«Граду Макеевке похвала и утверждение».
К такому знаменательному в жизни храма событию прихожане небольшого поселка Александринка, что на окраине Докучаевска, готовились задолго. Спешно подновлялись скамеечки, подбеливались бордюры, пополнялась иконками, книгами с описанием жития, Акафистниками, да свечечками церковная лавка, ожидая большого наплыва не только своих прихожан, но и гостей со всего города. Уютный церковный двор, который и без того был всегда на загляденье опрятным, прихорашивался, избавляясь от последних, ему только ведомых, погрешностей. Не отставали и трудящиеся в храме: протиралась невидимая пыль, до новизны натирались подсвечники, расставлялись цветы. Весь приход жил хлопотами и ожиданием. Как же! Ведь к нам привезут икону с частичкой мощей недавно канонизированного местночтимого святого Донецкой епархии схимонаха Илии Макеевского!
Еще задолго до канонизации старца 8 мая 2012 года, люди говорили о нем, как о святом, нередко помещая его фотографии рядом с иконами на своих домашних иконостасах. Одна из таких фотографий бережно хранилась и в доме моей бабушки, которая часто пересказывала мне сохранившиеся предания об этом удивительном человеке и просила всегда молиться ему в любых сложных жизненных обстоятельствах. Ведь, в народе он всегда считался сильным молитвенником, обладающим даром прозорливости, в котором убеждались многие, кто приходил к нему со своими бедами, нуждаясь в утешении и наставлении. Мне хотелось узнать об этом старце побольше, ведь он был немногим старше меня, когда, покинув отчий дом, решил всецело посвятить свою жизнь Богу и «пошел искать святые места». Потому и ждала я с нетерпением того дня, когда смогу увидеть икону преподобного старца и приложиться к его нетленным мощам.
И вот пришел он, так долго ожидаемый праздник – еще одна маленькая приходская Пасха! И хоть погода в тот апрельский день 2016 года была ненастная и сырая, яркий солнечный свет все же мягко просвечивал сквозь хмурые облака, словно радуясь вместе с нами столь торжественному событию. Да и я, обычно нехотя встающая по утрам, в этот день проснулась раньше всех и маме, пожалуй, впервые за столько лет не пришлось ждать меня, поторапливая и подгоняя мою привычную неспешность своим «Быстрее! Быстрее!». Тропинка, по которой мы шли к храму, начиналась сразу от остановки, куда привез нас переполненный, как никогда, городской автобус. Видно было, что по тропинке этой часто ходят люди – она не поросла травой, а была твердой и утоптанной, почти как асфальт. Впереди и позади нас шло много людей – все мы шли на встречу со старцем. Многие несли букеты цветов, которым позднее суждено будет стоять в вазах у аналоя с иконой преподобного, выражая почтение, благоговение и духовную радость принесших их. Отчего-то вдруг защипало в глазах и я с трудом удержала подступающие слезы…
И вот мы в храме. Кто-то, видимо, из пришедших впервые, ходит по храму, расставляя свечи на сверкающие чистотой подсвечники. Кто-то кладет покаянные поклоны у алтаря, размазывая по щекам радостные слезы прощения. Кто-то пишет записочки, внимательно вчитываясь, не пропустил ли чьего-либо имени – ведь, сегодня с батюшкой будет молитвенно предстоять сам преподобный Илия Макеевский. А в это непростое время военного лихолетья, настигшего мою родную Донбасскую землю, все мы особо нуждаемся в заступниках и молитвенниках - тех, кто помогает нам преодолевать все эти испытания, не падать духом, не бояться и не отчаиваться. Рассказывают, что в тяжелые годы Великой Отечественной войны старец, проживая в соседней с нами Макеевке, стал настоящей духовной опорой для многих и верующих, и неверующих людей, помогая им стойко выдерживать все скорби и невзгоды. Когда мужчины уходили на фронт, они шли за благословением к отцу Илие и он благословлял их на ратный подвиг борьбы с захватившими нашу родную землю врагами. Как же, наверное, он молился потом за каждого из них, чтобы уберег их Господь от смерти, помог выжить и вернуться домой с победой! Окормлял духовно старец и оставшихся в городе людей, ни в коем случае не благословляя их покидать Макеевку даже в самое отчаянное время оккупации. Успокаивая людей, он велел им ни в коем случае не бояться. «Не бойтесь!» - говорил он. «В Макеевке ни сильных боев, ни разрушений не будет. Уйдет немец, тихо, как прошлогодний снег». И, действительно, в течение всей войны в городе не было ни сильных боевых действий, на артобстрелов, ни бомбежек, ни крайней нужды в продовольствии, ни страшных разрушений. И догадывались макеевчане, кто нескончаемыми молитвами своими хранил их город от напастей, и стали записывать они свидетельства очевидцев, и назвали они этот сборник рассказов «Как один молитвенник город вымолил…». А вот сейчас и мы, докучаевцы, кто осознанно, а кто и неосознанно, но последовали тогдашнему завету старца «ни в коем случае не покидать город в годину испытаний и бед» и не уехали из родного города, уже два с половиной года терзаемого чудовищной братоубийственной войной. И именно вера в то, что выстоим, по неотступной молитве угодников Божиих, делает нас сильнее, крепче духом, увереннее в том, что недолго уже осталось «полыхать войны пожарищам», что вспомним мы все, наконец, что мы - братья и … наступит мир.
В храме становилось все более и более людно и оттого шумно. И вдруг, словно стайка всполошенных соек, засуетились досужие старушки и понеслась, где шепотом, а где радостным возгласом, радостная весть по храму: «Везу-у-у-т! Везу-у-у-т! Икону везут!» Помню, как мгновенно наступила в храме тишина - какая-то особенная, проникающая в самое сердце, умиротворяющая. Я подняла глаза на икону. Откуда это ощущение исходящего от нее света? И, хотя день был достаточно пасмурным, весь храм мгновенно наполнился этим светом, а все мы, находящиеся в нем, ощутили тепло и радость от того, что согрелась этим светом душа. И вот именно в тот момент я впервые прочувствовала значение слов «светильник Божий». Как же нужно было прожить свою долгую жизнь, (а умер схимонах Илия, будучи 109 лет от роду), чтобы так высветлеть лицом! Свет не может не светить. А если в сердце горит огонь любви к Богу и людям, то такой огонь и светит, как маяк, указывая путь блуждающим в житейском море, и согревает, как спасительный костер в темную непроглядную ночь. Наверное, этот живительный свет и есть свидетельство присутствия Бога в человеке, а потому во все времена тянутся люди к таким светильникам веры. Вот и вокруг старца Илии всегда собирались люди – как во время земной его жизни, так и сейчас, в нашем маленьком Александринском и во многих других храмах Донбасса, где он незримо присутствует рядом и молит, молит, молит Бога о нас…
Мария Корячек, ученица 6-А класса МОУ «Школа №3 города Докучаевска». Эссе для участия в Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелева «Лето Господне».