12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Катерина904
"Капля камень точит" - как ценно осознавать, что в своей профессиональной деятельности ты можешь не просто внешне изменять человека, с которым столкнулся судьбой, а радужными каплями красок разукрашивать его внутренний мир, даря радость, любовь и тепло!
Россия, Новосибирская обл., Омск
7

Деятельностное занятие «Похвала и Критика. Что это такое? Как найти равновесие?»



Деятельностное занятие «Похвала и Критика. Что это такое? Как найти равновесие?»

в рамках клуба «Обсуди с друзьями»

Информационная карта

 

Название образовательной организации, название программы, 

 

ФИО педагога

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»,

педагог-психолог Янцен Екатерина Яковлевна

 

Тема и цель занятия, год обучения детей

Тема: «Похвала и Критика. Что это такое? Как найти равновесие?»

Цель: формирование конструктивной реакции на оценку творческой деятельности через анализ таких понятий как «похвала» и «критика», аргументов различных точек зрений, собственных ощущений во время проведения эксперимента.

Целевая аудитория: обучающиеся по образовательным программам БОУ ДО г.Омска «ЦРТДиЮ «Амурский» в возрасте 15-17 лет.

 

Предполагаемые результаты обучающихся в программе

Развитие компетенций обучающихся: предметные (знания конструктов высказывания «похвалы» и «критики», способов реагирования)

 метапредметные (развитие коммуникативных навыков, умения высказывать свою точку зрения) 

личностные (уважительное отношение к чувствам окружающих, ответственное отношение к своим высказываниям и поступках, саморефлексия)

 

Форма проведения занятия

Групповое деятельностное занятие 

 

Методы и формы организации деятельности обучающихся

Индивидуальная работа, работа в микрогруппах, лекция, дискуссия, эксперимент «Творческий аукцион», экспертная оценка, арт-технологии, акростих, незаконченные предложения, рефлексия

 

Временные ресурсы и МТБ

Продолжительность занятия: 2 часа.

Материально-техническое оснащение:просторное помещение, скамейки (стулья), столы (4 шт), клеенка (4 шт), доска, маркет, губка для стирания маркера, твердые подложки (планшеты), бумага А3 (4 шт.), гуаш (4 шт), кисточки для рисования (8 шт), весы, контейнеры (2 шт), шашки (2 шт), мультимедиа, проектор, ноутбук, колонки.

 

Перечень методических приложений (тесты, задания, кейс, опросник, анкета), год разработки материалов.

Ход занятия, презентация «Похвала и Критика. Что это такое? Как найти равновесие?», 2016 г.

Технологическая карта

Этапы занятия

(в т.ч. временной ресурс)

Задания для обучающихся

(в т.ч. методики диагностики и опроса)

Сопровождающая

деятельность педагога, в т.ч.подготовительная

На выявление уровня предметных навыков

На выявление уровня познавательных, коммуникативных,регулятивных

навыков

На выявление уровня личностного развития

(качеств, способностей)

 

1. Организационный

и актуализирующий (25 мин)

Вступительное слово

Упражнение «Акростих»

Упражнение «Закончи предложение»

Информирование обучающихся о теме, цели и организации занятия.

Актуализация темы через выявление и обобщение представлений о понятиях «похвала» и «критика», а также отношения обучающихся к ним

2. Основной(деятельностный)

(60мин)

Лекция «Конструктивная реакция на «похвалу» и «критику». Правила»

Дискуссия «Похвала или критика: с чего начать?»

Эксперимент «Творческий аукцион»

1. Подготовительный этап

2. Основной этап

Подготовка информационного материала о правилах, позволяющих конструктивно реагировать на «похвалу» и «критику».

Создание условий для высказывания и обсуждения различных точек зрений относительно последовательности «похвалы» и «критики» при оценке творческой или какой-либо другой деятельности.

Участие педагога в обсуждении предполагает активное слушание, дополнение и резюмирование высказываний обучающихся.

Распределение ролей для проведения эксперимента: художники (создают творческий продукт), эксперты (оценивают творческий продукт), покупатели (приобретают творческий продукт).

Подготовка и раздача инструкции для художников, создающих абстрактную картину гуашью.

Подготовка и раздача экспертам клише-высказываний для оценки творческого продукта.

Подготовка и проведение викторины для зрителей с целью «разыгрывания» денежных средств для приобретения творческих продуктов.

Проведение аукциона

3. Итоговый(рефлексивный, взаимо-и самооценочный)

(25мин)

Домашнее задание: выполнить упражнение по ссылке http://learningapps.org/959391

Рефлексия

Эксперимент «Творческий аукцион»

3. Заключительный этап

Организация и проведение обсуждения собственных ощущений в момент «похвалы» и «критики», определение личного баланса в данных понятиях.

Закрепление правил, помогающих конструктивно реагировать на «похвалу» и «критику».

Получение обратной связи, закрепление навыков саморефлексии

Приложение 1

Деятельностное занятие

«Похвала и Критика. Что это такое? Как найти равновесие?»

Кадровое обеспечение: педагог-психолог.

Структура занятия

Содержание

Цель

Время

(мин)

Материалы

1

Вступительное слово

Информирование обучающихся о теме, цели и организации занятия

5

Мультимедиа, проектор, презентация (сл.1)

2

Упражнение «Акростих»

Актуализация темы, выявление представлений о понятиях «похвала» и «критика»

15

Мультимедиа, проектор, презентация (сл.1-2), доска, маркер, губка для стирания маркера

3

Упражнение «Закончи предложение»

Вербализация своего отношения к понятиям «похвала» и «критика»

5

Мультимедиа, проектор, заготовки предложений (приложение 1.1), презентация (сл.2)

4

Лекция «Конструктивная реакция на «похвалу» и «критику». Правила»

Информирование о правилах, позволяющих конструктивно реагировать на «похвалу» и «критику»

10

Мультимедиа, проектор, презентация (сл.3)

5

Дискуссия «Похвала или критика: с чего начать?»

Создание условий для высказывания и обсуждения различных точек зрений относительно последовательности представления «похвалы» и «критики» при оценки творческой или какой-либо другой деятельности

20

Мультимедиа, проектор, презентация (сл.3), весы, контейнеры (2 шт), шашки (2 шт)

6

Эксперимент «Творческий аукцион»

Закрепление правил, помогающих конструктивно реагировать на «похвалу» и «критику», анализ собственных ощущений в момент «похвалы» и «критики», определение личного баланса в данных понятиях

50

Мультимедиа, проектор, презентация, столы (4 шт), клеенка (4 шт), листы А3 (4 шт), гуаш (4 уп), кисточки (8 шт), инструкции по ролям (приложение 1.2), бумажные деньги

7

Рефлексия

Получение обратной связи, закрепление навыков саморефлексии

15

Мультимедиа, проектор, презентация

Ход занятия

Вступительное слово

Цель: информирование обучающихся о теме, целях и организации занятия.

Продолжительность: 5 минут.

Комментарий для педагога: для вступительного и заключительного слова, обсуждения понятий по время составление «Акростиха», для комментария и обобщения мнений обучающихся во время дискуссии можно пользоваться дополнительной информацией (приложение 1.3).

Текст вступительного слова

Здравствуйте, ребята! Тема нашей очередной встречи «Похвала и Критика. Что это такое? Как найти равновесие?». Она будет проходит в рамках программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся нашего центра. На прошлой встрече мы затронули такую тему, как «похвала» и «критика», вы высказывали свое мнение относительно того, когда и как необходимо оценивать друг друга по принципу «здесь и сейчас» и мною было предложено вам на специальных сайтах более подробно познакомится с этой темой и потом организованно ее обсудить.


 

- Скажите, почему эта тема важна именно вам?


 

Да, действительно, в нашей жизни есть место и похвале, и критике. Но как использовать их в различных ситуациях и при этом сохранить позитивные отношения? Мы знаем, что, с одной стороны, критику никто не любит, с другой стороны, каждому, а особенно ребятам вашего возраста, важно сохранить хорошие отношения, как со сверстниками, так со взрослыми: родителями, учителями, педагогами… Чтобы наша жизнь складывалась успешно, мы нуждаемся в уважении и доброжелательности окружающих.Подумайте: если вы меняете прическу или одежду, приобретаете новые брюки или шляпу, насколько важна для вас первая реакция других людей? Если вы сегодня услышали сто слов похвал и одно едкое критическое замечание, что вы запомните? Человек по своей природе склонен привыкать к хорошему, но каждый раз болезненно реагирует на плохое. Тем важнее для нас научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим.

На сегодняшней встречи мы разберем понятия «похвала» и «критика», ваши ассоциации, которые возникают, когда вы их слышите, вы сможете проговорить свои переживания, когда вас хвалят или критикую, узнать правила высказывания какой-либо оценки, а также каждый из вас сможет выразить и аргументировать свое мнение, мнение значимых для вас людей, научных деятелей относительно того, когда и в какой последовательности стоит говорить «похвалу» и «критику».

В завершение мы проведем эксперимент, в процессе которого вы сможете до конца определить для себя ответы на вопросы, «При одобрении меня и моей деятельности, я буду…», «При критике меня и моей деятельности, я буду…» и уверенно ответить на них в завершение занятия.

 

Упражнение «Акростих»

 

Цель: актуализация темы, выявление представлений о понятиях «похвала» и «критика».

Продолжительность: 15 минут.

Содержание: педагог на доске пишет понятия «похвала» и «критика» по вертикали. Обучающиеся рассказывают о спонтанных ассоциациях на данные темы, педагог дописывает по несколько слов на каждую букву.

Например.

Победа Кричит

Одухотворяет Раздражение

Хорошо Искусство

Вежливый Терпение

Актуально Истина

Любознательный Кривой

Артист Амбиции

Инструкция: «На доске вы видите два понятия «Похвала» и «Критика». На каждую букву этих понятий вам необходимо предложить ассоциации по соответствующей теме. То, что первое вам приходит в голову, когда вы их слышите. Это могут быть существительные (предметы, названия, чувства), прилагательные (качества, описание), глаголы (действие, реакция) и т.п. Некоторые из них я запишу. Итак, «похвала»…»

Вопросы к обсуждению:

Как вы считаете, о чем это может говорить?

Комментарий педагога: «Таким образом, мы поделились своими представлениями о данных понятиях, рассмотрели их с разных сторон: и то, что может вызвать «похвалу» или «критику», и то, как мы можем реагировать на «похвалу» или на «критику»…

Обратите внимание на слайд, на котором написано определение этих понятий.

Похвала – положительная оценка о ком- или чём-нибудь, одобрение. Бывает, конечно, лестная похвала. Как говорил Юджин Маньюэл «тот, кто хватит тебя за то, чего у тебя нет, хочет получить от тебя то, что у тебя есть». Но давайте сразу определимся, что мы сегодня говорим об искренней похвале.

Критика – отрицательная оценка кого- или чего-либо, выявление ошибок, недостатков и противоречий.

Как же вы относитесь к «похвале» и «критике», что чувствуете, как реагируете на нее?».


 

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: вербализация своего отношения к понятиям «похвала» и «критика».

Продолжительность:5 минут.

Содержание: обучающимся предлагается вытянуть по одной заранее приготовленной карточке (приложение 1.1), и закончить записанное в ней предложение.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас по очереди закончит то предложение, которое записано на вытянутой вами карточке».

Предложения:

- О своих достижениях я рассказываю…

- Я долго думаю и много переживаю…

- При оценки кого- или чего-либо я стараюсь…

- Если я слышу комплимент в свой адрес…

- Когда мне делают замечания…

- Я ценю, когда мне говорят…

- При ожидание оценки меня или моей деятельности я боюсь…

- Когда меня хвалят, я…

- Когда меня критикуют мне хочется…

- Если родные и близкие говорят мне «молодец»…

- Когда у меня что-то не получается, я…

- Когда оценивают меня или мою деятельность, мне неприятно…

- На этом занятии я чувствую…

Комментарий педагога: «Действительно, каждый из нас может по-разному отреагировать на похвалу или на критику. Но то, что они не оставляют равнодушными практически никого, я думаю, согласится каждый. Лично в нас есть определенные ожидания и переживания относительно творческой или какой-либо другой нашей деятельности. Поэтому каждая оценка для нас значима, и в особенности от значимых людей.

Для того, чтобы конструктивно реагировать на «похвалу» и «критику» существуют правила…»

Лекция «Конструктивная реакция на «похвалу» и «критику». Правила»

Цель: информирование о правилах, позволяющих конструктивно реагировать на «похвалу» и «критику».

Продолжительность: 10 минут

Текст лекции [2]

I Правила, позволяющие повысить эффективность «похвалы»

Хвалите незамедлительно. Сразу же после того, как человек сделает что-то, достойное похвалы. Чем быстрее следует похвала или положительная реакция, тем лучше человек себя чувствует и тем сильнее влияние на его дальнейшее поведение.

Хвалите предметно. Обязательно объясняя, какие именно слова или действия вызвали вашу похвалу. Чем предметнее будет похвала, тем больше она будет влиять на самооценку человека и его последующее поведение в этой сфере.

Хвалите неоднократно. Каждый раз, когда человек делает то, что вам по душе. Это очень важно, поскольку помогает человеку развить в себе ту или иную привычку.

Например, если ваш друг, часто опаздывает, хвалите его, когда он приходит вовремя. Каждый раз, когда ваш друг будет точен или придет раньше условленного времени, не скупитесь на похвалу и благодарите его за пунктуальность. При этом полностью игнорируйте его опоздания. Таким образом, вы создадите динамику, которая, в конце концов, сделает этого человека образцом пунктуальности.

Когда в результате регулярной похвалы человек выработает в себе ту или иную привычку, вы сможете перейти к «периодическому подкреплению». Это означает, что вам нужно будет лишь время от времени хвалить этого человека, чтобы сохранить новую модель поведения. Таким образом, многократная похвала нужна человеку, чтобы помочь ему выработать в себе новую, положительную привычку, навык. Для того же, чтобы поддерживать в нем эту модель поведения, достаточно периодической похвалы.

II Правила, позволяющие повысить эффективность «критики»

Подумайте, можно ли изменить ситуацию. Если нельзя, не стоит идти дальше. Молчите. Старайтесь не критиковать то, что нельзя изменить. «Ты не должна была надевать сегодня это платье». Такая критика может только обидеть. Если уже слишком поздно, лучше забудьте об этом. Это самое трудное правило поведения, потому что оно лишает нас возможности выразить свое мнение. Мы вынуждены сдерживать свое разочарование, как бы сильно нам ни хотелось поделиться этим, даже если нас одолевает желание высказаться. В нас самих предостаточно того, что нужно исправлять, так что давайте не будем тратить время на то, что уже невозможно изменить.

Выберите подходящее время и место. Старайтесь критиковать сразу (а не когда прошло пол-года). Но помните, что никто не любит публичной порки. Так что сдержитесь и найдите возможность высказать человеку ваши критические замечания наедине. И прежде, чем начинать — успокойтесь, сосчитайте до десяти. Разговаривайте в спокойном тоне.

Будьте объективны. Продумайте ту информацию, которую хотите донести до человека. Будьте искренни!

Структура критики:

1 часть – начинать нужно непременно с доброжелательного обращения к человеку.

2 часть – нужно обдуманно сформулировать и высказать свои «претензии» к человеку, все самое главное говорите в первую минуту, не соединяйте прошлое с настоящим.

3 часть – выход из ситуации критики (выход из разговора) должен быть построен на доброжелательных эмоциях (например, «Я уверен, что ты справишься»).

Будьте конкретны. Оценивайте конкретный поступок, действие, продукт деятельности. Если вы не можете сформулировать свою мысль конкретно, лучше вообще не критикуйте. Если вы сами не можете ясно выразить, что вы имеете в виду, то как вы можете ожидать, что вас правильно поймут?

Скажите, что верите в возможность исправить ситуацию. Подумайте о результате своей критики. Вы критикуете нечто такое, что, по вашему мнению, может быть исправлено. Помогите человеку понять и поверить, что он на самом деле может все сделать лучше. Только такая установка дает возможности для грамотной и корректной критики. Предложите разные варианты выхода из ситуации. И постарайтесь, чтобы исправление ошибок не оказалось бы непосильной задачей.

Одобрите исправления. Посмотрите еще раз на то, что получилось. Забыть о ситуации после того, как вы высказали критическое замечание, грубо. Если вы нашли время для критики, найдите его и для похвалы. Не только хвалите за улучшение, но при необходимости и дальше честно оценивайте усилия человека. Это естественно для дружеских отношений. Как могу я вдохновить кого-то другого на исправление ошибок, на изменение поведения, на достижение лучших результатов?

Поставьте себя на место другого человека. Чтобы вы сами хотели услышать в подобной ситуации? Например, чтобы тот, кто критикует, отметил, что все остальное, сделанное мной, очень хорошо, что если я и ошибся, это еще не трагедия, что все люди могут ошибаться, дело не в том, что я ленивый, безответственный человек – я могу сделать все правильно, если попробую еще раз.

Шаги к правильному восприятию критики

Выслушайте критику. Посмотрите на ситуацию со стороны. Снимите эмоциональное напряжение. Вы можете это сделать различными способами, например, «полетать». Итак, взлетаем! Давайте посмотрим, что происходит внизу. Два человека, один из которых похож на вас, о чем-то спорят. Понаблюдайте за их лицами. Оба разозлились, размахивают руками. Мда... выглядите вы не лучшим образом... А в чем, собственно дело, что это вас так завело? Итак, послушаем, о чем же беседуют эти двое.

Проанализируйте ситуацию. Сосредоточьтесь на самой критике. Не думайте о том, кто вас критикует, о его или своих эмоциях. Вы и высказанная критика — не одно и то же. Помните, что критикующий человек заботится о вас, если находит время для критики. — Действительно, он говорит это не мне, а этой фигуре, которая стоит рядом с ним. А я-то выше всего этого, над ними, и могу спокойно слушать. А он сказал дельную вещь. Конечно, в этой ситуации я выгляжу не лучшим образом. Найдите в ней ценность. В том, что вам говорят, наверняка есть нечто ценное, даже если в целом высказывание не слишком существенно. Помните, что критика — это возможность улучшить себя. Расспросите конкретно. Убедитесь, что вы все правильно поняли.

Исправьте ситуацию. Оцените. Если вы сосредоточились на самой критике, отделили себя от мгновенных эмоций и ясно поняли, что вам предлагают, вы готовы определить, есть ли необходимость вносить какие-либо изменения и если да, то какие именно. Пора спускаться вниз и принимать меры. Скажите «спасибо». Поблагодарите критикующего за совет и воспользуйтесь его помощью, если это необходимо.

Старайтесь не создавать подобные ситуации.

Дискуссия «Похвала или критика: с чего начать?»

Цель: создание условий для высказывания и обсуждения различных точек зрений относительно последовательности представления «похвалы» и «критики» при оценки творческой или какой-либо другой деятельности.

Продолжительность: 20 минут.

Содержание: педагог заранее прикрепляет весы и подписывает с одной стороны «Похвала», с другой стороны «Критика». Также готовит контейнер с конфетами (конфета – образ вознаграждения за демонстрацию своего мнения, в завершение всего занятия они разбираются детьми). Каждому участнику предлагается подойти и положить на весы одну конфету. Со стороны, где написано «Похвала», если он считает, что при оценке важно «сначала высказывать похвалу потом критику». Со стороны, где написано «Критика», если он считает, что при оценке важно «сначала высказывать критику потом похвалу». После того, как обучающийся сделал выбор, он встает с той стороны, на которую положил конфету.

Когда группа поделилась на две подгруппы, обучающимся предлагается выразить свою точку зрения, аргументировать ее. Педагог напоминает, что можно воспользоваться той информацией, которую они смогли найти дома по данной теме. Начинает та подгруппа, мнение которых большинство, то есть куда перевесили весы. В течение всего времени дискуссии педагог внимательно слушает, дополняет и резюмирует высказывания обучающихся.

Комментарий педагога: «Мне приятно слышать, как вы высказываете и аргументируете свои точки зрения. Для того, что закрепить правила, помогающие конструктивно реагировать на «похвалу» и «критику», проверить свои ощущения в тот момент, когда вы или вас хвалят и критикует, и определить свои личных баланс в этих понятиях, мы проведем эксперимент»

Эксперимент «Творческий аукцион»

Цель: закрепление правил, помогающих конструктивно реагировать на «похвалу» и «критику», анализ собственных ощущений в момент «похвалы» и «критики», определение личного баланса в данных понятиях.

Продолжительность:50 минут.

Содержание:

Подготовительный этап. 15 минут

Распределение ролей для проведения эксперимента: художники (создают творческий продукт), эксперты (оценивают творческий продукт), покупатели (приобретают творческий продукт).

Подготовка и раздача инструкции для художников, создающих абстрактную картину гуашью.

Подготовка и раздача экспертам клише-высказываний для оценки творческого продукта.

Подготовка и проведение викторины для зрителей с целью «разыгрывания» денежных средств для приобретения творческих продуктов.

Комментарий для педагога: после распределение ролей участники рассаживаются в заранее подготовленные соответствующие «зоны работы». Художники по два человека за столик, на котором находится лист бумаги формата А3, гуашь, 2 кисточки и инструкция. Эксперты отдельно самостоятельно знакомятся с раздаточным материалом. В их группу выбирают участников наиболее активно проявивших себя в дискуссии: от каждой подгруппы по одному. Покупатели занимают центральную зону перед мультимедиа. На инструкцию и перемещение можно потратить до 5 минут. Художникам на создание творческого продукта художникам, экспертам на знакомство с раздаточным материалом и на проведение викторины с покупателями отводится 10 минут! Во время викторины педагог проявляет гибкость, коммуникативные способности, умение взаимодействовать с аудиторией. Стоимость правильного ответа, его аргументации либо ответа на дополнительный вопрос не регламентируется. Педагог ориентируется на общее время и на готовность группы-художников.

Основной этап. 25 минут

Проведение аукциона. По очереди каждая группа сначала представляет свою картину по схеме, указанной в инструкции, далее эксперты оценивают работы в удобной для себя последовательности. Один сначала хватит, потом критикует. Второй, наоборот, сначала критикует, потом хвалит. Далее проводится непосредственно аукцион. Картина достается покупателю, который предложил наибольшую цену. При оценки заключительной картины эксперты меняют конструкты высказывания оценки: тот, кто сначала хвалил, теперь он сначала критикует, и, наоборот, тот, кто сначала критиковал, теперь сначала хвалит картину.

Заключительный этап. 10 минут

Обсуждение. Организация и проведение обсуждения собственных ощущений в момент «похвалы» и «критики», определение личного баланса в данных понятиях.

Возможные вопросы художникам:

- какие ощущения у вас возникали, когда хвалили вашу работу?

- какие ощущения у вас возникали, когда говорили о недостатках вашей картины?

- какие ощущения у вас возникали, когда проходил торг вашей картины?

Возможные вопросы экспертам:

- легко ли было оценивать деятельность другого человека?

- почувствовали ли вы разницу собственных ощущений при смене конструкта высказывания оценки? Какую?

- в какой последовательности вам легче высказывать свое мнение?

- в какой последовательности людям легче воспринимать оценку своей деятельности?

Возможные вопросы покупателям:

- повлияла ли на наше решение о приобретение картины ее презентация? Каким образом?

- повлияла ли на нас высказанная оценка экспертов? Каким образом?

Рефлексия

Цель: получение обратной связи, закрепление навыков саморефлексии.

Продолжительность: 15 минут.

Инструкция:«Закончите следующие предложения, о которых мы с вами говорили в самом начале»

«При одобрении меня и моей деятельности, я буду…»,

«При критике меня и моей деятельности, я буду…»

Послесловие:

Если вы будете так подходить к ситуации, когда вас и вашу деятельность оценивают, то вы сможете преодолевать проблемные моменты и сохранять позитивные отношения с окружающими.

Спасибо большое за работы. Для закрепления материала, я разошлю в контакте вам ссылку на домашнее задание.

Домашнее задание: http://learningapps.org/959391

Приложение 1.1

Карточки с незаконченными предложения


 

О своих достижениях я рассказываю…


 

Когда меня критикуют, мне хочется…


 

При ожидании оценки меня или моей деятельности я боюсь…


 

Если родные и близкие говорят мне «молодец»…


 

При оценки кого- или чего-либо я стараюсь…


 

Когда у меня что-то не получается, я…


 

Если я слышу комплимент в свой адрес…

Когда оценивают меня или мою деятельность, мне неприятно…


 

Когда мне делают замечания…


 

Когда меня хвалят, я…


 

Я ценю, когда мне говорят…


 

Я долго думаю и много переживаю…

Приложение 1.2

Инструкция для «Художников»

На всё 10 минут!!!

Работайте весело и быстро

Нарисуйте абстрактную картину (с помощью мазков) на тему «ЗИМА».

Придумайте ей название! Запишите его: название _________________________________

Подготовьте презентацию своей картины.

- название (например, «Крутая горка»);

- история возникновения (например, «Зимние забавы – неизменная атрибутика русского народа. И, конечно, первое, что лепят из выпавшего снега – это снеговики, горки… При строительстве горок для малышей большое внимание уделяют безопасности. Это правильно! Но молодые люди иногда любят риск и яркие ощущения. Мы относимся к этому поколению. И свою энергичность, активность, независимость изобразили в виде крутой горки! »).

- содержание (например, «На картине холодные оттенки вовсе не отпугивают, а наоборот приглашают нас к себе, зовут поиграть, порезвиться. Видны четкие переходы предметов и целостность картины»).

- уникальность, значимость (например, «Это эксклюзивная картина, которая украсит и наполнит смыслом интерьер, любого человека, который в душе чувствует себя молодым»).

4. Во время аукциона выйдите к доске, отдайте ведущему инструкцию, поместите картину на доску с помощью магнитов, расскажите о ней, выслушайте оценку своей творческой работы и под аплодисменты вручите ее покупателю»

Спасибо за работу!!!

Инструкция для «Художников»

На всё 10 минут!!!

Работайте весело и быстро

Нарисуйте абстрактную картину (с помощью мазков) на тему «ВЕСНА».

Придумайте ей название! Запишите его: название _________________________________

Подготовьте презентацию своей картины.

- название (например, «Весенняя капель»);

- история возникновения (например, «Весной на школьных занятиях мы слышим звуки весны за окном. Как щебечут птицы, как падают капли. Эти звуки поднимают настроение – на улице весна, природа пробуждается и появляется желание, создать что-то новое. Поэтому нам захотелось отразить этот момент на картине»).

- содержание (например, «На картине смешанными теплыми и холодными оттенками изображено изменение природы, вы видите прорисованные капли, которые на первый взгляд падают в никуда, но на самом деле – они летят вперед, в будущее»).

- уникальность, значимость (например, «Это эксклюзивная картина, которая украсит и наполнит смыслом интерьер, любого человека, который любит мечтать и превращать свои мечты в жизнь»).

4. Во время аукциона выйдите к доске, отдайте ведущему инструкцию, поместите картину на доску с помощью магнитов, расскажите о ней, выслушайте оценку своей творческой работы и под аплодисменты вручите ее покупателю».

Спасибо за работу!!!

Инструкция для «Художников»

На всё 10 минут!!!

Работайте весело и быстро

Нарисуйте абстрактную картину (с помощью мазков) на тему «ЛЕТО».

Придумайте ей название! Запишите его: название _________________________________

Подготовьте презентацию своей картины.

- название (например, «Ягоды в лесу»);

- история возникновения (например, «Одно из ярких воспоминаний о лете – это поездка на природу, большие полянки с лесной ягодой. Нужно быть внимательным, чтобы ее найти, аккуратным, чтобы не раздавить и великодушным, чтобы поделиться. Это такие простые человеческие качества, которыми хочется делиться, поэтому мы решили нарисовать картину на данную тему»).

- содержание (например, «На картине теплыми яркими красками изображен лес, поляна… Переходы плавные размытые – это всё одно хорошее воспоминание… Каждая ягодка четко прорисована, ее так и хочется взять с картинки и съесть»).

- уникальность, значимость (например, «Это эксклюзивная картина, которая украсит и наполнит смыслом интерьер, любого человека, который любит окунаться в теплые воспоминания о детстве»).

4. Во время аукциона выйдите к доске, отдайте ведущему инструкцию, поместите картину на доску с помощью магнитов, расскажите о ней, выслушайте оценку своей творческой работы и под аплодисменты вручите ее покупателю».

Спасибо за работу!!!

Инструкция для «Художников»

На всё 10 минут!!!

Работайте весело и быстро

Нарисуйте абстрактную картину (с помощью мазков) на тему «ОСЕНЬ».

Придумайте ей название! Запишите его: название _________________________________

Подготовьте презентацию своей картины.

- название (например, «Летящий лист»);

- история возникновения (например, «Листопад – это обычное явление природы в осенний период. Множество листьев разлетаются по ветру. Нам кажется, что они все одинаковые… Мы же задумались о том, что не смотря на похожесть, все равно все листья разные. Как и мы! И если бы не было каждого в отдельности, то не было бы и всех. Поэтому, нам захотелось подчеркнуть ценность каждого отдельного листа, а, следовательно, и каждого человека»).

- содержание (например, «На картине размытыми мазками изображено осеннее время, четко видны лишь некоторые детали, а на первом плане он – летящий в неизвестность лист!»).

- уникальность, значимость (например, «Это эксклюзивная картина, которая украсит и наполнит смыслом интерьер, любого человека, который любит, ценит и уважает близких окружающих его людей»).

4. Во время аукциона выйдите к доске, отдайте ведущему инструкцию, поместите картину на доску с помощью магнитов, расскажите о ней, выслушайте оценку своей творческой работы и под аплодисменты вручите ее покупателю».

Спасибо за работу!!!

Инструкция для «Экспертов»

На всё 10 минут!!!

Работайте внимательно, не торопясь

Ознакомиться с правилами критики.

Структура критики:

1 часть – начинать нужно непременно с доброжелательного обращения к человеку.

2 часть – нужно обдуманно сформулировать и высказать свои «претензии» к человеку.

3 часть – выход из ситуации критики (выход из разговора) должен быть построен на доброжелательных эмоциях (например, «Я уверен, что ты справишься»).

- все самое главное говорите в первую минуту;

- разговаривайте в спокойном тоне;

- оценивайте конкретный поступок, действие, продукт деятельности;

- критикуйте сразу (а не когда прошло пол- года);

- не соединяйте прошлое с настоящим;

- подумайте о результате своей критики;

- предложите разные варианты выхода из ситуации.

Подумайте, на какие моменты вы будете обращать внимание при оценки картины (например, «Содержание картины раскрывает ее название, цвета подобраны гармонично. Переходы, фон и фигура – всё четко прослеживается. Но хотелось бы добавить еще движения – каких-нибудь зверьков, бабочек и т.п.». «В картине использованы мрачные оттенки, трудно выделить основной предмет, не смотря на то, что в презентации картины были очень хорошо расставлены акценты. Раскрыто содержание и идея данной картины»).

Картины на тему «Зима», «Весна», «Лето» оценивайте, используя привычную для вас конструкцию ПОХВАЛА-КРИТИКА. А при оценке картины на тему «Осень» поменяйте конструкцию на КРИТИКА-ПОХВАЛА!!!

Спасибо за работу!!!

Инструкция для «Экспертов»

На всё 10 минут!!!

Работайте внимательно, не торопясь

Ознакомиться с правилами критики.

Структура критики:

1 часть – начинать нужно непременно с доброжелательного обращения к человеку.

2 часть – нужно обдуманно сформулировать и высказать свои «претензии» к человеку.

3 часть – выход из ситуации критики (выход из разговора) должен быть построен на доброжелательных эмоциях (например, «Я уверен, что ты справишься»).

- все самое главное говорите в первую минуту;

- разговаривайте в спокойном тоне;

- оценивайте конкретный поступок, действие, продукт деятельности;

- критикуйте сразу (а не когда прошло пол- года);

- не соединяйте прошлое с настоящим;

- подумайте о результате своей критики;

- предложите разные варианты выхода из ситуации.

Подумайте, на какие моменты вы будете обращать внимание при оценки картины (например, «Содержание картины раскрывает ее название, цвета подобраны гармонично. Переходы, фон и фигура – всё четко прослеживается. Но хотелось бы добавить еще движения – каких-нибудь зверьков, бабочек и т.п.». «В картине использованы мрачные оттенки, трудно выделить основной предмет, не смотря на то, что в презентации картины были очень хорошо расставлены акценты. Раскрыто содержание и идея данной картины»).

Картины на тему «Зима», «Весна», «Лето» оценивайте, используя привычную для вас конструкцию КРИТИКА-ПОХВАЛА. А при оценке картины на тему «Осень» поменяйте конструкцию на ПОХВАЛА-КРИТИКА!!!

Спасибо за работу!!!

Приложение 1.3

Дополнительная информация по теме «Похвала и Критика»

Притчи

- 1 -

Были у мастера-краснодеревщика ученики. Одного из них он постоянно хвалил за сделанную работу, другому, напротив, никогда не высказывал одобрения. Как ни старался второй  –  и в мастерской задерживался дольше всех, и выходные проводил за работой, в то время как другой беззаботно отдыхал  –  никак не мог заслужить поощрения своего учителя.

Закончит работу, мастер обязательно укажет ему на недостатки, а то и переделать заставит. По несколько раз приходилось ему изготавливать одну и ту же деталь  –  вырезать, точить, шлифовать, покрывать лаком  –  а мастер в лучшем случае лишь молча примет и тут же дает новое задание.

Не вытерпел однажды ученик и после одной выполненной работы, чуть не плача, обратился к своему учителю:

- Неужели, учитель, я не заслуживаю хоть малейшей похвалы? Я стараюсь и работаю больше других учеников, а ни разу не услышал от вас доброй оценки качества моей работы. Может быть, я не на своем месте и вовсе не гожусь в краснодеревщики?

Учитель улыбнулся и молча принялся выставлять на видное место то, что изготовлялось в мастерской на продажу.

- Вот, видишь, - показал он на простые незамысловатые детали, - это делал твой товарищ, а эти, - он указал на чудесные, достойные царских покоев стулья, ларцы, - твои. И после этого ты хочешь сказать, что краснодеревщик  –  не твоё ремесло?

Ученик смутился ещё больше:

- Тогда я ничего не понимаю, учитель! Почему же все похвалы от вас достаются ему, а мне только тычки?

- Очень просто, - сказал учитель, - хвала приносит успокоение и расслабленность и не служит пищей для стремления к лучшему, а критика заставляет трудиться и совершенствоваться. Я давал твоему товарищу простые задания и хвалил его за их выполнение потому, что видел  – это все, что он может сделать. И если бы я его ругал  –  не получил бы от него и этого. Ты же  –другое, ты прирожденный мастер, но, чтобы достигнуть верха мастерства, ты не должен успокаиваться и останавливаться на достигнутом. Поэтому я никогда тебя не хвалил, а лишь критиковал и давал все более сложные поручения, поэтому ты и достиг такого уровня мастерства.

- 2 -

Один любознательный ученик был удручен тем, что Мастер часто его критикует. 

 - Прислушивайся к словам критика. Критик раскроет тебе то, что скрывают от тебя друзья, - сказал ему Мастер. 

 Позже он добавил: 

 - Однако критика не должна угнетать тебя. В честь критиков памятников не ставят. Памятники ставят в честь критикуемых.

М н е н и я [1, 3]

Все мы склонны возмущаться критикой и радоваться, когда нас хвалят, независимо от того, заслуживаем ли мы порицание или похвалу. Логика нам не свойственна. Нас захватывают эмоции. Наша логика напоминает лодку, которую бросает туда и сюда в глубоком, мрачном, бушующем море эмоций. У большинства из нас довольно высокое мнение о своей личности, какой та является сейчас. Но через сорок лет мы, возможно, будем смеяться над тем, какие мы сейчас.

Когда вы начинаете сердиться, так как чувствуете, что вас несправедливо осудили, почему бы вам не сделать паузу и не сказать себе: «Подожди минуту… Я далек от совершенства. Если Эйнштейн признаёт, что он ошибается в девяносто девяти процентах, может быть, я ошибаюсь по крайней мере в восьмидесяти процентах. Может быть, я заслуживаю эту критику. В таком случае мне следует быть благодарным за нее и попытаться извлечь из нее пользу для себя».

Чарлз Лакман, президент компании «Пепсодент», тратит миллион долларов в год на финансирование выступлений по радио Боба Хоупа. К нему приходит множество писем с отзывами об этой программе. Он не просматривает письма, содержащие похвалу, но настаивает, чтобы ему докладывали критические письма. Он знает, что в них можно найти полезные рекомендации. Дэйл Карнеги

Нам приятны порой даже такие похвалы, которым мы сами не верим.Люк де Вовенарг

Тот, кто хвалил тебя за то, чего у тебя нет, хочет получить от тебя то, что у тебя есть. Юджин Маньюэл

Нет людей более скупых на похвалу, как те, которые их не заслуживают. Пьер Буаст

Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой. Анатолий Регульский

Похвала указывает путь, порицание подметает лестницу. Славомир Врубельский

Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми. Блез Паскаль

Каждый человек - это целый том, если только вы знаете, как читать его. Вильям Чэннинг

Кто хочет видеть, тот сам становится видимым. NN

В старой книге, человеческой природе, всегда можно прочесть что-нибудь новенькое. Вильгельм Фишер

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни. Блез Паскаль

О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а потому, как он ими пользуется. Франсуа де Ларошфуко

Талант некоторых людей кажется меньше, чем есть на самом деле, т.к. ставит перед собой слишком большие задачи. Фридрих Ницше

Люди иногда судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится или что им выгодно. Франсуа Фенелон

Мы судим о поступках людей, исходя из того, доставляют ли они нам удовольствие, или причиняют огорчение. Анатоль Франс

Мы склонны оценивать людей не по их истинным достоинствам, а по нашему к ним отношению. В. Надеждин

В отношении близких редко удаётся быть объективным. Точнее, не удаётся никогда. Да и вообще, тех, кого оцениваешь объективно, нельзя считать близкими. Игорь Юганов

В нашем понимании хороший человек - это в первую очередь удобный человек. по Александр Круглов

О достоинствах людей мы судим по их отношению к нам. Франсуа де Ларошфуко

Мы охотно хвалим тех, кому мы понравились. Франсуа де Ларошфуко

Обыкновенно на нас не производит хорошего впечатления тот, кому мы не понравились. Вильгельм Фишер

Люди привыкли к собственным достоинствам и к подобным себе относятся хорошо, а всё, что не таково, считается чуждым. Эпикур

Мы привыкли судить о людях по себе и, снисходительно прощая им наши слабости, строго осуждаем за то, что у них нет наших достоинств. Оноре де Бальзак

Вся наша критика сводится к упрёку ближнему за то, что он не обладает достоинствами, которые мы приписываем себе. Жюль Ренар

Мнение, которое мы высказываем о других, свидетельствует о том, что представляем собой мы сами. Артуро Граф

Характер человека лучше всего раскрывается тогда, когда он говорит о характере другого. Жан Поль Рихтер

Ошибка наивных людей только в том и состоит, что они судят о других людях по себе. Николай Чернышевский

Достоинства, которые мы ценим в других, равно принадлежат и нам; мы замечаем только то, чем обладаем сами. Генри Торо

Неприязнь оценивает точнее, но понимает только симпатия. Андре Зигфрид

Как любовь, так и ненависть редко бывают довольны истиной: первая в хвале, последняя в осуждении. Николай Карамзин

Чем больше мы судим, тем меньше любим. Никола Шамфор

Не зная причин, легко критиковать следствия. Оноре де Бальзак

Ищи в других достоинства, недостатки отыщутся сами. Валентина Беднова

Похвала всегда кажется скучной тому, кто не является её объектом. Клод Гельвеций

Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть. Элберт Хаббард

Похвала есть дань, уплачиваемая талантам и доблестям. Франсуа Фенелон

Чистосердечно хвалить добрые дела, значит до некоторой степени принимать в них участие. Франсуа де Ларошфуко

С искусства хвалить началось искусство нравиться. Франсуа Вольтер

Люди обычно стараются повыгоднее помещать свои похвалы, как помещают деньги, - с расчётом на проценты. Жюль Ренар

Трудно оценить кого-либо так, как он того желает. Люк де Вовенарг

Похвала может быть заведомо ложной, но, чтобы понравиться человеку, надо лишь, чтобы она отвечала его претензиям. Артур Шопенгауэр

Есть нечто более неприятное, чем резкое критическое замечание, - это неуклюжая похвала. Гюстав Флобер

Не гонись за похвалами, но старайся действовать похвально. Ян Коменский

Мудрость желает одобрения лишь для того, чтобы убедиться, что она поступила хорошо; тщеславие требует похвал. Пьер Буаст

Когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то, значит, тебя осмеяли. Филип Честерфилд

Похвалы портят только тех, которым они нравятся. Жан Жак Руссо

Похвала, как вино, увеличивает силы, когда не опьяняет. Пьер Буаст

Хвали доброго - он станет лучше, дурного - он станет хуже. Гуго Винклер

Даже незаслуженная похвала является поощрением к похвальным действиям. Захария

П р о з а

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится осуждать.

Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учится сражаться.

Если ребенок живет в атмосфере насмешек, он учится быть стеснительным.

Если ребенок живет в атмосфере стыда, он учится чувствовать вину.

Если ребенок живет в атмосфере снисходительности, он учится терпению.

Если ребенок живет в атмосфере одобрения - он учится уверенности. 

Если ребенок живет в атмосфере похвалы, он учится благодарности.

Если ребенок живет в атмосфере безопасности, он учится верить.

Если ребенок живет в атмосфере одобрения, он учится любить и принимать себя.

Источники:

Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». 1995.

Мамонтов С. Как критиковать эффективно. Правила конструктивной критики. http://psyfactor.org/lib/criticism3.htm

Шойхер Владимир «Антология мысли в афоризмах». ВАРИАНТ АНТОЛОГИИ 2007 года. Книга 2008 года.


     

Похвала и Критика
PPTX / 1.72 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Карасева Ирина Дмитриевна, 07.06.17 в 14:15 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за занятие! Очень интересно. Взяла на заметку как тему классного часа в 10 классе. Творческих Вам успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.