Урок ИЗО «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Силуэтная аппликация» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгуринская средняя общеобразовательная школа»
Воткинского района Удмуртской Республики
Конспект-сценарий
урока по изобразительному искусству 6 класс
«Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Силуэтная аппликация»
Автор:
Гусева Елена Александровна,
учитель первой
квалификационной категории
МБОУ Болгуринской СОШ
д. Болгуры
2013
Аннотация
3 урок из цикла «Вглядываясь в человека. Портрет». Цикл «Вглядываясь в человека. Портрет» для 6 класса состоит из 10 уроков. Урок изобразительного искусства с использованием презентаций выполненных в программе Power Point и ЭОР из ФЦИОР дают возможность обеспечить положительную динамику урока.
В начале урока на стадии системетизации и закрепления знаний учащиеся индивидуально работают с практическим модулем «Виды портрета», далее работают с презентацией «Графический портретный рисунок» в группе, а с остальными ресурсами работают индивидуально, что позволяет работать каждому ребенку в своем темпе. В урок включены материалы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями «Графический рисунок», «силуэтное вырезание».
На этапе закрепления темы «Пятновая графика. Силуэт» учащиеся работают в трех группах, каждая группа создает кластер. Итогом урока являются вырезанные силуэтные портреты, выполненные учащимися и приклеенные в заготовки - рамочки.
Содержание
Введение
Актуальность и новизна 4-5
Подготовительная работа 6
Ожидаемые результаты 7
Цели и задачи 8
Оборудование урока 9
Ход урока 10-14
Заключение 15
Используемая литература 16
Введение
Актуальность и новизна
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления.
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?
Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.
Использование ИКТ создает дополнительные возможности для наглядности, появляется возможность в красочной форме преподнести задание. Презентация, выполненная при помощи Microsoft Power Point и электронные образовательные ресурсы из единой коллекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru), помогают объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Все это позволяет экономить время на уроке, прививает интерес к предмету, повышает и формирует положительную мотивацию, а значит эффективность самообучения, помогает выстраивать учителю индивидуальную образовательную траекторию учащегося.
Реализация данной работы рассчитана на 1 урок (45 минут).
В ходе урока учитель может оценить работу малых групп, наблюдая за их работой. Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть: композиционная организация изображения в листе; умение использовать преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (силуэтная аппликация); умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел. Итогом урока является выставка рисунков.
Данная разработка может быть использована учителями изобразительного искусства на уроках и кружках по изобразительному искусству.
Подготовительная работа:
изучение литературы, сбор материалов для урока,
подбор ЭОР из коллекций цифровых образовательных ресурсов;
создание конспекта урока;
создание презентации.
Ожидаемые результаты:
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
умение использовать преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (силуэтная аппликация);
умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел.
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
Тема 3 четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет»
Тема урока: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Силуэтная аппликация»
Цель урока: изображение силуэтного портрета с передачей сущностных характеристик.
Задачи:
сформировать навыки использования элементов графики в портретном жанре;
сформировать умение выделять сущностные характеристики изображаемых героев;
познакомить с историей становления и развития графического портрета;
применить на практике знания о пропорциях лица человека.
Практическое задание: Силуэтное вырезание портрета:
1 группа - «Писатели и поэты»
2 группа - «Герои сказок А.С.Пушкина»
3 группа – «Герои сказки «Золотой ключик»»
Оборудование урока:
(в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.)
Компьютеры на каждого ученика, проектор, экран, Интернет, презентация «Графический портретный рисунок»
ЭОР: «Пятновая графика. Силуэт» - информационный и контрольный модули; «Виды портрета», «Пропорции лица»
Материалы для создания кластеров (приложение 1), схема синквейна (приложение 2)
Литературный ряд: Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Оборудование для учащихся: черная бумага, ножницы, клей, карандаш;
формат А3 на каждую группу
Ход урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организационный момент |
Учитель приветствует учеников. Распределение учеников по группам с помощью разрезанных рисунков силуэтов. |
Ученики приветствуют учителя. Делятся на группы |
1 |
|
2 |
Систематизация и закрепление знаний |
«Виды портрета» № 1. |
Учитель предлагает открыть практический модуль «виды портрета» из коллекции ФЦИОР, тем самым учащиеся вспомнят знания, полученные на прошлых уроках |
Ученики открывают практический модуль «виды портрета» из коллекции ФЦИОР и выполняют предложенное задание. |
3 |
3 |
Введение в тему |
1.Учитель предлагает послушать стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» О красоте человеческих лиц Есть лица, подобные пышным порталам, |
Ученики слушают стихотворение. |
3 |
|
4 |
Беседа по теме |
Презентация «Графический рисунок» №2 |
Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика. Графический портрет стал отдельным видом искусства. Учитель предлагает посмотреть презентацию «Графический рисунок». Одним из видов графики является силуэт. |
Ученики смотрят презентацию «Графический портрет» |
5 |
5 |
«Пятновая графика. Силуэт» №3 |
Учитель предлагает просмотреть информационный модуль «Пятновая графика. Силуэт» в группах из коллекции ФЦИОР После просмотра модуля, учитель предлагает составить кластер «Силуэт». (Кластер должен содержать вырезанный силуэт, основные особенности силуэтного портрета)
|
Ученики просматривают информационный модуль «Пятновая графика. Силуэт» в группах из коллекции ФЦИОР Ученики составляют кластер из заготовок учителя |
8 |
|
6 |
Актуализация знаний |
Сегодня будем рисовать мы силуэты, Затем их из бумаги вырезать. И будем создавать портреты! Учитель предлагает ученикам создать картинную галерею. (у каждой группы есть форматА4, в котором овальные рамочки, в которые необходимо приклеить силуэтный портрет ) Последовательность рисования головы человека в профиль Учитель показывает на доске, как надо рисовать голову человека в профиль Педагогический рисунок учителя на доске: Сделать набросок базовой формы головы. Нанести конструктивные линии и обозначить форму волос. Прорисовать черты лица с учетом линий. Подправить контуры лица, волос, шеи, чтобы было похоже на выбранную модель. Обвести готовый контур мелом, стараясь не отрывать его от доски. Стереть все ненужные линии. Получился силуэтный рисунок. |
Ученики следят за работой учителя |
5 |
|
7 |
физкультминутка |
Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку. |
Учащиеся выполняют физкультминутку. |
3 |
|
8 |
Практическая работа |
Учитель предлагает выполнить силуэты по группам: 1 группа - «Писатели и поэты» 2 группа - «Герои сказок А.С.Пушкина» 3 группа – «Герои сказки «Золотой ключик»» |
Ученики в группах выполняют силуэтный портрет, следуя указаниям учителя, приклеивают вырезанные силуэты в рамочки. (работа в группах) |
10 |
|
дополнение |
«Пропорции лица» №4 |
Учитель предлагает учащимся, которые затрудняются изобразить портрет, посмотреть информационный модуль «Пропорции лица» |
Ученики, которые забыли пропорции лица, смотрят модуль |
||
9 |
Рефлексия |
«Пятновая графика. Силуэт»№5 |
Учитель предлагает просмотреть контрольный модуль «Пятновая графика. Силуэт» из коллекции ФЦИОР |
Ученики работают с контрольным модуль «Пятновая графика. Силуэт» из коллекции ФЦИОР |
5 |
10 |
Итог урока |
Учитель предлагает группам сделать выставку своих работ |
Учащиеся выставляют групповые работы |
2 |
|
11 |
Домашнее задание |
Сочинить маленькое стихотворение - синквейн |
Ученики выполняют задание по схеме синквейна |
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, текст, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
«Виды портрета» |
практический |
иллюстрация |
|
«Графический рисунок» |
информационный |
Презентация учителя |
||
3 |
«Пятновая графика. Силуэт» |
информационный |
Текст с гиперссылками |
|
4 |
«Пропорции лица» |
информационный |
презентация |
|
5 |
«Пятновая графика. Силуэт» |
контрольный |
Тест |
|
Заключение
На уроках изобразительного искусства особую значимость имеет наглядность, которая является не только средством, активизирующим познавательную активность учащихся, но и самостоятельным объектом изучения, переживания, осмысления, художественного познания. Итогом наглядности становится создание художественного образа в практической деятельности детей.
Использование ИКТ создает дополнительные возможности для наглядности, появляется возможность в красочной форме преподнести задание. Презентация, выполненная при помощи Microsoft Power Point и ЭОР из коллекций http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru , помогают объединить огромное количество демонстрационного материала и музыку. Что необходимо для достижения положительной мотивации на уроках изобразительного искусства и развития личностного творческого опыта учащихся.
Используемая литература
Программа изобразительное искусство под ред. Б. М. Неменского –М.:Просвещение,2011.
Сластникова М.В., Усова Н.В., Вереитинова Е.И. Изобразительное искусство 5-8 классы: Управление познавательной деятельностью учащихся – Волгоград: Учитель, 2012.
«Изобразительное искусство в жизни человека» авт. Неменская Л.А., учебник - М: Просвещение2011.
Изобразительное искусство.6 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Павлова – Волгоград: Учитель,2007.
Передача характера человека.Урок рисования мимики лица.В школе рисования New Art Intention - historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13244&cat_ob_no=13220
Болгуринская средняя общеобразовательная школа
Дементьева Ирина Михайловна
Елена Гусева
Дементьева Ирина Михайловна
Баширова Умие Исмаиловна