Проект «Мой родной город Семенов»
МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка»
Педагогический проект
Тема: «Наш родной город Семенов».
Тип проекта:
1. По количеству участников: групповой.
2. По содержанию: информационный
3. По продолжительности: долгосрочный (2017-18 учебный год).
.
1. этап - целеполагание
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую
изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал».
К. Симонов
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Проект «Наш родной город Семенов» имеет нравственно-патриотическую направленность. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель проекта: Ознакомление старших дошкольников с историей, культурой и традициями малой родины (городом Семенов).
Задачи проекта:
1. Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его местоположением, достопримечательностями, культурой, традициями.
2. Развивать интерес к народным традициям. Развивать творческие способности детей.
3. Воспитывать в детях нравственно-патриотические чувства, чувство любви к родной природе, малой родине.
4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
Созданы предпосылки для воспитания чувства исторической сопричастности к своему народу, ценностного отношения к Родине.
Расширены представления о родном крае, об истории родного города, его месторасположения, достопримечательностях, культуре, традициям.
Созданы условия для развития интереса у детей и родителей к народным традициям и творческих способностей детей.
2) Для родителей:
1. Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
2. Сформирована активная позиция в патриотическом воспитании и образовании детей.
2. этап - разработка проекта
Подобрать методическую литературу по познавательному развитию и патриотическому воспитанию дошкольников.
Сделать подборку детской художественной литературы по данной тематике: стихи, рассказы, сказки.
Составить перспективный план работы по проекту.
Разработать конспекты занятий, бесед, сценарии развлечений, экскурсий.
Подготовить мультимедийные презентации к занятиям, виртуальным экскурсиям и беседам о родном городе, народных традициях, промыслах города Семенова.
Провести консультации для родителей «Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» (Подготовить буклеты для родителей), «Семейный маршрут выходного дня», «Праздники и традиции нашего края», «Народное искусство и детское творчество».
3. этап - выполнение проекта
Перспективный план работы по проекту
Дата |
Мероприятие |
Ответственные |
Сентябрь |
Цикл познавательных бесед с детьми: «Мой замечательный город». Цель: |
Воспитатель |
Рассматривание альбома «Мой родной город-Семенов». Цель: |
Воспитатель |
|
Познавательная беседа «Возникновение уездного города Семенова» с рассматриванием иллюстраций в книге Е. Бирюковой «Уездный город Семёнов». Цель: познакомить детей с историей возникновения уездного города. |
Воспитатель |
|
Прогулка по городу «Семенов исторический». Цель: знакомить с родным городом, центральной площадью, расширять представления детей об архитектурных и исторических памятниках города. |
Воспитатель |
|
Участие в выставке «Расцветай, любимый город»» на празднике города. Цель: |
Родители, воспитатель |
|
НОД «Город готовится к празднику»(художественное творчество) Цель: |
Воспитатель |
|
Родительское собрание по теме «Формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с малой Родиной посредством проектной деятельности» Цель: |
Воспитатель |
|
Ноябрь |
1Экскурсия на центральную площадь города Семенова «Главная площадь города». Цель: знакомить с родным городом, центральной площадью, расширять представления детей об архитектурных и исторических памятниках города. |
Воспитатель |
2.Творческая мастерская: рисование «Чем запомнилась площадь» (культурная практика). Цель: побуждать детей отражать свои впечатления в рисунке. |
Воспитатель |
|
3. Познавательная беседа с просмотром презентации «Площади родного города». Цель: познакомить детей с площадями родного города, рассказать о торговой улице. |
Воспитатель |
|
Рассматривание альбома «Архитектурные памятники г. Семенова». |
Воспитатель |
|
5. Экскурсия по городу Семенову «Купеческие дома как памятники архитектуры уездного города Семёнова». Цель: обогащать представления детей о жизни купцов города Семенова. |
Воспитатель |
|
6. НОД ( конструирование) «Дом купца». Цель: формировать у детей обобщенные представления о домах купцов и способах преобразования образца в соответствии с заданным условием, развивать образное мышление. |
Воспитатель |
|
7. Развлечение «На Семеновских улицах». |
Воспитатель, музыкальный руководитель |
|
8. Творческая мастерская для родителей «Создадим город с помощью макетов». |
Воспитатель |
|
9. Познавательная беседа «Герб города Семенова». Авторская дидактическая игра «Собери герб». Цель: закрепление представлений детей о гербе родного города. |
Воспитатель |
|
Декабрь |
1. Познавательная беседа «Знакомство с промыслами и ремёслами уездного города Семенова». Цель: познакомить детей с историей зарождения промыслов и ремесел на Семеновской земле. |
Воспитатель |
2. Беседа «Мастера и художники Семеновского края». Цель: знакомить детей с разными видами ремесел и мастерами . |
Воспитатель |
|
3. Дидактическая игра «Ярмарка ремесел» Цель: закрепить представления детей о многообразии древних ремесел. |
Воспитатель |
|
4.Экскурсия в краеведческий музей города Семенова «Рассказ о купцах и их ремёслах». Цель: закрепить представления детей о многообразии промыслов и ремесел города Семенова. |
Воспитатель |
|
5. Театрализованная игра «Один день из жизни купца». Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. |
Воспитатель |
|
Январь |
1. Презентация «Народные традиции моей малой Родины». |
Воспитатель |
2. Детско-родительские презентации «Традиции моей семьи». |
Воспитатель |
|
3. Виртуальная экскурсия «В русской избе» |
Воспитатель |
|
4. Создание мини-музея в группе «В русской избе». 5. Экскурсия в музей «История народного быта» |
Воспитатель Воспитатель |
|
6.Развлечение «Забавы вокруг печки». |
Воспитатель, музыкальный руководитель |
|
Февраль Март |
1. Литературная гостиная: чтение сказки «Про Семёна-ложкаря» С. Афоньшина (культурная практика) Цель: познакомить детей с историческим персонажем, мастером - основателем ложкарного промысла |
Воспитатель |
2.Просмотр презентации «Путешествие в прошлое ложки». |
Воспитатель |
|
3. НОД «Семён-ложкарь» (художественное творчество). Цель: отразить впечатления детей об услышанном в рисунках. |
Воспитатель |
|
4. Творческая мастерская с родителями «Ложка расписная» (культурная практика). Цель: познакомить детей с искусством народной росписи по дереву. |
Воспитатель |
|
5. Познавательная беседа «Знакомство с современными промыслами города Семенова» с просмотром презентации «Секреты хохломской росписи». Цель: познакомить детей с народными промыслами родного города Семенова. |
Воспитатель |
|
6. Экскурсия на фабрику «Хохломская роспись» Цель: продолжить знакомство с народным промыслом, формировать представления о производстве хохломских изделий. |
Воспитатель |
|
7. Составление фотоальбома «Золотые кудри Хохломы». Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям. |
Воспитатель |
|
8. Экскурсия в краеведческий музей города Семенова «Знакомство с федосеевской игрушкой». Цель: продолжать знакомить детей с произведениями народного декоративно – прикладного искусства семеновского края. |
Воспитатель |
|
9. Встреча с интересными людьми «Мастер федосеевских игрушек». |
Воспитатель |
|
10. Экскурсия в краеведческий музей города Семенова «Народная игрушка - матрешка». Цель: продолжать знакомить детей с произведениями народного декоративно – прикладного искусства семеновского края. |
Воспитатель |
|
11. Игровая ситуация «Фестиваль народных промыслов». |
Воспитатель |
|
12. Дидактические игры «Матрешки». Цель: закреплять представления детей о разновидностях матрешки. «Собери матрешку», «Выложи узор», лото «Хохломские изделия» |
Воспитатель |
|
Апрель |
1. Экскурсия в библиотеку города Семенова. Познавательная беседа с показом иллюстраций «Современные здания города Семенова. Здание библиотеки». Цель: познакомить детей со зданием библиотеки, рассмотреть залы в библиотеке, рассказать о функциональном назначении библиотеки. |
Воспитатель |
2. Творческая мастерская: конструирование «Здание библиотеки» (культурная практика). Цель: побуждать детей отражать свои впечатления в конструкции. |
Воспитатель |
|
3. Экскурсия на выставку картин в художественную школу. Беседа с художником. Цель: познакомить детей с мастерской юных художников, продолжить знакомство с разными видами искусства. |
Воспитатель |
|
4. Творческая мастерская: рисование «Любимые уголки родного города» (культурная практика). Цель: побуждать детей отображать впечатления в рисунках. |
Воспитатель |
|
5. Экскурсия в пожарную часть города Семенова. Цель: познакомить детей с опасной и интересной профессией пожарного. |
Воспитатель |
|
6. Познавательная беседа с просмотром презентации «Предприятия родного города» (хлебозавод, молокозавод). Цель: знакомить детей с предприятиями города Семенова: молокозаводом и хлебозаводом, расширять знания детей о технологическом процессе изготовления хлеба и молока. |
Воспитатель |
|
7. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел» Цель: закреплять знания детей о том, откуда появляется хлеб. |
Воспитатель |
|
Май |
1. Просмотр презентации «Поэты и писатели Семеновской земли». Цель: познакомить детей с местными авторами. |
Воспитатель |
2.Знакомство с творчеством С.В. Афоньшина Цель: познакомить детей со сказками . |
Воспитатель |
|
3.Дидактическая игра - пазл «Сундучок со сказками» Цель: закрепить умения собрать иллюстрации по прочитанной сказке. |
Воспитатель |
|
4. Участие в конкурсе на лучшую самодельную книгу по творчеству С.В. Афоньшина |
Дети, Родители |
|
5. Знакомство с творчеством Б. Корнилова Цель: познакомить детей со сказкой «Как от меда у медведя зубы начали болеть» |
Воспитатель |
|
6. Театрализованная деятельность по сказке Б.Корнилова |
Воспитатель |
|
7. Встречи с интересными людьми «Поэтесса Наталья Остафийчук». 8. Праздник «Семеновский край – моя малая Родина». |
Воспитатель |
|
9. Родительское собрание «Учим детей любить и беречь свой город» |
Воспитатель |
4.этап - подведение итогов проекта
1. Праздник «Семеновский край – моя малая Родина».
2. Создание альбома «Вклад моей семьи в историю города».
3. Презентация проекта на родительском собрании в конце учебного года.
4. Презентация результатов проекта на педагогическом совете (в конце учебного года).
5. Экскурсионный маршрут выходного дня для родителей.
6. Буклет для родителей «Учим детей любить и беречь свой город»
7. Распространение опыта по патриотическому воспитанию дошкольников.