12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аида Альбертовна Г.89 учитель начальных классов Россия, Татарстан респ., Высокогорский район |
Формирования функциональной грамотности на уроках математики в 1 классе УМК «Школа России»
Формирования функциональной грамотности на уроках математики
в 1 классе УМК «Школа России»
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», — говорил известный педагог В. А. Сухомлинский.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается раздел- ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Рассмотрим методы и приёмы для формирования читательской грамотности на уроках математики в 1 классе.
Это:
Приём «Дополнение информацией»
Например, Таня написала в школе 7 строчек, а дома 3 строчки.
(нужно придумать вопрос и решить задачу)
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Например, при решении задачи задаём тонкие вопросы:
Что известно в задаче?
Что необходимо найти?
Но можем так же более углубленно задавать толстые вопросы:
При каком условии задача может иметь несколько решений?
Приём " Верные или неверные утверждения"
На уроках математики используем такие задания как:
Выбери истинные утверждения.
25 – это однозначное число (н)
В 1 минуте 60 секунд (в)
В декабре 31 день (в)
Приём работы с текстовОй задачей
Уже в 1 классе начинаем работу над формированием математической грамотности обучающихся через решение текстовых задач.
На уроках математики используем задания в виде теста, например:
ПРОЧИТАЙ. ОПРЕДЕЛИ ХАРАКТЕР ТЕКСТА ЗАДАЧИ.
В одной вазе 30 слив, а в другой – 24. Сколько яблок в двух вазах?
(Обучающиеся должны определить и отметить: в задаче
лишние данные ?
или
недостающие данные ?
вопрос, в котором спрашивается о том, что уже известно ?
или
противоречивое условие и вопрос?)
(В данной задаче, 4 вариант правильный ответ)
Так же составляем ЗАДАЧИ ПО КАРТИНКам, решаем ЗАДАЧИ С «ЛОВУШКАМИ»
Решаем ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, например, такие как «Новоселье в теремке»
Жители теремка — построили себе отдельные домики. Лисичка поселилась в домике с высокой крышей, зайчик — в домике с большим окном, а мышка — в домике с большим окном и высокой крышей. Кто где живёт?
Познать непознанное, открыть для себя новые горизонты, взрослея вместе с героями увлекательнейших повествований, – в этом, наверное, и состоит истинный смысл чтения.
Раздел ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия
В 1 классе ребенок должен:
- понимать смысл денег, знать их функции
- различать монеты разного достоинства
- уметь собирать из монет необходимую сумму;
Тут использую разработки и Комплекс занятий по функциональной грамотности в 1 классе Татьяны Владимировны Куровой.
(например, Деньги бывают разные бумажные и металлические. Бумажные это купюры, банкноты. Металлические – монеты.
Отвечаем на вопрос:
- Что общего у монет? (круглые, герб, цифра)
- А чем они различаются (достоинством,номиналом)
Для объяснения понятий спрос, дороже, дешевле так же имеется подробное и доступное для младших школьников объяснение в форме сказки.
В разделе «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» удивительный мир наблюдений и экспериментов.
Ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности. Важно только регулярно задавать вопросы вида
- «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?»,
- «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»,
(Например, при изучении темы «Число и цифра 7», которое считается магическим. Всем с детства знакомы знаменитые сказки Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях… . В неделе – 7 дней, в музыке 7 нот, в радуге- 7 цветов, 7 чудес света. Мы часто слышим поговорки и пословицы:
«На седьмом небе от счастья»
«Семеро одного не ждут»
Учитель начальных классов ориентируется на такие качества обучающегося начальной школы, которые помогают при формировании основ глобальных компетенций:
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
- ответственное отношение к живой природе и охрана природы и т.д.
Эти важные личностные качества формируются и на уроках математики, при выполнении различных командных проектов.
Раздел «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ» в рамках функциональной грамотности является важнейшим элементом развития творческого потенциала учащихся.
Разнообразные и нестандартные задания на уроках математики помогают выявить скрытые таланты, развить имеющиеся способности, что во взрослой жизни может стать конкурентным преимуществом.
Все методы, используемые мной, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Желаю всем успехов! Спасибо за внимание.