Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Занятие 8
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Готовимся к ОГЭ. Занятие 8. |
Целевая аудитория | Учащиеся девятого класса. |
Система работы | Дополнительные занятия, внеурочная работа, самостоятельная работа, домашняя работа. |
Цель | Подготовка к итоговому собеседованию и письменному экзамену в 9 классе. |
Задачи | 1) углубить знания знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; формировать умение применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, 2) тренироваться в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка. |
Время | 60 минут |
Основные лингвистические понятия | Смысловое прогнозирование, микротема, абзац, рассуждение, монологическое высказывание, орфограмма, пунктограмма. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | 1.Какие речевые обороты помогут вам построить монолог – рассуждение? https://dzen.ru/a/Y7ppuooLDjrNyGB7 2. PRO лидера: кто это и как им можно стать? https://journal.workhard.online/interesting/pro-lidera-kto-eto-i-kak-im-mozhno-stat.html |
Ход занятия
1. Рассуждение по поставленному вопросу.
Вспомните речевые обороты, которые помогут вам построить монолог – рассуждение. (см. таблицу).
Какого человека мы называем лидером?
Задание: дайте развёрнутый ответ на вопрос. Не забудьте дать ответы на вопросы:
-какого человека мы называем лидером?
- какие качества присущи лидеру?
- лидером рождаются или становятся?
- как лидерство проявляется в речи и поведении человека?
-нужны ли лидеры обществу?
- как к лидеру относятся другие люди?
2. Синтаксический анализ
Прочитайте текст.
1) У большинства людей понятие «лидер» неизменно ассоциируется с уверенными и успешными личностями, которые всегда достигают поставленных целей. 2) К таким особам невольно тянешься, хочешь с ними чаще общаться и видеть их среди своих коллег или начальства, ставишь их в пример. 3) Наверное, каждый хотя бы раз мечтал о том, чтобы тоже причислить себя к таким суперменам. 4) Но, увы, пока нет специальных курсов, где учат, как быть лидером по жизни. 5) И вообще, возможно ли это в принципе: стать лидером с нуля, или с таким даром можно только родиться?
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения.
1) Предложение 1 сложноподчиненное с придаточным определительным.
2) Предложение 2 односоставное определенно-личное, осложнено однородными членами.
3) Одна из частей предложения 3 осложнена вводным словом.
4) Предложение 4 сложноподчиненное, одно из придаточных- изъяснительное.
5) Предложение 5 сложное с разными видами связи, одна из частей -односоставное безличное предложение.
3. Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Запишите номера ответов.
Многие ошибочно полагают, (1) что лидер (2) это в первую очередь тот (3) кто просто управляет другими людьми. Но такая формулировка считается не до конца правильной (4) и больше подходит под характеристику смежного понятия – «босс».
Смысл лидерства не сосредоточен на руководящей должности (5) поскольку здесь главная цель заключается в поиске баланса (6) между личными нуждами сотрудников и интересами всей компании. В роли начальника этого проще добиться, если пользоваться стратегическим мышлением (7) но (8) отнюдь (9) не каждый директор компании по умолчанию будет считаться лидером.
4. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1.
1)БЕЗВЫХОДНЫЙЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется З.
2) НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ – НЕ с глаголами пишется раздельно.
3) ПО-БРАТСКИ –наречие , образованное при помощи приставки ПО- и суффикса СКИ, пишется чрез дефис.
4) ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ –прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно.
5) Он ЗАТЕЕТ – в личном окончании глаголов I спряжения пишется Е.
2.
1) впоследствии – наречие всегда пишется слитно
2) БАШЕНКА - суффикс -енк- имеют слова, образованные от существительных, не имеющих суффикс -ин-.
3) МАШЕНЬКА - суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных.
4) СОЧЕТАНИЕ - написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
5) В РАССЛЕДОВАНИИ - в окончании имени существительного на -ИЙ в предложном падеже пишется буква И.
3.
1) КОНТРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
2) СИНИЦЕЙ – в суффиксе имени существительного после Ц без ударения пишется буква Е.
3) ШЕСТЬСОТ - в середине числительных от пятисот до девятисот пишется мягкий Ь.
4) МЕДИЦИНА - буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
5) ПРИКЛЮЧЕНИЕ (закон) – приставка определяется её значением «доведение действия до конца».
5. Подведение итогов занятия
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна