Возникновение города связано с открытием в 1750 году по рекам Кизел и Малый Кизел залежей железной руды. В 1762 году начал действовать первый рудник, в 1786 году открыто месторождение угля.
3 июля 1788 г. сдана в эксплуатацию плотина на реке Кизеле. Эта дата принята за время возникновения значительного поселения на месте современного города Кизела.
В 1789 году был пущен Кизеловский завод. С 1797 года началась добыча угля на штольне Запрудной, что послужило началом эксплуатации Кизеловского угольного бассейна. В 1856 году вошла в действие первая, самая крупная в то время Старо-Коршуновская копь.Вплоть до конца 1870 - х гг. каменный уголь добывался в незначительных объёмах ( в 1875 г. - 1 млн. пудов). В 1879 году открыто движение по железнодорожной линии Чусовая — Соликамск, что послужило толчком для дальнейшего развития угледобычи. Кизеловские угли стали потребляться в большом количестве, как самой железной дорогой, так и рядом промышленных предприятий. В 1880 г. добыча угля в Кизеловском бассейне составила 5,3 млн. пудов, в 1900 г. - 21,1 млн. По размерам угледобычи, благодаря развитию отрасли в Прикамье, Урал выдвинулся на третье место в Российской империи ( после Донбасса и Польши ). В 1900 г. в Кизеловском бассейне было 36 действующих шахт и штолен. Среди владельцев копей самыми крупными углепромышленниками являлись Абамелек-Лазаревы. Кизеловские копи, принадлежащие им, выделялись своим техническим уровнем, частичной механизацией и электрификацией работ. С 1898 года спуск и подъём из лазаревских шахт, водоотлив стали осуществляться с помощью электричества, а в 1908 году здесь появились первые электровозы. 5 апреля 1926 года постановлением Президиума ВЦИК, Кизел из рабочего посёлка преобразован в город.
Наиболее интенсивно город развивался как центр промышленного района в 1930-1950-е годы, в Кизеле появляется ряд объектов сферы услуг, общих для всех городов Пермского Урала. Каменный уголь после обогащения поставлялся на металлургические предприятия, использовался для нужд промышленности и коммунального хозяйства Пермской области и соседних регионов. В 1960 году был достигнут максимум добычи (12 млн тонн), после чего Кизеловский угольный бассейн начал приходить в упадок — в 1980 году добыча составила около 6 млн тонн, в 1990 — 3,2 млн. Основной причиной сокращения добычи была высокая себестоимость угля из-за сложных горно-геологических условий и невозможности разработки месторождений открытым способом из-за большой глубины залегания угленосных пластов.
Упадок промышленности города вызвал сокращение численности его населения в 1960-1980-х годах. В 1990-х после распада системы отраслевого управления, десятилетиями дотировавшей убыточные шахты, было решено ликвидировать трест «Кизелуголь». Окончательно добыча угля была прекращена в 2000 году.
Постсоветский период истории Кизела характеризуется продолжительным кризисом промышленности, тем не менее имеются перспективы разработки иных, кроме угольных, месторождений полезных ископаемых Кизеловского района, а также возможность создания туристического кластера (гора Ослянка, Кизеловская пещера, Медвежья пещера и др. достопримечательности района).
Администрация города
Площадь перед администрацией
Гостиница
Недалеко от ЖД вокзала
Спуск к вокзалу ул. Пролетарская
Автостанция
Церковь (ул. Советская)
Аттракционы (лет 15 назад)
И сейчас
Ул. Пролетарская
Новый стадион. Спорт комплекс Иванов - лог.
Городской стадион. Перед началом матча
Кизеловский универсальный магазин
Дворец культуры
Один из дворов города
Памятник «Войнам кизеловцам» у швейной фабрики
Вид города
Кизеловский техникум
Памятник Войнам 1941-194 5годов на территории техникума
Музыкальная школа
Школа №1 (ул. Ленина)
Школа №11
Городской пруд
Бывший ресторан Урал
Швейная фабрика
Трест
Вид на Общий рудник
Вид на развалины. Бывший завод
Автор фото: Сафин Раис