Готовимся к ОГЭ-2024 по русскому языку «Пунктуационный анализ предложений»
Пояснительная записка
Предложенное упражнение аналогично заданию 4 демонстрационного варианта
контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года по русскому языку. Оно ставит своей целью сформировать умение распознавать различные простые и сложные предложения, неосложненные и осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами, уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями. Работа над упражнением, пунктуационный анализ предложений позволит закрепить понятие о нормах постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, в предложении с обособленными членами, с уточняющими членами, с вводными и вставными конструкциями.
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Вводное слово и словосочетание выделяется запятыми. В) После однородных членов перед обобщающим словом ставится тире. | 1) Природа, безграничная в своих проявлениях, не устает поставлять нам то новое, что восхищает, удивляет, поражает наше воображение. |
2) Во время сильного мороза в январе 1877 года она увидела, как по обеим сторонам солнца появились две золотые чаши, а в чашах – кресты. | |
3) Впрочем, случай этот довольно простой, доказательства оказались настолько очевидными, что лишь немногие жители деревни по-прежнему верили сказкам о нечистой силе. | |
4) История сохранила нам любопытный факт: после падения Наполеона 1 во Франции наблюдали, как над солнцем появилось светлое пятно, напоминавшее многим треугольную шляпу императора. | |
5) В причудливой игре света люди древности находили грозные знаки божьей кары, кровопролитных войн, мора и голода – предзнаменований больших бед. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
| | |
2.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обстоятельство, выраженное существительным в форме косвенного падежа с предлогом, обособляется. Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. В) Вводное слово и словосочетание выделяется запятыми. | 1. Ни для кого из социологов, даже начинающих, не будет открытием утверждение о том, что любое исследование необходимо начинать с программы, с установления некоторых концептуальных положений и определения путей и способов решения той или иной задачи. |
2. К вопросам в социологической анкете подходили примерно так же, как и к вопросам в естественном языке. | |
3. Надо сказать, что, несмотря на широкое распространение массовых опросов методом анкетирования в социологической литературе, проблеме построения вопроса и разработке анкет как системе вопросов уделяется очень мало внимания. | |
4. На самом деле никакого противоречия нет, поскольку определение цели исследования есть результат предпрограммной работы, позволяющей получить концептуально-гипотетическое знание. | |
5. Обращение, таким образом, к мнению индивида - это одновременно и обращение к общественному мнению данной референтной группы или более общей социальной группы. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
| | |
3.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному, обособляется. Б) Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов (уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому), обособляются. В) В неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения) ставится тире. | 1. Когда я был в несколько раз меньше, чем сейчас, в моем доме была только одна комната, разделенная фанерой с прямоугольной дырой на две малюсенькие комнатушки, и дверь была всего одна, а кухня была общая с соседями. |
2. В тот торжественный и удивительный октябрьский день мой дядя, довольно плотный господин с длинными волосами, слегка похожий на великого актера Евгения Леонова, осторожно проскользнул в свой кабинет и на цыпочках зигзагами начал пробираться к буфету. | |
3. Сначала он обогнул весьма древний стол с тумбами вместо ножек, на котором стоял такой же древний большой глобус, а также — всякие колбы, спиртовка и другие вещи для химических опытов. | |
4. Волшебник подпрыгнул, и в комнате, прямо возле круглого стола, оказался маленький старичок с длинными бородой и волосами, в шлепанцах, с патронташем через плечо и с ружьем-двухстволкой наперевес. | |
5. Недавно жена Семена Семеновича – внучка урожденной княжны Елизаветы Таракановой — срочно уехала в путешествие по своим важным делам, и хозяйственность Песика очень пригодилась. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
| | |
Ответы
1. 435
2. 345
3. 243
Использованная литература
1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998.
2. Жуков И.А. Волшебник и сын или триумф беспечного школяра.-М., Априори-Пресс, 2013.
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна