - подчеркивается в пособии «Как проектировать УУД в начальной школе» (под ред. А.Г.Асмолова). Работая по образовательной программе «Школа 2100» с 2001 года, выпустила три класса, выпускники достаточно успешны. Мои ученики учатся с желанием, пытаются добывать самостоятельно новые знания, делают маленькие открытия.Целью ОС «Школа 2100» является формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания…Для достижения этой цели важную роль играют не только предметные результаты, но личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) результаты. В течение последних пяти лет в школе ведется методическая работа по формированию универсальных учебных действий. Возникла проблема: как организовать системную работу по формированию УУД обучающихся? С внедрением ФГОС НОО появилась возможность использовать материалы, разработанные учеными под руководством А.Г.Асмолова, также в УМК по ОС «Школа 2100» стало больше заданий на формирование УУД учащихся.Определила цель: выявить, как формирование универсальных учебных действий влияет на повышение качества образовательного процесса.Поставила задачи:1.Изучить, проанализировать и обобщить психолого-педагогический опыт по данной проблеме.2.Подобрать и разработать систему заданий по формированию УУД.3. Отслеживать уровень развития учащихся.4. Обобщить опыт работы по данной теме для дальнейшей трансляции.Средствами достижения личностных и метапредметных результатов на уроках являются:- предметное содержание учебников;- образовательные технологии деятельностного метода (технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений);- продуктивные задания.Предмет «Математика» прежде всего направлен на развитие познавательных УУД. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления», – отмечается в ФГОС НОО, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373. Важнейшим инструментарием развития познавательных УУД является моделирование. На уроках сами создаем и применяем модели, например, при решении задач. Также систематически на уроках математики из учебника использую продуктивные задания для развития мыслительных операций, для формирования нестандартного, творческого мышления. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. При выполнении заданий в учебнике дети не только находят решение, но и обосновывают его, основываясь на фактах, что ориентирует их на достижение личностных результатов. Работа с математическим содержанием также учит уважать и принимать чужое мнение. Если оно обосновано. Отсюда, работа с математическим содержанием поднимает самооценку учащихся, формирует чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.Развитие организационных умений осуществляю через проблемно- диалогическую технологию освоения новых знаний. Где я (учитель) – «режиссер» учебного процесса, а мои ученики ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных УУД. Считаю, что одним из эффективных учебных заданий на развитие таких умений на уроках математики является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели. На уроках учимся отвечать на проблемные вопросы, которые позволяют проверить правильность собственных умозаключений, учимся находить выход из проблемных ситуаций. Проблемные ситуации строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет учащимся самостоятельно вывести правило или алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою работу, и оценить результат, проверив его.На уроках математики в рамках ОС «Школа 2100» есть возможность и формирования коммуникативных УУД. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи. Развитие коммуникативных УУД осуществляю посредством технологии продуктивного чтения, которую использую на всех уроках. Совершенствование коммуникативных умений в процессе решения учебных задач и проблем осуществляю за счет организации парной и групповой работы на уроках. Основой развития коммуникативных умений является системное использование на уроках трех видов диалогов: диалог в большой группе (учитель - ученик), диалог в небольшой группе (ученик – ученики), диалог в паре (ученик – ученик).В учебниках и печатных тетрадях, соответствующих ФГОС, задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные - зеленым, серым цветом – задания, нацеленные на предметный результат), что значительно облегчает работу для учителя и учащихся.Результаты мониторинговых обследований четвероклассников в 2014 году: по математике – средний балл 60,2 (на уровне района 5 место), по русскому языку – средний балл 54,9 (на уровне района 7 место).
Учебныйгод Средний балл по русскому языку Средний балл по математике Школа Район Школа Район2013-2014 54,9 52,2 60,2 53,0
По результатам обучения в 2013-2014 учебном году все четвероклассники успевают, на «4» и «5» окончили 14 учащихся (67%).Результаты на уровне района и края: во 2 классе трое учащихся участвовали в районном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ "Моя малая родина – Пермский район» (1 призер). В третьем классе стали призерами краевого конкурса «Всем краеведам - краевед». В 4 классе ученики участвовали в региональной комплексной олимпиаде по краеведению «Рысенок» ( победитель и призер на уровне района). Выводы.Проведенные исследования подтвердили, что формирование универсальных учебных действий влияет на повышение качества образовательного процесса. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.Мои дети активны, достаточно самостоятельны, умеют организовать свою деятельность, умеют оценить себя и своих сверстников. Организуя целенаправленную работу по формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности в процессе обучения детей, с уверенностью утверждаю, что смогу обеспечить для своих маленьких граждан развитие ума, увлеченность, успех, креативность в учебной и любой другой деятельности, так как уже сейчас прослеживается динамика по разным направлениям. Разумеется, что развитие личности ребенка происходит и в процессе любого обучения, но, полагаю, что обучение по ОС «Школа 2100», которая строится на основе образовательных технологий деятельностного метода, способствует формированию у детей универсальных учебных действий, что, в свою очередь, влияет на повышение качества образовательного процесса.Считаю, что в нашей школе целенаправленная работа по развитию УУД позволит сформировать основы у школьников умения учиться и сформировать функционально грамотную личность.