Внеклассное мероприятие «Где казак, там и слава!»

6
0
Материал опубликован 15 December 2023

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясеновская гимназия №2 им. Д.В.Лазутина»


 

Гражданско-патриотическое направление

«Где казак, там и слава!»


 

t1702658040aa.gif

Постолова Татьяна Ивановна

учитель физической культуры

Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия

Пояснительная записка.

Тематическое направление

Тема (название) воспитательного мероприятия

Актуальность и обоснование выбора темы

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)

Цель

Задачи

Планируемые результаты

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Материально-технические, информационные ресурсы

Основная часть.

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

З. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
 

Казак - в крови, казак - по чести,

по доблести и по делам,

казак от казака - без лести,

лишь по отцу и по дедам!

Пояснительная записка

Казаки – это те люди, которые, не задумываясь, откликаются на зов Родины и встают на её защиту, а слава про доблестных казаков гремит на весь мир. Через столетия казачество пронесло свой нрав. Всё величайшее наследие светлых и честных людей помогало выживать, жить и побеждать, пронося сквозь столетия святой для каждого казака девиз: «Душу – Богу, жизнь – Отечеству, честь – никому!».

Сегодня казачество снова возрождается и становится активным участником реального современного исторического процесса. Для того чтобы воспитать казака, необходимо приложить немалые усилия, начиная с младенческого возраста. Шермиции издавна были нацелены на воспитание и обучение подрастающего поколения казаков. Шермиции это «примерные бои» донских казаков. Они проводились на большие Православные праздники, входили в станичные «домашние игры». Сегодня шермиции развиваются как этноспорт донских казаков.

Программа максимально приближена к национальному казачьему празднику, когда казачьи команды съезжались на майдан со своими знамёнами, с родственниками в несколько поколений, после чего следовало проведение примерных шермиций, в которых участвовали представители всех возрастов: состязались в джигитовке, рубке, сражались на пиках, фехтовали и танцевали с шашками. За всем наблюдали старики, которые в заключении шермиций вручали ценные призы из казачьей амуниции, оружия. По завершению состязаний на майдане в круг ставились столы и проводилась стариковская беседа с песнями и угощениями. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающим в себя ритуальную часть, связанную с поминовением и чествованием предков, со старинными воинскими обрядами, традиционными играми и состязаниями. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков. Праздник шермиций, на которые приезжают представители различных национальностей и других этнических групп казаков являет пример культурного общения, толерантности и взаимообогащения народов.

Тематическое направление

Гражданско-патриотическое, направлено на сохранение исторических корней, духовных ценностей и традиций казаков, формирование и воспитание патриотизма, активной жизненной позиции гражданина малой родины.

Тема (название) воспитательного мероприятия «Где казак, там и слава!».

Актуальность и обоснование выбора темы

Народные казачьи игры и на основе их созданные комплексы общефизических упражнений для разного возраста. В целях сохранения и возрождения казачества, немалую роль играет проведение воспитательных мероприятий патриотической направленности, так как воспитание патриотизма у детей приобретает важное значение и предполагает воспитание привязанности к малой Родине, понимание и признание элементов исторического и культурного наследия, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к своей Отчизне.

Патриотическое воспитание - это важнейшая задача для привития священного чувства любви к Родине, постоянной готовности к её защите. Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью казачества. Новизна заключается в том, что мероприятие интегрирует в себе содержание, способствующее не только духовному развитию, но и освоению культурного наследия русского народа

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы

классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Данное мероприятие является частью деятельности классного руководителя и включено в воспитательную программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Ведущие ценности программы – патриотизм, развитие духовно-нравственных качеств, уважение к национальным традициям, активная жизненная позиция.

Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, педагога-библиотекаря, руководителя вокального кружка. Этапы работы подготовки к мероприятию удачно «вписываются» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.

1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на обучающихся 7-8 класса (12-13 лет).

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у

обучающихся , укрепление нравственных основ казачества, интереса к истории, формирования у молодого поколения чувства верности своему Отечеству, популяризации здорового образа жизни и традиционных видов казачьих состязаний среди обучающихся.

Задачи:

Образовательная: - активизировать представление учеников о праздниках, обычаях и традициях казаков.

Развивающая: совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость; на примере казачьих игр формировать понимание, что игра - это подготовка к взрослой жизни.

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности; воспитание подрастающего поколения и молодежи на основе многовековых народных традиций казаков; пропаганда физической культуры и этноспорта, привлечение учеников к здоровому образу жизни.

Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма, получение новых знаний об историческом прошлом.

Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах; приобщение обучающихся к истокам казачьего народного творчества; формирование менталитета на основе ознакомления обучающихся с богатейшей культурой Донского края;

Метапредметные УУД: проявляют интерес к новой информации; организация совместного досуга для детей.

1.8. Планируемые результаты:

-обогатить знания детей о традициях казачества (шермиции);

- получить эмоциональный отклик детей на совместную деятельность;

- проявление у обучающихся интереса к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью Донских казаков.

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

  Форма проведения  мероприятия – конкурсы, индивидуальное и командное взаимодействие, беседа по вопросам, подвижная игра, позволяет максимально полно реализовать цели, задачи воспитательного мероприятия, раскрыть потенциал детей.

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения

планируемых воспитательных результатов

Для достижения планируемых воспитательных результатов применялись технологии использования игровых методов и информационно-комуникационная.

Здоровьесберегающие технологии:

-обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья во время обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

-смена видов деятельности;

-индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

-построение урока с учетом работоспособности учащихся.

Игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учёбой, - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Познавательные, интеллектуальные игры.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-стимулируется познавательная деятельность;

-активизируется мыслительная деятельность;

-самопроизвольно запоминаются сведения;

-формируется ассоциативное запоминание;

-усиливается мотивация к изучению предмета.

Технология сотрудничества – коллективный способ обучения/воспитания в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

При проведении данного мероприятия были применены словесные, наглядные, практические методы обучения.

Приёмы обучения:

- викторина;

- практический метод обучения;

- опрос;

- игра;

- коллективная работа.

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Оформление спортивного зала: казачьи пословицы и поговорки (найдена информация в интернете, соотнесена с главной идеей мероприятия,

аудиоаппаратура, песни, стихи, карточки с вопросами, фишки, мячи фитбола, спортивные мягкие шашки или ивовые прутья, палки, набивные мячи, трубки (обернутые теплоизолятором).

Материально-технические, информационные ресурсы

Работа по данной методике учит выполнять задания в группах, формулировать ответы на вопросы, объективно оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к истории, традициям Донского казачества, а также позволяет проявить свои физические способности.

2.Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

- ознакомить участников с техникой безопасности при проведении массовых мероприятий;

- проверить физическое состояние всех участников мероприятия;

- подобрать цитаты по теме;

- подготовить рисунки для оформления спортивного зала;

- провести опрос на тему «Край ты мой казачий» (история казачества);

- составить вопросы для викторины;

-подготовить тексты командам для презентации во время мероприятия;

-подготовить спортивный инвентарь для конкурсов;

-провести репетицию танца с учениками;

-непосредственно перед мероприятием проверить уровень подготовленности всех участников программы, внести последние коррективы.

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Место проведения: спортивный зал школы.

Ход мероприятия

Звучит казацкий марш. Команды входят в зал, строятся. Торжественное вынос знамени.

1 ведущий: Добрый день Вам, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать Вас в нашем зале.

1 ведущий: История Отчизны вдохновляет каждого своими событиями и легендарными героями.

2 ведущий: И этими героями были волелюбные казаки. Из истории нам известно, что казаки умели не только мужественно защищать свою землю, но умели и повеселиться. Такие праздники назывались «Шермиции». Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры».

1t1702658040ab.jpg ведущий: Вот и мы хотим сегодня отобразить некоторые из тех конкурсов, которые проводятся на «Казацких шермициях». Шермиции не только спорт. Они развивают людей как физически, так и духовно, воспитывают патриотов, помнящих свою многовековую историю.

Регламент конкурсов:

Визитная карточка команд.

«Турнир по джигитовке».

Показательные конные выступления «Верховая езда».

«Борьба на ломка».

Исторический.

Художественный номер. (Казазий танец)

«Игра в царя».

«Айданы».

«Фехтование на шашках».

Конкурс капитанов. (чины и звания казаков)

Подведение итогов.

Номер художественной самодеятельности.

Конкурс №1: визитная карточка команд.

1.1. Ход и правило конкурса: - презентация каждой команды (построение, эмблема, название команды именем атамана войска Донского , девиз команды). Капитан рассказывает краткую характеристику атамана) Приложение №1.

1. Команда имени Матвея Платова.

2. Команда имени Ивана Краснова.

3. Команда имени Василия Иловайского.

Оценка команд по пятибалльной системе.

t1702658040ac.jpg

Конкурс №2: «Турнир по джигитовке».

Ведущий: Джигитовка — лихой, храбрый, опытный всадник — скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки, казачий вид спорта. Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака.
Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка.

К обязательной джигитовке относились:

стрельба с коня и рубка чучел;

поднимание предметов с земли;

подъём на коня пешего товарища;

увоз раненого одним или двумя всадниками;

соскакивание и вскакивание на коня на карьере.

К упражнениям вольной джигитовки относились:

джигитовка с пикой;

умение положить коня на карьере;

скачка с одной лошади на другую;

скачка группами;

скачка стоя;

скачка вниз головою;

переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед;

расседлывание коня на скаку.

Впоследствии джигитовка входила в боевую подготовку кавалерии Красной Армии.

2.1. Ход и правило конкурса: - в колонну парами, участник с седоком сзади. Старт. Первый участник с седоком сзади скачет и обегает фишку, бежит к команде – передача эстафеты ладонью следующих. Побеждает команда, которая финишировала первая.

Конкурс №3: показательные конные выступления «Верховая езда»

Ведущий. Главное призвание казака быть военным. Каждый казак имел верховую лошадь. Казак без коня, что солдат без ружья. У донских казаков принято было иметь боевого (строевого) коня.

У казаков перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

3.1. Ход и правило конкурса: – в колонну по одному. Необходимо оседлать мяч для фитбола и проскакать на нем до финиша. Побеждает команда, которая финишировала первая.

Конкурс №4: «Борьба на ломка»

Ведущий. Дисциплина «борьба на ломка» исторически сложившаяся у донских казаков, особая форма состязаний, использовавшаяся в военно-траурной и календарно-праздничной обрядности. Соревнование проводится в виде борцовского поединка, целью которого является: с помощью борцовских действий из предварительного поясного захвата заставить противника коснуться телом ковра. Борьба «на ломка», «под пряжки» была популярна на Дону и имела древние кочевнические корни. Потому её можно считать одной из разновидностей поясной борьбы.

4.1. Ход и правило конкурса: – участники выходят в бешметах ( рубахах), опоясанными кушаками из крепкой ткани. Борьба начинается с обоюдного захвата за пояса. После команды «БОРЬБА» победа присуждается, если противник упал, или вышел за ковер ногой. Запрещены захват головы двумя руками, захваты за пальцы, волосы и кожу, болевые и удушающие приемы. Запрещены броски через собственное падение (с упором стопы, бросок через грудь прогибом и т.п.). Борьба ведется без ограничения по времени. Борьба происходит на ковре диаметром 5-6 метров.

Конкурс №5: исторический: «Край ты мой казачий» (история казачества).

Для участия на этом конкурсе командам предлагаются вопросы на знание истории казачества. Задача команды - набрать максимальное количество правильных ответов. Регламент времени 6 минут. Варианты вопросов.

( Приложение №2).

t1702658040ad.jpg

6.Номер художественной самодеятельности ( танец).

Конкурс №7: «Игра в царя»

Ведущий. Разновидность традиционной фехтовальной игры донских казаков, которая протекает на ограниченной боевыми линиями площадке. Игроки делятся на две команды по пять человек, пятый невооруженный игрок — царь. Задача противной стороны поразить царя противника. Во время игры участники вооружены спортивными казачьими шашками (ранее гибкими прутами или лубочными шашками и саблями). Допускается наносить противникам удары по рукам, ногам и корпусу. Засаленный таким образом противник покидает площадку. Сегодня этим словом обозначаются все традиционные состязания казаков, имеющие обрядовый характер.

7.1. Ход и правило конкурса: –  участники делятся на две команды по пять человек, пятый невооруженный игрок царь, в каждой команде выбирают «царя». Задача противной стороны поразить царя противника. Всем, кроме «царей» раздаются спортивные мягкие шашки, или ивовые прутья. Задача каждой из команд дотронуться до «царя» противников. Каждое касание «замораживает» участника на 15 секунд. После трех касаний участник выбывает из игры. Участники защищаются и атакуют только шашками или прутьями, элементы борьбы не допускаются. Хлестать по голове запрещается. (в любом случае желательно иметь защитные очки). «Царь» может только убегать и уклоняться.

Конкурс №8: «Айданы»

Ведущий. Айданы» - маленькие плоские костяшки из колена задней ноги барана или овцы, квадратные косточки. Ставить их нужно рядом в прямоугольник начерченный на земле и сбивать с расстояния 10 шагов байбаком. «Байбак» (бита) - самая крупная косточка, которую сверлили и заливали свинцом для тяжести, а также могли красить в красный цвет.

8.1. Ход и правило конкурса: в команде по 5 участников. С расстояния 10 шагов, необходимо попасть теннисным мячом в цель (набивной мяч). Каждая команда по очереди выполняет по пять попыток. Побеждает команда набравшая наибольшее количество результативных попаданий.

Конкурс №9: «Фехтование на шашках»

Ведущий. Исторически сложившаяся у донского казачества форма проведения состязаний с использованием шашки (в играх и при обучении настоящая шашка заменялась палкой или удары наносились плашмя, или клинки оборачивались острой стороной назад и бой велся обухом шашки. Характеризуется задачей нанесения сопернику оцениваемых рубящих ударов шашкой.

9.1. Ход и правило конкурса: -   оружие: имитатор шашки представляет собой трубку, обернутую теплоизолятором. В качестве элементов защиты используется шлем, перчатки, бандаж. Поединок: бой одной шашкой. Фехтуя шашкой, боец держит оружие в руке, одет в защитный костюм и шлем. Пытается получить пять очков за поединок. Во время боя боец должен применять допустимые атаки и защиты, комбинированные с прыжками и уклонениями. Шашку можно держать в любой руке, разрешено менять руку в течение боя. Правила: удары наносятся горизонтально, диагонально или сверху вниз, уколы и тычки запрещены. В зачет идут только удары шашкой, выполненные в указанной технике. Победа присуждается по очкам. Контакт с запрещенными зонами, такими как пах и затылок, запрещается. За поединком следят судья. Судья ведет бой, следит за прохождением боя, поведением казаков, останавливает и начинает бой. По команде «Бой!» судья делает шаг назад за линию площадки и следит за ходом поединка за линией. 

После каждого попадания и при сигнализации бойца, поднявшего руку, бой останавливается командой: “Стой!” - и производится обсуждение попадания. Бой возобновляется в центре площадки.

При выходе казаков за линию площадки,  судья поднимает руку «Линия!», и бой останавливается. Вышедшему за линию делается замечание. Бой возобновляется после отступления противником на один шаг, а нарушивший делает шаг от линии вперед. При трех замечаниях боец дисквалифицируется. Площадку рисуют 3м на 2м.

Конкурс №10: Капитанов (казачьи чины , звания) Приложение №2

 

Ведущий. Казачьи чины — это чины (звания), персонально присваиваемые военнослужащим и военнообязанным, в соответствии с их военной и специальной подготовкой, служебным положением, заслугами, выслугой лет, принадлежностью к казачьему войску.

10.1. Ход и правило конкурса – капитаны должны по рисунку определить чины(звания) казаков. Побеждает правильность и скорость ответов.

Подведение итогов мероприятия.

Торжественное награждение победителей.

t1702658040ae.jpg

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка может быть использована педагогами, классными руководителями, для воспитания патриотизма среди учащихся.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные и групповые физические способности учащихся, более осознанно подходить к формированию физического и морального здоровья посредством здорового образа жизни.

Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно выбирать спортивные направления, развиваться физически в процессе регулярного выполнения комплекса упражнений определённой направленности, что важно при формировании здорового образа жизни. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Надеюсь, что данная методическая разработка окажет методическую и практическую помощь учителям в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов.

Используемая литература

Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII—XX веков. Батайск, 2002.

Казачий Дон: Очерки истории. / А. П. Скорик, Р. Г. Тикиджьян и др. Ростов н/Д., 1995. Ч.1.

Проценко Б. Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков// Известия Северокавказского научного центра высшей школы.1996.№ 1.

Черная Т. «Этническая доминанта в психологическом содержании традиционных игр на примере донского региона» 

Черницын С. В. Обычаи и обряды донских казаков связанные с проводами на военную службу // ИСКНЦВШ 1988

Яровой А. В. Шермиции. История, методика обучения и правила соревнований. Ростов-на-Дону. Изд-во НМЦ «Логос».2011.

Яровой А. В. Особенности кулачных боев в среде донских казаков // Научная мысль Кавказа, 2007

Википедия [Электронный ресурс]

Шермиции традиционные игры казаков [Электронный ресурс]

Приложение №1

Команда №1 - Матвей Иванович Платов — войсковой атаман войска Донского, граф, генерал от кавалерии, герой войны 1812 года. Самый известный атаман не только на Дону, но и во всей России и в мире. Герой русских войн конца XVIII - начал XIX вв. В 1801 году назначен Войсковым атаманом области войска Донского. Основатель новой столицы войска — Новочеркасска. Полководческая слава пришла к атаману в годы Отечественной войны 1812 года. Он командовал всеми казачьими формированиями за границей. За боевые заслуги атаман был возведен в графское достоинство. После этого Платов разгромил войска именитого маршала Нея, под Лейпцигом взял в плен 15 тысяч солдат и офицеров противника. При заключении мира донской атаман сопровождал императора Александра в Лондон.

Команда №2 - Иван Козьмич Краснов - генерал-майор, герой войны с Наполеоном, атаман Бугского казачьего войска. Казак станицы Букановской области войска Донского. Участвовал в турецких войнах. В 1787 году, как ординарец Суворова, Краснов был послан в один из батальонов с приказанием - идти в атаку. В том батальоне не осталось в живых ни одного офицера. Тогда Краснов выступил во главе батальона и ринулся в бой. Участвовал в штурме Измаила, захватил три орудия и два боевых знамени противника, за что получил золотую медаль. В 1803 году получил чин генерал-майора и назначен атаманом Бугского казачьего войска.

Команда №3 - Василий Дмитриевич Иловайский генерал-лейтенант, участник Наполеоновских войн. Награждён орденом Св. Анны 4-й степени на саблю и золотой саблей с надписью «За храбрость». Иловайский в 1823 году был назначен походным атаманом Донских казачьих полков в отдельном Кавказском корпусе; 26 августа 1826 года был произведён в генерал-лейтенанты и в 1827 году принял участие в войне с Персией. После войны прослужив на Дону ещё 13 лет.​​​​​​​

Приложение №2

Конкурс исторический: «Край ты мой казачий» (история казачества)

Карточка с заданием

1. Что означает дословно в переводе с языка донских казаков понятие «Шермиции»?

а). национальные традиционные казачьи игры ;

б). примерные бои, устраиваемые на праздниках;

в). состязания казаков;

г). кулачный бой .

2. Джигитовка – это?

а). искусство владения шашкой;

б). искусство езды на коне;

в). выполнение сложных упражнений при верховой езде.

3. Без чего казаки не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях?

а). без молитвы;

б). без шашки;

в). без атамана;

б). без хлеба.

4. Высшее руководство у казаков.

а) рада;

б) старшина;

в) круг;

г) войсковые служители.

5. Тактическое воинское подразделение у казаков

а) курень

б) полк

в) эскадрон

г) сотня.

6. Избранному большинством голосов атаману вручались знак атаманской власти и достоинства. Это длинная палка орехового дерева, к которой прикреплялся серебряный шар, называлась?

a) булава;

б) похвала;

в) копьё;

г) бумеранг.

7. Казаки любили, гордились и бережно относились к своему оружию. Оружие в доме вешали на почетное место. Традиционным казачьим оружием были?

а) сабля (шашка);

б) автомат;

в) копье;

г) бластер.

8. Плотная накидка, укрывавшая от холода, дождя и непогоды голову и плечи казака называлась?

a) капюшон;

б) башлык;

в) шарф;

г) палантин.

9. Традиционная одежда казака.

a) кафтан, зипун, штаны с лампасами;

б) брюки, рубашка, галстук;

в) шуба, шапка-ушанка, валенки;

г) куртка, джинсы, кроссовки


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации