Лекция на тему «Формирования функциональной грамотности на уроках математики» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 25 March

Формирования функциональной грамотности на уроках математики

в 1 классе УМК «Школа России»

 

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», — говорил известный педагог В. А. Сухомлинский.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается раздел- ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.

Рассмотрим методы и приёмы для формирования читательской грамотности на уроках математики в 1 классе.

Это:

Приём «Дополнение информацией»

Например, Таня написала в школе 7 строчек, а дома 3 строчки.

(нужно придумать вопрос и решить задачу)

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

Например, при решении задачи задаём тонкие вопросы:

Что известно в задаче?

Что необходимо найти?

Но можем так же более углубленно задавать толстые вопросы:

При каком условии задача может иметь несколько решений?

Приём " Верные или неверные утверждения"

На уроках математики используем такие задания как:

Выбери истинные утверждения.

25 – это однозначное число (н)

В 1 минуте 60 секунд (в)

В декабре 31 день (в)

Приём работы с текстовОй задачей

Уже в 1 классе начинаем работу над формированием математической грамотности обучающихся   через решение текстовых задач. 

На уроках математики используем задания в виде теста, например:

ПРОЧИТАЙ. ОПРЕДЕЛИ ХАРАКТЕР ТЕКСТА ЗАДАЧИ.

В одной вазе 30 слив, а в другой – 24. Сколько яблок в двух вазах?

(Обучающиеся должны определить и отметить: в задаче

лишние данные ?

или

недостающие данные ?

вопрос, в котором спрашивается о том, что уже известно ?

или

противоречивое условие и вопрос?)

(В данной задаче, 4 вариант правильный ответ)

Так же составляем ЗАДАЧИ ПО КАРТИНКам, решаем ЗАДАЧИ С «ЛОВУШКАМИ»

Решаем ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, например, такие как «Новоселье в теремке»

Жители теремка — построили себе отдельные домики. Лисичка поселилась в домике с высокой крышей, зайчик — в домике с большим окном, а мышка — в домике с большим окном и высокой крышей. Кто где живёт?

Познать непознанное, открыть для себя новые горизонты, взрослея вместе с героями увлекательнейших повествований, – в этом, наверное, и состоит истинный смысл чтения.

 

Раздел ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия

В 1 классе ребенок должен:

- понимать смысл денег, знать их функции

- различать монеты разного достоинства

- уметь собирать из монет необходимую сумму;

Тут использую разработки и Комплекс занятий по функциональной грамотности в 1 классе Татьяны Владимировны Куровой.

(например, Деньги бывают разные бумажные и металлические. Бумажные это купюры, банкноты. Металлические – монеты.

Отвечаем на вопрос:

- Что общего у монет? (круглые, герб, цифра)

- А чем они различаются (достоинством,номиналом)

t1711388621aa.png

Для объяснения понятий спрос, дороже, дешевле так же имеется подробное и доступное для младших школьников объяснение в форме сказки.

t1711388621ab.png

 

В разделе «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» удивительный мир наблюдений и экспериментов.

Ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности. Важно только регулярно задавать вопросы вида

- «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?»,

- «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»,

(Например, при изучении темы «Число и цифра 7», которое считается магическим. Всем с детства знакомы знаменитые сказки Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях… . В неделе – 7 дней, в музыке 7 нот, в радуге- 7 цветов, 7 чудес света. Мы часто слышим поговорки и пословицы:

«На седьмом небе от счастья»

«Семеро одного не ждут»

t1711388621ac.png

Учитель начальных классов ориентируется на такие качества обучающегося начальной школы, которые помогают при формировании основ глобальных компетенций:

– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

- ответственное отношение к живой природе и охрана природы и т.д.

Эти важные личностные качества формируются и на уроках математики, при выполнении различных командных проектов.

Раздел «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ» в рамках функциональной грамотности является важнейшим элементом развития творческого потенциала учащихся.

Разнообразные и нестандартные задания на уроках математики помогают выявить скрытые таланты, развить имеющиеся способности, что во взрослой жизни может стать конкурентным преимуществом.

Моя цель, как учителя, научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.

Все методы, используемые мной, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Желаю всем успехов! Спасибо за внимание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации