Лекция на тему «Формирования функциональной грамотности на уроках математики» (1 класс)
Формирования функциональной грамотности на уроках математики
в 1 классе УМК «Школа России»
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», — говорил известный педагог В. А. Сухомлинский.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается раздел- ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Рассмотрим методы и приёмы для формирования читательской грамотности на уроках математики в 1 классе.
Это:
Приём «Дополнение информацией»
Например, Таня написала в школе 7 строчек, а дома 3 строчки.
(нужно придумать вопрос и решить задачу)
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Например, при решении задачи задаём тонкие вопросы:
Что известно в задаче?
Что необходимо найти?
Но можем так же более углубленно задавать толстые вопросы:
При каком условии задача может иметь несколько решений?
Приём " Верные или неверные утверждения"
На уроках математики используем такие задания как:
Выбери истинные утверждения.
25 – это однозначное число (н)
В 1 минуте 60 секунд (в)
В декабре 31 день (в)
Приём работы с текстовОй задачей
Уже в 1 классе начинаем работу над формированием математической грамотности обучающихся через решение текстовых задач.
На уроках математики используем задания в виде теста, например:
ПРОЧИТАЙ. ОПРЕДЕЛИ ХАРАКТЕР ТЕКСТА ЗАДАЧИ.
В одной вазе 30 слив, а в другой – 24. Сколько яблок в двух вазах?
(Обучающиеся должны определить и отметить: в задаче
лишние данные ?
или
недостающие данные ?
вопрос, в котором спрашивается о том, что уже известно ?
или
противоречивое условие и вопрос?)
(В данной задаче, 4 вариант правильный ответ)
Так же составляем ЗАДАЧИ ПО КАРТИНКам, решаем ЗАДАЧИ С «ЛОВУШКАМИ»
Решаем ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, например, такие как «Новоселье в теремке»
Жители теремка — построили себе отдельные домики. Лисичка поселилась в домике с высокой крышей, зайчик — в домике с большим окном, а мышка — в домике с большим окном и высокой крышей. Кто где живёт?
Познать непознанное, открыть для себя новые горизонты, взрослея вместе с героями увлекательнейших повествований, – в этом, наверное, и состоит истинный смысл чтения.
Раздел ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия
В 1 классе ребенок должен:
- понимать смысл денег, знать их функции
- различать монеты разного достоинства
- уметь собирать из монет необходимую сумму;
Тут использую разработки и Комплекс занятий по функциональной грамотности в 1 классе Татьяны Владимировны Куровой.
(например, Деньги бывают разные бумажные и металлические. Бумажные это купюры, банкноты. Металлические – монеты.
Отвечаем на вопрос:
- Что общего у монет? (круглые, герб, цифра)
- А чем они различаются (достоинством,номиналом)
Для объяснения понятий спрос, дороже, дешевле так же имеется подробное и доступное для младших школьников объяснение в форме сказки.
В разделе «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» удивительный мир наблюдений и экспериментов.
Ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности. Важно только регулярно задавать вопросы вида
- «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?»,
- «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»,
(Например, при изучении темы «Число и цифра 7», которое считается магическим. Всем с детства знакомы знаменитые сказки Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях… . В неделе – 7 дней, в музыке 7 нот, в радуге- 7 цветов, 7 чудес света. Мы часто слышим поговорки и пословицы:
«На седьмом небе от счастья»
«Семеро одного не ждут»
Учитель начальных классов ориентируется на такие качества обучающегося начальной школы, которые помогают при формировании основ глобальных компетенций:
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
- ответственное отношение к живой природе и охрана природы и т.д.
Эти важные личностные качества формируются и на уроках математики, при выполнении различных командных проектов.
Раздел «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ» в рамках функциональной грамотности является важнейшим элементом развития творческого потенциала учащихся.
Разнообразные и нестандартные задания на уроках математики помогают выявить скрытые таланты, развить имеющиеся способности, что во взрослой жизни может стать конкурентным преимуществом.
Моя цель, как учителя, научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.
Все методы, используемые мной, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Желаю всем успехов! Спасибо за внимание.