12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Высоцкая690
Россия, Ленинградская обл., г. Мурино Всеволожского района
4

Формирование УУД через проектную деятельность

Формирование УУД через проектную деятельность:

групповые проекты во внеурочной деятельности на примере 7-8 классов


Организация проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования как одна из форм реализации системно-деятельностного подхода. В соответствии с требованиями ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми школьниками. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью. Они широко востребованы за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста. Результатом работы над проектом является продукт, который создается авторами проекта в ходе решения поставленной проблемы.

Уже в начальной школе дети знакомятся с этой формой работы, но сталкиваются чаще всего с индивидуальными и краткосрочными проектами. В 7 классе они впервые сталкиваются со столь долгосрочным (годовым) проектом, когда нужно в течение всего учебного года взаимодействовать в рамках одной группы и одной темы. У такой групповой работы есть свои особенности организации.


Основные принципы и особенности организации групповой

проектно-исследовательской деятельности:

 коммуникация

коллаборация

критическое мышление

креативность

инициативность

заинтересованность и замотивированность

социальная/ практическая значимость

умение планировать

умение работать с информацией

учитель — наставник 


Положительные результаты:

 и учителя, и учащиеся получили опыт длительной групповой работы над достаточно широкой темой,

учащиеся получили опыт публичного выступления перед экспертной комиссией,

некоторые учащиеся сумели подойти к решению задач творчески,

осознани е большинством учащихся необходимости такого формата деятельности.


Трудности для педагога:

недостаточная готовность учителя быть постоянно в процессе организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

мотивация к участию в проектной деятельности

организация и координация групповой работы

шаблонность выбора тематики исследований,

оценка вклада каждого участника группы в работу над проектом.


Трудности для учащихся:

недопонимание учащимися собственной роли и учебных действий, ожидаемых от них,

самоорганизация участников группы (равномерное распределение функций, умение договориться),

возможность каждому участнику группы получить всесторонний опыт на всех этапах работы над проектом,

формальное представление результатов проектной деятельности – в виде презентаций, рефератов, докладов, которые не являются по-настоящему творческими,

работа с информацией (умение проверять информацию на достоверность, использовать несколько источников, сравнивать и анализировать собранный материал),

неумение грамотно оформить результат исследование в формате презентации.


Рекомендации:

повышение проектно-исследовательской культуры педагогов и обучающихся, выражающейся в психологической и мотивационной готовности к осуществлению совместной проектно-исследовательской деятельности, методической и функциональной грамотности

общая тематическая направленность проектно-исследовательской деятельности в рамках класса

численность группы 3-4 человека

работу с отдельными подгруппами развести во времени и пространстве

С 7 по 10 класс вести тетрадь по научному методу, где учащиеся буду фиксировать теоретические и методологические основы проектной деятельности: этапы и структура работы, виды проектов, основные определения (предмет и объект исследования, гипотеза, актуальность и т.д.), научные методы исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование, синтез, анализ и т.п.), образец оформления источников и др.

Ввести этап предзащиты проектов с 7 класса перед одноклассниками, которые будут задавать вопросы (тоже полезное умение), можно привлечь классного руководителя.

Повышать мативацию к участию в проектной деятельности через тренинги, мотиваторы, участие в конкурсах и т. п.

На уроках информатики, а также в рамках курса внеурочной деятельности уделять больше внимания основным принципам создания презентации.


Выводы:

Педагогу следует помнить, что новизна и интерес — ведущие стимулы в проектно-исследовательской деятельности. Стремление ко всему новому заложено в организации головного мозга ребенка. Интерес представляет собой состояние человека, побуждающее его к познавательной или практической деятельности. Интересы обучающихся весьма разнообразны и различаются по своей направленности. Интерес связан с эмоциональной оценкой выполняемой проектно-исследовательской деятельности. Взаимодействие интереса и эмоций создает мотивационную основу для продуктивной деятельности. (Колесов Д.В. Психология восприятия новизны // Развитие личности. 2005. № 1. С. 76–91)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.