Статья «Формирующее оценивание на уроках»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Ракитное» Дальнереченского муниципального района
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ
Кузнецова И.В.
Введение формирующего оценивания включает в себя все многообразие современных технологий и индивидуальных образовательных траекторий, где вариативность нацелена на максимальную индивидуализацию и доступность образования, на гибкость образовательного процесса, основанного на взаимосвязанной работе его участников по реализации целей и выбору содержания (в рамках государственных стандартов) средств и способов деятельности.
Оценка - это процесс определения ценности или важности чего-либо, что описывается в большом словаре психологии. Она играет ключевую роль в управлении активным обучением, так как зависит от учебных целей и влияет на их достижение, регулируя учебный процесс.
Функции оценивания включают стимулирование, формирование адекватной самооценки, создание мощного мотива, изменение межличностных связей, диагностику и проверку эффективности обучающей деятельности учителя.
Обратная связь, критический элемент процесса обучения, позволяет заметить расхождение между ожиданиями и реальными результатами. Это особенно важно для совершенствования навыков, поскольку позволяет выявить точность выполнения действий и внести коррективы. Регулярная оценка раскрывает динамику усвоения знаний учащимся, что позволяет принимать соответствующие меры как учителю, так и учащемуся. Именно взаимодействие учителя и ученика делает оценку такой значимой.
Фокус внимания педагога - обеспечить понимание учениками процесса усвоения знаний, стимулируя их мотивацию и помогая осознать цели и критерии успеха. Формирующая оценка, как ключевой элемент эффективного планирования, способствует развитию навыков самооценки и взаимооценки, открывая новые пути обучения и исправляя ошибки.
Урок должен быть непременно пропитан всеми достижениями образования.
Практическая значимость формирующего оценивания определяется следующими преимуществами:
оценивается только работа учащегося;
работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и обучающихся на основе промежуточных результатов в процессе обучения.
Данный вид оценивания позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.
Улучшить качество преподавания.
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Овладеть приемами контрольно-оценочной деятельности;.
Родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка.
Отслеживать прогресс в обучении ребенка.
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Установить в процессе обучения обратную связь между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала.