Технологическая карта урока географии по теме «Горы. Суши» (6 класс)
Технологическая карта урока по теме «ГОРЫ СУШИ» 6 класс.
Уч. «География. Землеведение. 6 кл.» п/р. О.А.Климановой, изд.»Дрофа»
Цели для ученика
1. что такое горы
2. строение гор
3. какие бывают горы
4. как образовались горы.
5. Крупнейшие горы мира.
Цели для учителя
- Продолжить знакомство с рельефом, сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте, возрасту, способу образования;
- Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.
- Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать полученные знания для чтения физических карт, умение работать в паре, умения самоконтроля.
- воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор.
Ожидаемые результаты:
- Предметные:формирование представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте, возрасту
- Коммуникативные: формирование умений работать в парах
- Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
- Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность
- Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Тип урока - Урок открытия нового знания
Оборудование: мультимедийное оборудование, физическая карта мира и России, атлас 6 класс.
Формы контроля
Самостоятельная работа в конце урока
Домашнее задание
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы, приемы, формы
Формируемые УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
· создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
· актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
· установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;
- проверка подготовленности классного помещения к занятию;
- организация внимания школьников;
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Готовятся к уроку
Приветствуют учителя
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Словесные(беседа)
Регулятивные УУД:
формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
· воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
· активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
· актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)
· попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
· зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (рельеф)
- Какие формы рельефа вызнаете? (горный и равнинный)
- Чему будет посвящен наш урок сегодня? (горы или равнины)
-Наш спор решит стихотворение. (СЛАЙД 2)
- Тема урока «Горы суши» (СЛАЙД 3)
Отвечают на вопросы. Формулируют и
записывают число и тему урока «Горы суши»
Словесные (беседа)
Регулятивные: формирование умения постановки цели, выявления пробелов в своём знании
Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
3. Этап выявления места и причины затруднения
организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
· проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
· зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)
· соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
- Вы не один раз видели горы на картинках журналов и компьютера, в фильмах. Вам знакомы песни о горах. Горам посвящены литературные произведения и живописные полотна.
-Многие мифы и легенды связаны с горами. Знаете их?
(Олимп, Ноев ковчег на горе Арарат, Прометей, прикованный на Эльбрусе; цветок Эдельвейса, который дарится самой красивой девушке – СЛАЙДЫ 4,5,6, 7)
- А кто был в горах?
- Что вы можете о них рассказать?
Отвечают на вопросы.
Словесные(беседа), наглядные (иллюстративные)
Регулятивные: выявления пробелов в своём знании
Познавательные: умение находить разные источники информации, логически мыслить
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
· сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
· предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
· выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
· выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
Что мы должны узнать на уроке? (уч-ся высказывают предположения) СЛАЙД 8
Сообщение цели урока:
-что такое горы
-строение гор
-какие бывают горы
-как образовались горы.
-Влияние гор на характер течения рек.
-Крупнейшие горы мира.
-Практическая работа «Сравнительная характеристика гор мира»
-Согласны ли вы с целью урока? Нет лишних пунктов? (про характер течения)
-Что нам понадобится для достижения цели? (учебник, карта)
Отвечают на вопросы, формулируют цель урока, определяют источники знаний.
Словесные (беседа)
Регулятивные: формирование умения постановки цели, выявления пробелов в своём знании
Познавательные: умение решать учебные проблемы, умение находить разные источники информации возникающие в ходе работы, логически мыслить
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
5. Этап реализации построенного проекта
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
· на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы
· при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.
· применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение
· зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково
· зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения
-Каждый из нас имеет представление, что такое гора?(СЛАЙД 9)
-Можете ли вы дать определение этому понятию?
-для того, чтобы дать определение понятию нужны ключевые слова. (СЛАЙД 10)
Выводим понятие. СЛАЙД 11.
Горы - обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами.
-Что из себя представляют горы?
-Если я вас попрошу схематически изобразить гору, какую геометрическую фигуру вы нарисуете? (треугольник)
-Какие части треугольника вы можете назвать? (вершина и основание)
- СЛАЙД 12. Рассмотрите строение горы. Какие составные части есть у гор? (вершина, склон и подошва)
- Дайте определения этим понятиям.
- Горы в одиночестве встречаются очень редко. Чаще всего они образуют горные области.
- По тексту учебника назовите составные части горной области: горный хребет, горный гребень, горная долина, перевал. Найдите в тексте их определения.
-Найдите соответствие терминов и изображений на СЛАЙДЕ 13.
Высказывают предположения, что такое горы.
Записывают определение гор в тетрадь.
Дают определение, что такое вершина, подошва и склон.
Работают с текстом учебника, ищут определения, определяют соответствие объекта и иллюстрации.
Словесные (беседа, диалог), наглядные, объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые
Групповая работа.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, самооценивание
Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, умение осуществлять знаково-символические действия, умение структурировать текст, давать понятия определениям, устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи. Определять соответствие текста с иллюстрацией.
Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
· решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия
· при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
- Уч-ся (работа в парах) предлагается набор карточек с терминами:
1. Гора, 2. вершина, 3. склон, 4. подошва, 5. горный гребень, 6. хребет, 7. долина,8. перевал, 9. горная система и 10. название крупнейших горных систем (у каждой пары свое)
На СЛАЙДЕ 14 появляются определения. Задача уч-ся определить соответствие термина и определения и откладывать карточки в заданном порядке.
Самая высокая часть горы.
Наиболее выступающая часть хребта.
Самая низкая часть гребня.
Обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами.
Основание горы.
Горные вершины, выстроенные в линию друг за другом.
Часть горы между подошвой и вершиной.
Межгорные понижения.
Остаются две карточки (горная система и название горной системы).
Определяют соответствие термин – определение.
Работают в парах.
Самостоятельная работа в парах
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: анализ, определение соответствия термин-определение.
Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
· организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
· организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону
· создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка
· для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления
Проверка выполнения задания. На СЛАЙДЕ 14 – ключ.
-Уч-ся выявляют ошибки.
Проверяют правильность выполнения задания.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ,.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
· выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний
· довести его до уровня автоматизированного навыка
· при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса
· повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
-У всех групп осталось по 2 карточки: горная страна и с названием.
САЙД 15. Что такое горная страна?
(у всех названия гор: Кавказ, Уральские, Гималаи, Анды, Кордильеры, Аппалачи, Альпы, Большой Водораздельный хребет)
-Что объединяет все эти названия? (это горы)
Элементы физкультминутки.
- Каждая пара находит на карте атласа свои горы и показывает на карте у доски.
-Определяют по карте наивысшую точку гор, ее высоту, находят эту информацию в классе (на стендах, стенах и т.д.), выстраивают цепочку на доске.
Проверяем задание с просмотром СЛАЙДОВ 16.
-чем горы отличаются друг от друга?
- Конечно, по высоте.
-Расположите горы в порядке возрастания высоты их вершины.
(на доске выстраивают ранжированный ряд)
-прежде чем взять табличку с названием гор показать на карте)
- делаем выводы о самых длинных горах в России и мире, самых высоких на материках, в России и мире)
-сообщение и видеофрагмент о Гималаях. Рекомендация – посмотреть журнал «Вокруг света»
СЛАЙД 17.
-Какие группы гор по высоте можно выделить?
-низкие, средневысотные и высокие.
Распределите горы по группам.
- Как образовались горы?
Определите порядок образования гор. (работа в группах, проверка на доске)
1.земная кора состоит из литосферных плит.
2.литосферные плиты двигаются относительно друг друга.
3.движение литосферных плит друг к другу в горизонтальном направлении.
4. горные породы сминаются в складки.
5. образуются горы.
6. такие горы называются складчатыми
- Изменяются ли горы после образования? Что с ними происходит? (продолжаем цепочку)
1.Складчатые горы
2.деятельность ледников, рек.
3.горы разрушаются
4. горы превращаются в равнины
5.активизируются движения земной коры
6.образуются возрожденные горы
СЛАЙД 18.
-из этого следует, что некоторые горы образовались раньше, другие же до сих пор образуются.
- Горы отличаются по возрасту.
СЛАЙД 19.
-По изображениям определите где молодая гора, где старая. Ответ обоснуйте.
- В итоге мы выяснили, что горы отличаются по 3 признакам.
-заполните схему с использованием ключевых слов. (СЛАЙД 20-21)
-Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между возрастом, способом образования и высотой гор? (СЛАЙД 21)
В любых горах могут происходить опасные явления. СЛАЙД 22.
-Определите по изображениям, какие это явления.
Отвечают на вопросы.
Выявляют общий признак объектов.
Работают с картой атласа, у доски, ищут информацию по классу, выстраивают цепочку на доске.
Распределяют горы по высоте.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Сравнивают горы.
Заполняют схему, проверяют правильность выполнения.
Устанавливают взаимосвязь.
Определяют по картинкам изображаемые явления. Записывают в тетрадь.
Словесный (беседа, объяснение), наглядный (иллюстрации, видео), частично-поисковый, практический.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, самооценивание
Познавательные: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, поиск и выделение неободимой
информации, умение осуществлять знаково-символические действия, умение структурировать текст, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
· организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
· учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
· намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
-вернемся к началу урока. СЛАЙД 23. Все ли мы выполнили, что было запланировано?
-Домашнее задание. СЛАЙД 23
• Параграф 29.
• Выписать термины опасных явлений.
• Мини - презентация «Стихи о горах» (творческое по желанию)
Рефлексия. Ответьте на вопросы.
(каждому тест из 5 вопросов).см.приложение.
ТЕСТ по ТЕМЕ «ГОРЫ».
1. К среднегорьям относятся горы высотой:
А) 1000-2000 м Б) 2000-3000 м. В) 3000-4000 м.
2. Самые высокие горы в России:
А) Уральские Б) Кавказ В) Алтай
3. Выберите правильное утверждение:
А) высокие горы являются молодыми.
Б) старые горы имеют складчатое строение
В) молодые горы относятся к возрожденным
4. Каким цветом на карте обозначены высокие горы?
А) темно-коричневый
Б) светло-коричневый В) желтый
5. В каком варианте горы расставлены в порядке убывания высоты:
А) Гималаи, Уральские, Кавказ
Б) Уральские, Кавказ, Гималаи
В) Гималаи, Кавказ, Уральские
СЛАЙД 24. Проверяют ответы ( 1-А, 2-Б, 3-А, 4-А,5-В), выставляем дополнительные баллы.
СЛАЙД 25. Подсчитываем количество баллов
А теперь соответственно количеству баллов поставьте каждый свой пунсон на карте.
Спасибо за работу!
Определяют достигли ли цели урока.
Записывают домашнее задание.
Отвечают на тестовые вопросы.
Проверяют, подсчитывают баллы.
Самоятельная работа
Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные: самооценка
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.
Мызникова Людмила Александровна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Мызникова Людмила Александровна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Евстратова Инна Валерьевна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Дементьева Ирина Михайловна