Классный час «Дорогами родной Макеевки»
Пояснительная записка к презентации
Ход занятия
Организация начала занятия
Все расселись по местам,
никому не тесно,
По секрету скажу вам:
“Будет интересно!”
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшнее занятие? Выберите нужные слова.
Запись на доске:
Занятие
Интересное
Скучное
Познавательное
Неинтересное
Плодотворное
Бесполезное
Развивающее
Чтобы занятие получилось интересным плодотворным, познавательным, развивающим, недостаточно работы одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на занятии ученики?
В конце мы проанализируем, получилось ли занятие таким, каким мы его хотели видеть.
Сообщение темы занятия
Сегодня у нас особенное занятие.
А для того, чтобы узнать его тему отгадайте загадку.
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают!
(Родина)
Итак, о чем мы с вами поговорим? (о Родине)
Прослушайте песню, просмотрите видеоряд и попробуйте ответить на вопрос: «Что же такое РОДИНА?»
(просмотр видео, сопровождаемого песней «С чего начинается Родина»)
Ребята, так что же такое Родина? (ответы детей)
Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается.
Различают большую и малую Родину.
Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и, которая стала для него родной и близкой.
Как называется наша большая Родина? (Донецкая Народная Республика)
Малая Родина - это то место, где ты родился и вырос: твой дом, твоя улица, твой город…
Как называется наша с вами малая Родина? (город Макеевка)
Для Республики наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем!
Так вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дорогам нашей родной Макеевки, окунёмся в её историю, узнаем о знаменитых людях нашего города, повторим его символику, полюбуемся достопримечательностями, проверим, насколько хорошо знаем природу нашего края.
Как вы считаете, на каком транспорте стоит совершить путешествие, учитывая то, что наш город не такой уж и большой? (на автобусе)
Я буду вашим экскурсоводом, проведу вас по всем «неизведанным тропинкам», останавливаясь на важнейших станциях путешествия.
Основная часть
-
Слушание легенды
Усаживайтесь поудобнее, наш автобус отправляется в путешествие по Макеевке!
(включается звук заводящегося автобуса)
Кстати, а знаете ли вы откуда название нашего города?
По пути на станцию №1 мой помощник – электронный путеводитель - расскажет вам легенду о происхождении названия нашего города.
Звучит аудиозапись:
Название города Макеевка, по легенде, происходит от имен Макея и Евы, жителей когда-то небольшого поселка.
Макея люди очень любили за доброту, трудолюбие и готовность всегда прийти на помощь. А Еву, его жену, не любили, потому что она была женщиной недружелюбной, сварливой и злой. Поэтому жители поселка звали ее просто Евкой.
Этот поселок не имел названия, и жителям это не нравилось. Долго не думали, так как был только один человек, о котором абсолютно все отзывались хорошо и который заслуживал, чтобы в его честь был назван поселок.
Пришли жители к Макею и сказали, что хотят назвать поселок Макей. Но Макей не согласился с ними, потому что считал, что и имя его жены тоже должно быть в этом названии, так как любил он ее очень сильно, и если Бог соединил их, то они должны быть всегда вместе. Подумали жители над Макеевыми словами и решили: пусть в названии будет и имя Макея, и имя Евки, может, успокоится сварливая женщина. Так и назвали Макеевка.
Станция «НАША ИСТОРИЯ»
-
Рассказ учителя
Вот мы и прибыли на станцию №1 «Наша история».
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
Для начала мы отправимся в прошлое нашего города, которое оживёт для нас в иллюстрациях…
(просмотр слайд-шоу «История Макеевки», сопровождаемого рассказом учителя)
У нашего города интересная, самобытная история, уходящая корнями глубоко в прошлое.
Территория, где сегодня находится город, была заселена еще около 150 тыс. лет назад. Это подтверждается многочисленными археологическими находками.
Город МАКЕЕВКА основан в 1690 г. История города начинается с казацких поселений Ясиновка, Нижняя Крынка, Землянки, Макеевка.
Почти 300 лет назад на территории нашего края Г. Г. Капустин открыл месторождения каменного угля. С этого времени начинается развитие промышленности региона, возникают шахты и шахтные поселки.
Ровно 100 лет назад поселок Дмитриевский, который стал основой нашего города, получил статус города. Потом город Дмитриевск переименовали в город Макеевка.
В годы второй мировой войны город был разрушен, погибло много мирных жителей, но за заслуги того времени был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Макеевка строилась буквально с нуля, на сегодняшний день восстановлена
-
Игра «Атака»
Чтобы закрепить наши знания, поиграем в игру «Атака».
Правила таковы: один из вас будет атакуемым вопросами, т.е. будет отвечать, а остальные должны составлять и задавать вопросы, т.е. атаковать одноклассника.
Станция «НАШИ ЗНАМЕНИТОСТИ»
Наш город развивается благодаря жителям, которые трудились, трудятся и будут трудиться на его благо. Многие из прославились на весь мир. И сегодня мы с ними познакомимся на станции «Наши знаменитости»
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
Поднимите руки те, кто хочет, чтобы в будущем о вас точно так же говорили на занятиях в школе, потому что вы прославились и прославили свой город?
-
«Мозговой штурм»
Как вы считаете, кем нужно работать, чтобы «достигнуть высот»? (дети выдвигают предположения, обсуждают, анализируют и вместе с учителем приходят к выводу, что важен не род деятельности, а способности человека, черты характера)
Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
-
Рассказ учителя
Действительно, среди знаменитых людей Макеевки трудолюбивые, настойчивые, смелые, талантливые люди.
Одним из них был Александр Ханжонков - родоначальник отечественного кинематографа, один из первых, кто стал не только снимать, но и зарабатывать на кино большие деньги. Сначала он с партнерами занимались прокатом зарубежных фильмов. Потом Ханжонков занялся производством собственных фильмов.
Алла Беженова – известная поэтесса. В девятом классе написала первое стихотворение. Поэтесса печаталась в журналах, была лауреатом нескольких литературных премий. Руководила кружком юных поэтов в школе. Имя поэтессы присвоено библиотеке в городе Макеевка.
Геннаадий Ветров - артист эстрады, актёр, юморист, пародист, певец, клоун, сочинитель стихов и каламбуров, телеведущий.
В школе Гена Ветров был отличником. Учился в музыкальной школе, лепил фигурки из глины. После школы решил стать художником, потом инженером-сантехником, профессиональным артистом.
Мария Ремень — бегунья. С 12 лет начала заниматься бегом в Детско-юношеской спортивной школе. Стала призёром Олимпийских игр, чемпионкой Европы, Заслуженным мастером спорта.
Владимир Талашко - известный актёр. На конкурсе художественной самодеятельности юношу заметил режиссёр театра. Родители были против, считая профессию актёра несерьезной. Тем не менее он работал актером в Донецком театре, потом активно снимался. Сейчас снимается преимущественно в качестве ведущего.
-
Игра «Да/Нет»
Запомнили ли вы, чем прославились люди из Макеевки? Мне поможет ответить на этот вопрос игра «Да/Нет». Если вы согласны с утверждением, которое я говорю, показываете зеленый кружочек, а если нет – красный.
Понравилось ли вам пребывать на этой станции, узнавать о «знаменитостях» Макеевки?
-
Александр Ханжонков – известный кинематографист.
Александр Ханжонков не снимал свои фильмы, а только занимался прокатом зарубежных
Алла Беженова – известная спортсменка.
Имя Аллы Беженовой присвоено библиотеке в городе Макеевка.
Геннадий Ветров - артист эстрады, актёр, юморист, пародист, певец, клоун, сочинитель стихов.
В детстве Геннадий Ветров плохо учился.
Мария Ремень – спортсменка (бегунья)
Владимир Талашко - известный актёр.
Родители поощряли выбор профессии Владимира Талашко.
Станция «НАША СИМВОЛИКА»
Но нам пора двигаться дальше.
Ребята, как одним словом можно назвать герб, флаг, гимн? (символика)
Именно так и называется следующая станция: «НАША СИМОЛИКА»
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
У каждого города, каждой страны она своя.
Давайте закрепим знания о гербе, гимне, флаге нашего города.
-
Игра «Найди флаг»
Для защиты своей земли от врагов воины объединялись в войско. Чтобы издалека было видно, какое войско идет в поход или занимает город, на длинную палку прикрепляли кусок ткани, раскрашенной в те или иные цвета. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден очень далеко. Так появились первые флаги. В наше время флаг есть у каждой страны, каждого города, в том числе и у нашего. Все они отличаются друг от друга.
Перед вами 3 флага. Определите, какой из них является флагом города Макеевки.
Флаг Макеевки расположен под №2.
Какой флаг расположен в левом верхнем углу? (флаг Донецкой области)
Что обозначают звезды на этом флаге?
Какой флаг расположен под №1? (флаг ДНР)
Какой флаг расположен под №3? (флаг Российской Федерации)
-
Игра «Найди герб»
Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами. В сверкающих металлических латах трудно было узнать, кто этот рыцарь. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Это могли быть простые фигуры, предметы, растения, животные и тд. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих. Такие изображения стали называть гербами. Со временем гербы стали иметь не только рыцари, гербами обзаводились мастеровые, знатные семьи, города и страны. Гербы вывешивались на домах и замках, на воротах перед въездом в город, изображались на монетах, печатях и важных документах. Сейчас гербы есть у всех стран и городов в мире.
Есть свой герб и у нашего города– Макеевки. Найдите его среди 3 остальных гербов.
Герб Макеевки расположен под № 3.
Расскажите то, что вы знаете о значении элементов герба (числа, скрещенных молотов, солнца).
Какой герб расположен под №1? (герб ДНР)
Какой герб расположен под №2? (герб Российской Федерации)
-
Игра «Собери строки гимна»
К символам нашего города, кроме герба и флага, относится ещё один. Гимн – это торжественная, величественная песня. Он исполняется в особо важных и торжественных случаях, например, когда встречают важных гостей из других стран, или награждают победителей соревнований.
Вспомним же строки гимна города Макеевки. Перед вами 4 строки припева, расположите их в правильном порядке.
Макеевка! Макеевка! Наш город вечно молод! |
Твоею славой боевой Гордимся мы по праву! |
||
Ты город славы трудовой! Ты наш любимый город! |
Слава тебе, наш дом родной! Макеевчанам слава! |
Как нужно слушать гимн?
Прослушаем гимн Макеевки.
(Прослушивание гимна)
Какие чувства у вас возникают, когда вы слушаете его?
СТАНЦИЯ «НАШИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ»
Мы, жители Макеевки, патриоты своего края, должны знать не только символику, но и то, чем гордиться наш город.
Поэтому сейчас мы прогуляемся по СТАНЦИИ «НАШИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ»
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
-
«Микрофон»
Представьте, что к вам в гости приехал друг иностранец и просит вас провести экскурсию по своему городу.
Куда вы отвели бы своего гостя в первую очередь?
Какие еще места вы показали бы ему? Почему?
-
Игра «Собери пазл». Работа в группах
На этой станции мы с вами имеем возможность закрепить наши знания, узнать что-то новое о достопримечательностях города и увидеть их своими глазами.
Для этого объединитесь в 6 групп.
Каждой группе нужно будет собрать и склеить пазл, в результате чего вы получите иллюстрацию достопамятности Макеевки и её название (на обратной стороне).
Капитан команд покажут нам «знаменитые места» Макеевки и расскажут о них.
ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ |
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСВТА ИМ. В.Г. ДЖАРТЫ |
ПАМЯТНОЕ ОРУДИЕ, установленное в честь 50-летия освобождения Донбасса |
|
«ОБЕЛИСК СЛАВЫ», установленный в Сквере Славы на месте захоронения советских воинов |
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЧАСЫ В определенные моменты прохожие смогут услышать, как из циферблата льется музыка. |
ПАМЯТНИК "МЕМОРИАЛ ПОДВИГУ ШАХТЕРОВ МАКЕЕВКИ" |
СТАНЦИЯ «НАША ПРИРОДА»
Все эти достопримечательности созданы людьми…
Ребята, а как называется все, что нас окружает, кроме сделанного человеком? (природа)
В разных уголках земного шара природа отличается. Наш родной край не исключение, его природа неповторимая и единственная во всем мире. Убедимся в этом, остановившись на станции «НАША ПРИРОДА»
(включается короткий звук, означающий остановку автобуса)
-
- Разгадывание кроссворда «Природа нашего края»
- Насколько хорошо вы знаете родную природу, проверим с помощью кроссворда. Я буду задавать вопросы о животных, растениях, водоемах, полезных ископаемых нашего края.
Мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом
Искусственная насыпь из пустых пород, которая остается после добычи угля
Маленькие птички с коричневато-серым оперением, они являются самыми известными пернатыми, которые с огромным удовольствием соседствуют с человеком.
«Стройное» дерево с белой корой, которое весной «надевает» сережки.
Полезное ископаемое, которым богата наша земля
Дерево с тонкими гибкими ветвями и узкими листьями, которое обычно растет над водой
Искусственный водоём, в котором мы купаемся жарким летом.
Насекомое с длинными крыльями, большими глазами, которое летает над водой
Дерево, которое «сеет пух»
Предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория.
Дерево с небольшими душистыми белыми цветами, которые используют в лечебных целях
Закончите предложение: «зима в Макеевке холодная, ветряная, часто стоят … около 5-10 градусов»
Рыба «с усами»
Птица, которая лечит деревья
Река, протекающая по территории Донецкой области, в т.ч. и Макеевки
Б |
Е |
Л |
К |
А |
|||||||||
Т |
Е |
Р |
Р |
И |
К |
О |
Н |
Ы |
|||||
В |
О |
Р |
О |
Б |
Е |
Й |
|||||||
Б |
Е |
Р |
Ё |
З |
А |
||||||||
У |
Г |
О |
Л |
Ь |
|||||||||
И |
В |
А |
|||||||||||
С |
Т |
А |
В |
О |
К |
||||||||
С |
Т |
Р |
Е |
К |
О |
З |
А |
||||||
Т |
О |
П |
О |
Л |
Ь |
||||||||
П |
А |
Р |
К |
||||||||||
А |
К |
А |
Ц |
И |
Я |
||||||||
М |
О |
Р |
О |
З |
Ы |
||||||||
С |
О |
М |
|||||||||||
Д |
Я |
Т |
Е |
Л |
|||||||||
К |
А |
Л |
Ь |
М |
И |
У |
С |
Какое ключевое словосочетание мы получили? (БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ)
Согласны ли вы с этим утверждением?
Почему нужно беречь природу?
Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад?
-
«Аукцион»
Объявляю АУКЦИОН! Кто скажет больше?
Скажите, как мы можем помочь природе нашего края? (подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы)
Надеюсь, что мы недаром остановились на этой станции и вы поняли, насколько наша природа уникальна, но в то же время беспомощна. И кто, если не мы, поможет ей?..
Подведение итогов занятия
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
На этой лирической ноте, мы заканчиваем наше путешествие. Конечно, невозможно всё рассказать о Родине, охватить её богатую историю, её традиции, красу. Важно понять только одно: если мы будем любить и беречь свою Отчизну, то наша Родина будет богатеть и процветать. Вместе мы великая сила!
-
«Рефлексивный экран»
Выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Как вы считаете, получилось ли нам сделать наше занятие таким, как мы хотели в его начале?
Были ли такими, какими планировали: активными, трудолюбивыми, внимательными?
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!
Окончено занятие, и выполнен наш план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Хапланов Н.В. Макеевка: История города.-Донецк: ТОВ «ВПП «Проминь», 2010. – 584с.:ил.
Макеевка: Справочник/Состав.Я.Т.Губенко, В.С.Шептуха. Донецк: Донбасс, 1981.-152с.:ил.
Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Ло- гинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
Д.Н.Кавтарадзе «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения». Изд. Просвещение 2009г
Интернет-рессурсы
Маяк Макеевки http://mayak-makeevki.in.ua/about-makeevks/171-simvolika-makeevki.html
Триаадвизор https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2689831-Activities-Makiivka_Donetsk_Oblast.html
Барашева Ирина Ивановна