Контрольные измерительные материалы по русскому языку на тему «Готовимся к ГИА» (9 класс)
Пояснительная записка
Название тестовой работы: |
«Готовимся к ГИА: русский язык 9 класс» |
Подзаголовок: |
Авторский тренировочный вариант контрольных измерительных материалов |
Предмет: |
Русский язык |
Класс: |
9 |
Цель: |
Объективное измерение результатов обучения русскому языку в основной школе |
Образовательные задачи:
|
- выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными при изучении русского языка в курсе основной школы; - отрабатывать навыки выполнения экзаменационных заданий |
Структура тестовой работы: |
1) соответствует демонстрационному варианту ОГЭ 2024 года по русскому языку; 2) в демонстрационном варианте часть 1 (задание 1) – сжатое изложение, часть 3 (задания 13.1, 13.2, 13.3) – сочинение – рассуждение; 3) в конкурсном материале представлена часть 2 (задания 2 – 12, требующие проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста) |
Комментарий: |
Отдельным файлом «Часть 3» опубликованы задания 13.1, 13.2, 13.3. Учитель может по своему усмотрению выбрать на сайте ФИПИ аудиофайл с текстом для написания сжатого изложения. Таким образом, данный тренировочный вариант КИМов можно использовать как на промежуточном этапе подготовки к экзамену, так и для проведения пробного экзамена по русскому языку. |
Авторский тренировочный вариант контрольных
измерительных материалов основного государственного
экзамена 2024 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3. |
(1) Кто бы ни задумался над человеческой способностью говорить, немедленно задаёт себе вопрос: (2) «Откуда и как получили люди эту удивительную способность? (3) Как они научились языку?» (4) Вопрос этот только внешне выглядит простым и безобидным. (5) Не преувеличивая, можно сказать: три четверти толстых томов, написанных в течение сотен лет по языкознанию, посвящены решению этой трудной загадки. |
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) задаёт вопрос (предложение 1)
2) получили люди (предложение 2)
3) они научились (предложение 3)
4) выглядит простым и безобидным (предложение 4)
5) три четверти томов посвящены (предложение 5)
Ответ: _____________________________
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 есть несогласованное определение.
2) Предложение 2 осложнено однородными членами предложения.
3) Предложение 3 односоставное неопределённо – личное.
4) Предложение 4 односоставное безличное.
5) Вторая часть сложного предложения 5 осложнена обособленным согласованным определением.
Ответ: _____________________________
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пунктуационные правила
А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Б) В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Запятая между ними не ставится тогда, когда после придаточного предложения есть вторая часть двойного союза (то, так) или союз но. В) Обособляется согласованное определение, если оно отделено от определяемого существительного другими членами предложения.
|
Предложения
1) Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется на много километров. 2) Неотвратимо надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело. 3) Ни близких берегов, ни далёких гор, ни даже воды – ничего не было видно. 4) Турист вышел на песчаную дорожку, утомлённый долгим путешествием, побрёл в направлении города. 5) Закончилась дождливая осень, и пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Джордж Гордон Байрон (1) знаменитый (2) английский поэт (3) автор многих прославленных произведений (4) взбудораживших Европу (5) и оказавших значительное влияние на умы (6) язык и миропонимание своих современников. Он родился в аристократической английской семье (7) его древний род был связан с английскими (8) и шотландскими королями.
Ответ: _____________________________
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
2) НИКОГО (не встретил) – в безударном положении в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ-.
3) ЗАЖЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.
4) СООРУЖЁН – в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени после шипящего под ударением пишется Ё.
5) В ТЕЧЕНИЕ (суток) на конце производного предлога пишется буква Е.
Ответ: _____________________________
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
В течени(1) нескольких часов можно с(2)деть неподвижно, глядя на играющ(3)е море. Вбл(4)зи море прозрачно и чисто, а в отдалении(5) лежит густой тёмно – синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. Далеко-далеко белеет од(6)нокий парус. Н(7)смотря на чудесную погоду, море пусто. Впоследстви(8) я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу.
Ответ: _____________________________
8. Раскройте скобки и запишите слово «помидоры» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Я не нашёл на грядке красных (помидоры) и вынужден был рвать ещё не созревшие зеленые плоды.
Ответ: _____________________________
9. Замените словосочетание «лунного света», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: _____________________________
Прочитайте текст и выполните задания 10 – 12. |
(1) Когда Сёмка жил у писателя в городе, он читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы, прялки… (2) Этого добра у писателя было навалом.
(3) В то же лето, как побывал Сёмка в городе, он стал приглядываться к церковке, которая стояла в деревне Талице, что в трёх верстах от Чебровки. (4) В Талице от двадцати дворов осталось восемь. (5) Церковка была закрыта давно. (6) Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… (7) По каким-то соображениям те давние люди не поставили её на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. (8) Ещё с детства помнил Сёмка, что если идёшь в Талицу и задумаешься, то на повороте у косогора вздрогнешь – внезапно увидишь церковь, белую, лёгкую среди тяжкой зелени тополей.
(9) В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. (10) Она тоже давно была закрыта и дала в стене трещину. (11) Казалось бы – две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором – какая должна выиграть, если сравнить? (12) Выигрывала маленькая, под косогором. (13) Она всем брала: и что лёгкая, и что открывалась глазам внезапно… (14) Чебровскую видно было за пять километров – на то и рассчитывали строители. (15) Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу…
(16) Как-то в выходной день Сёмка пошёл опять к талицкой церкви. (17) Сел на косогор, стал внимательно смотреть на неё. (18) Тишина и покой кругом. (19) Тихо в деревне. (20) И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит. (21) Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали её дожди, заносили снега… (22) Но вот – стоит. (23) Кому на радость? (24) Давно уж истлели в земле строители её, давно распалась в прах та умная голова, что задумала её такой. (25) И сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. (26) О чём же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? (27) Бога ли он величал или себя хотел показать? (28) Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь – там заметят. (29) Этого заботило что-то другое, красота, что ли? (30) Как песню спел человек, и спел хорошо. (31) Зачем надо было? (32) О сам не знал. (33) Так просила душа. (34) Милый, дорогой человек!.. (35) Не знаешь, что и сказать тебе.
(36) Да и что тут скажешь? (37) Ну, – хорошо, красиво, волнует, радует… (38) Разве в этом дело? (39) Он и сам радовался, и волновался, и понимал, что – красиво. (40) Что же?.. (41) Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…
(По В.М. Шукшину⃰ )
⃰ Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974) – советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Талица была большой, густонаселённой деревней.
2) Чебровскую церковь было видно издалека.
3) Окрестности талицкой церкви были бойким и оживлённым местом.
4) Талицкую церковь Сёмка помнил с детства.
5) Неведомый мастер, что строил талицкую церковь, хотел прославиться.
Ответ: _____________________________
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Когда Сёмка жил у писателя в городе, он читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы, прялки.
2) Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу.
3) Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу.
4) Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали её дожди, заносили снега.
5) О чём же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку?
Ответ: _____________________________
12. В предложениях 1 – 7 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово.
Ответ: _____________________________
Источники информации, использованные при создании КИМ:
1. https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/68342-demoversija-oge-2024-po-russkomu-jazyku.html
2. https://dzen.ru/a/YlKj_gD7ZDFY6Jav
4. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204510
5. https://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=2981
6. https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/160-pravopisaniepredlogov.html
Часть 3DOCX / 12.64 Кб
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Надежда Павловна
Ирина Владимировна Казарцева
Волкова Надежда Павловна
Юлия Васильевна Воробьева
Волкова Надежда Павловна
Юлия Васильевна Воробьева
Селиванова Галина Геннадьевна
Волкова Надежда Павловна