Урок ИЗО «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Силуэтная аппликация» (6 класс)

1
4
Материал опубликован 9 January 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болгуринская средняя общеобразовательная школа»

Воткинского района Удмуртской Республики

Конспект-сценарий

урока по изобразительному искусству 6 класс

«Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Силуэтная аппликация»

Автор:

Гусева Елена Александровна,

учитель первой

квалификационной категории

МБОУ Болгуринской СОШ

 

д. Болгуры

2013

Аннотация

3 урок из цикла «Вглядываясь в человека. Портрет». Цикл «Вглядываясь в человека. Портрет» для 6 класса состоит из 10 уроков. Урок изобразительного искусства с использованием презентаций выполненных в программе Power Point и ЭОР из ФЦИОР дают возможность обеспечить положительную динамику урока.

В начале урока на стадии системетизации и закрепления знаний учащиеся индивидуально работают с практическим модулем «Виды портрета», далее работают с презентацией «Графический портретный рисунок» в группе, а с остальными ресурсами работают индивидуально, что позволяет работать каждому ребенку в своем темпе. В урок включены материалы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями «Графический рисунок», «силуэтное вырезание».

На этапе закрепления темы «Пятновая графика. Силуэт» учащиеся работают в трех группах, каждая группа создает кластер. Итогом урока являются вырезанные силуэтные портреты, выполненные учащимися и приклеенные в заготовки - рамочки.

Содержание

 

Введение

Актуальность и новизна 4-5

Подготовительная работа 6

Ожидаемые результаты 7

Цели и задачи 8

Оборудование урока 9

Ход урока 10-14

Заключение 15

Используемая литература 16

Введение

Актуальность и новизна

Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. 

   Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.

   Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов. 

   Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

Использование ИКТ создает дополнительные возможности для наглядности, появляется возможность в красочной форме преподнести задание. Презентация, выполненная при помощи Microsoft Power Point и электронные образовательные ресурсы из единой коллекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru), помогают объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Все это позволяет экономить время на уроке, прививает интерес к предмету, повышает и формирует положительную мотивацию, а значит эффективность самообучения, помогает выстраивать учителю индивидуальную образовательную траекторию учащегося.

Реализация данной работы рассчитана на 1 урок (45 минут).

В ходе урока учитель может оценить работу малых групп, наблюдая за их работой. Критериями  и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть:  композиционная организация изображения в листе;  умение использовать преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (силуэтная аппликация); умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел. Итогом урока является выставка рисунков.

Данная разработка может быть использована учителями изобразительного искусства на уроках и кружках по изобразительному искусству.

Подготовительная работа:

изучение литературы, сбор материалов для урока,

подбор ЭОР из коллекций цифровых образовательных ресурсов;

создание конспекта урока;

создание презентации.

Ожидаемые результаты:

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

умение использовать преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (силуэтная аппликация);

умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел.

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема 3 четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет»

Тема урока: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Силуэтная аппликация»

Цель урока: изображение силуэтного портрета с передачей сущностных характеристик.

Задачи:

сформировать навыки использования элементов графики в портретном жанре;

сформировать умение выделять сущностные характеристики изображаемых героев;

познакомить с историей становления и развития графического портрета;

применить на практике знания о пропорциях лица человека.

Практическое задание: Силуэтное вырезание портрета:

1 группа - «Писатели и поэты»

2 группа - «Герои сказок А.С.Пушкина»

3 группа – «Герои сказки «Золотой ключик»»

Оборудование урока:

(в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.)

Компьютеры на каждого ученика, проектор, экран, Интернет, презентация «Графический портретный рисунок»

ЭОР: «Пятновая графика. Силуэт» - информационный и контрольный модули; «Виды портрета», «Пропорции лица»

Материалы для создания кластеров (приложение 1), схема синквейна (приложение 2)

Литературный ряд: Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Оборудование для учащихся: черная бумага, ножницы, клей, карандаш;

формат А3 на каждую группу

Ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

 

Учитель приветствует учеников. Распределение учеников по группам с помощью разрезанных рисунков силуэтов.

Ученики приветствуют учителя.

Делятся на группы

1

2

Систематизация и закрепление знаний

«Виды портрета»

№ 1.

Учитель предлагает открыть практический модуль «виды портрета» из коллекции ФЦИОР, тем самым учащиеся вспомнят знания, полученные на прошлых уроках

Ученики открывают практический модуль «виды портрета» из коллекции ФЦИОР и выполняют предложенное задание.

3

3

Введение в тему

 

1.Учитель предлагает послушать стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг, 
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня 
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот 
Составлена песня небесных высот.

Ученики слушают стихотворение.

3

4

Беседа по теме

Презентация

«Графический рисунок»

№2

Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.

Графический портрет стал отдельным видом искусства.

Учитель предлагает посмотреть презентацию «Графический рисунок». Одним из видов графики является силуэт.

Ученики смотрят презентацию «Графический портрет»

5

5

 

«Пятновая графика. Силуэт»

№3

Учитель предлагает просмотреть информационный модуль «Пятновая графика. Силуэт» в группах из коллекции ФЦИОР

После просмотра модуля, учитель предлагает составить кластер «Силуэт». (Кластер должен содержать вырезанный силуэт, основные особенности силуэтного портрета)


 


 

Ученики просматривают информационный модуль «Пятновая графика. Силуэт» в группах из коллекции ФЦИОР

Ученики составляют кластер из заготовок учителя

8

6

Актуализация знаний

 

Сегодня будем рисовать мы силуэты,

Затем их из бумаги вырезать.

И будем создавать портреты!

Учитель предлагает ученикам создать картинную галерею. (у каждой группы есть форматА4, в котором овальные рамочки, в которые необходимо приклеить силуэтный портрет )

Последовательность рисования головы человека в профиль

Учитель показывает на доске, как надо рисовать голову человека в профиль

Педагогический рисунок учителя на доске:

Сделать набросок базовой формы головы.

Нанести конструктивные линии и обозначить форму волос.

Прорисовать черты лица с учетом линий.

Подправить контуры лица, волос, шеи, чтобы было похоже на выбранную модель.

Обвести готовый контур мелом, стараясь не отрывать его от доски.

Стереть все ненужные линии.

Получился силуэтный рисунок.

Ученики следят за работой учителя

5

7

физкультминутка

 

Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

3

8

Практическая работа

 

Учитель предлагает выполнить силуэты по группам:

1 группа - «Писатели и поэты»

2 группа - «Герои сказок А.С.Пушкина»

3 группа – «Герои сказки «Золотой ключик»»

Ученики в группах выполняют силуэтный портрет, следуя указаниям учителя, приклеивают вырезанные силуэты в рамочки. (работа в группах)

10

 

дополнение

«Пропорции лица»

№4

Учитель предлагает учащимся, которые затрудняются изобразить портрет, посмотреть информационный модуль «Пропорции лица»

Ученики, которые забыли пропорции лица, смотрят модуль

 

9

Рефлексия

«Пятновая графика. Силуэт»№5

Учитель предлагает просмотреть контрольный модуль «Пятновая графика. Силуэт» из коллекции ФЦИОР

Ученики работают с контрольным модуль «Пятновая графика. Силуэт» из коллекции ФЦИОР

5

10

Итог урока

 

Учитель предлагает группам сделать выставку своих работ

Учащиеся выставляют групповые работы

2

11

Домашнее задание

 

Сочинить маленькое стихотворение - синквейн

Ученики выполняют задание по схеме синквейна

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, текст, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Виды портрета»

практический

иллюстрация

Виды портрета. Практическое задание

 

«Графический рисунок»

информационный

Презентация учителя

презентация

3

«Пятновая графика. Силуэт»

информационный

Текст с гиперссылками


 

Пятновая графика. Силуэт

4

«Пропорции лица»

информационный

презентация

пропорции лица

5

«Пятновая графика. Силуэт»

контрольный

Тест


 

Пятновая графика. Силуэт

Заключение

На уроках изобразительного искусства особую значимость имеет наглядность, которая является не только средством, активизирующим познавательную активность учащихся, но и самостоятельным объектом изучения, переживания, осмысления, художественного познания. Итогом наглядности становится создание художественного образа в практической деятельности детей.

Использование ИКТ создает дополнительные возможности для наглядности, появляется возможность в красочной форме преподнести задание. Презентация, выполненная при помощи Microsoft Power Point и ЭОР из коллекций http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru , помогают объединить огромное количество демонстрационного материала и музыку. Что необходимо для достижения положительной мотивации на уроках изобразительного искусства и развития личностного творческого опыта учащихся.

Используемая литература
 

Программа изобразительное искусство под ред. Б. М. Неменского –М.:Просвещение,2011.

Сластникова М.В., Усова Н.В., Вереитинова Е.И. Изобразительное искусство 5-8 классы: Управление познавательной деятельностью учащихся – Волгоград: Учитель, 2012.

«Изобразительное искусство в жизни человека» авт. Неменская Л.А., учебник - М: Просвещение2011.

Изобразительное искусство.6 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Павлова – Волгоград: Учитель,2007.

Передача характера человека.Урок рисования мимики лица.В школе рисования New Art Intention - historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13244&cat_ob_no=13220

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Болгуринская средняя общеобразовательная школа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок рисования мимики лица--ссылка не открывается.

9 January 2018

http://www.uroki-risovania.ru/risovanie_mimika_litsa.html - новая ссылка на урок рисования мимики лица.

10 January 2018

Елена, спасибо!

10 January 2018

Очень интересный урок. Спасибо!

9 January 2018