12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44602
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка


Предложенное упражнение аналогично заданию 4 демонстрационного варианта

контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года по русскому языку. Оно ставит своей целью сформировать умение распознавать различные простые и сложные предложения, неосложненные и осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами, уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями. Работа над упражнением, пунктуационный анализ предложений позволит закрепить понятие о нормах постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, в предложении с обособленными членами, с уточняющими членами, с вводными и вставными конструкциями.



Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное

причастным оборотом, стоящим

после определяемого слова,

обособляется.


Б) Вводное слово и словосочетание выделяется запятыми.


В) После однородных членов перед обобщающим словом ставится тире.

1) Природа, безграничная в своих проявлениях, не устает поставлять нам то новое, что восхищает, удивляет, поражает наше воображение.

2) Во время сильного мороза в январе 1877 года она увидела, как по обеим сторонам солнца появились две золотые чаши, а в чашах – кресты.

3) Впрочем, случай этот довольно простой, доказательства оказались настолько очевидными, что лишь немногие жители деревни по-прежнему верили сказкам о нечистой силе.

4) История сохранила нам любопытный факт: после падения Наполеона 1 во Франции наблюдали, как над солнцем появилось светлое пятно, напоминавшее многим треугольную шляпу императора.

5) В причудливой игре света люди древности находили грозные знаки божьей кары, кровопролитных войн, мора и голода – предзнаменований больших бед.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В






2.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное существительным в форме косвенного падежа с предлогом, обособляется.


Б) Определение, выраженное

причастным оборотом, стоящим

после определяемого слова,

обособляется.


В) Вводное слово и словосочетание выделяется запятыми.

1. Ни для кого из социологов, даже начинающих, не будет открытием утверждение о том, что любое исследование необходимо начинать с программы, с установления некоторых концептуальных положений и определения путей и способов решения той или иной задачи.

2. К вопросам в социологической анкете подходили примерно так же, как и к вопросам в естественном языке.

3. Надо сказать, что, несмотря на широкое распространение массовых опросов методом анкетирования в социологической литературе, проблеме построения вопроса и разработке анкет как системе вопросов уделяется очень мало внимания.

4. На самом деле никакого противоречия нет, поскольку определение цели исследования есть результат предпрограммной работы, позволяющей получить концептуально-гипотетическое знание.

5. Обращение, таким образом, к мнению индивида - это одновременно и обращение к общественному мнению данной референтной группы или более общей социальной группы.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В








3.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному, обособляется.


Б) Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов (уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому), обособляются.


В) В неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения) ставится тире.

1. Когда я был в несколько раз меньше, чем сейчас, в моем доме была только одна комната, разделенная фанерой с прямоугольной дырой на две малюсенькие комнатушки, и дверь была всего одна, а кухня была общая с соседями.


2. В тот торжественный и удивительный октябрьский день мой дядя, довольно плотный господин с длинными волосами, слегка похожий на великого актера Евгения Леонова, осторожно проскользнул в свой кабинет и на цыпочках зигзагами начал пробираться к буфету.

3. Сначала он обогнул весьма древний стол с тумбами вместо ножек, на котором стоял такой же древний большой глобус, а также — всякие колбы, спиртовка и другие вещи для химических опытов.

4. Волшебник подпрыгнул, и в комнате, прямо возле круглого стола, оказался маленький старичок с длинными бородой и волосами, в шлепанцах, с патронташем через плечо и с ружьем-двухстволкой наперевес.

5. Недавно жена Семена Семеновича – внучка урожденной княжны Елизаветы Таракановой — срочно уехала в путешествие по своим важным делам, и хозяйственность Песика очень пригодилась.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В






Ответы

1. 435

2. 345

3. 243



Использованная литература

1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998.

2. Жуков И.А. Волшебник и сын или триумф беспечного школяра.-М., Априори-Пресс, 2013.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 26.08.23 в 08:55 4Ответить Пожаловаться
Спасибо,Вера Сергеевна! Актуальный ресурс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 26.08.23 в 09:07 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, буду рада, если кому пригодится.
Юлия Васильевна Воробьева, 26.08.23 в 09:44 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна! Очень пригодится!
Легоцкая Вера Сергеевна, 26.08.23 в 10:51 2Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Юлия Васильевна, за внимание к работе.
Ахметшина Наталья Юрьевна, 26.08.23 в 10:19 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за задание! Придётся потрудиться и нам, и девятиклассникам.
Легоцкая Вера Сергеевна, 26.08.23 в 10:51 1Ответить Пожаловаться
Нам не привыкать, Наталья Юрьевна. спасибо за интерес к работе.
Селиванова Галина Геннадьевна, 27.08.23 в 12:01 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Вера Сергеевна! Очень пригодится девятиклассникам такой материал!
Легоцкая Вера Сергеевна, 27.08.23 в 12:45 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание, Галина Геннадьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.