12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Гусева104 Россия, Удмуртская респ., д.Болгуры |
Урок «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Силуэтная аппликация»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгуринская средняя общеобразовательная школа»
Воткинского района Удмуртской Республики
Конспект-сценарий
урока по изобразительному искусству 6 класс
«Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Силуэтная аппликация»
Автор:
Гусева Елена Александровна,
учитель первой
квалификационной категории
МБОУ Болгуринской СОШ
д. Болгуры
2013
Аннотация
3 урок из цикла «Вглядываясь в человека. Портрет». Цикл «Вглядываясь в человека. Портрет» для 6 класса состоит из 10 уроков. Урок изобразительного искусства с использованием презентаций выполненных в программе Power Point и ЭОР из ФЦИОР дают возможность обеспечить положительную динамику урока.
В начале урока на стадии системетизации и закрепления знаний учащиеся индивидуально работают с практическим модулем «Виды портрета», далее работают с презентацией «Графический портретный рисунок» в группе, а с остальными ресурсами работают индивидуально, что позволяет работать каждому ребенку в своем темпе. В урок включены материалы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями «Графический рисунок», «силуэтное вырезание».
На этапе закрепления темы «Пятновая графика. Силуэт» учащиеся работают в трех группах, каждая группа создает кластер. Итогом урока являются вырезанные силуэтные портреты, выполненные учащимися и приклеенные в заготовки - рамочки.
Содержание
Введение
Актуальность и новизна 4-5
Подготовительная работа 6
Ожидаемые результаты 7
Цели и задачи 8
Оборудование урока 9
Ход урока 10-14
Заключение 15
Используемая литература 16
Введение
Актуальность и новизна
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления.
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?
Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.
Использование ИКТ создает дополнительные возможности для наглядности, появляется возможность в красочной форме преподнести задание. Презентация, выполненная при помощи Microsoft Power Point и электронные образовательные ресурсы из единой коллекции образовательных ресурсов (
Реализация данной работы рассчитана на 1 урок (45 минут).
В ходе урока учитель может оценить работу малых групп, наблюдая за их работой. Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть: композиционная организация изображения в листе; умение использовать преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (силуэтная аппликация); умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел. Итогом урока является выставка рисунков.
Данная разработка может быть использована учителями изобразительного искусства на уроках и кружках по изобразительному искусству.
Подготовительная работа:
изучение литературы, сбор материалов для урока,
подбор ЭОР из коллекций цифровых образовательных ресурсов;
создание конспекта урока;
создание презентации.
Ожидаемые результаты:
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
умение использовать преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (силуэтная аппликация);
умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел.
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
Тема 3 четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет»
Тема урока: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Силуэтная аппликация»
Цель урока: изображение силуэтного портрета с передачей сущностных характеристик.
Задачи:
сформировать навыки использования элементов графики в портретном жанре;
сформировать умение выделять сущностные характеристики изображаемых героев;
познакомить с историей становления и развития графического портрета;
применить на практике знания о пропорциях лица человека.
Практическое задание: Силуэтное вырезание портрета:
1 группа - «Писатели и поэты»
2 группа - «Герои сказок А.С.Пушкина»
3 группа – «Герои сказки «Золотой ключик»»
Оборудование урока:
(в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.)
Компьютеры на каждого ученика, проектор, экран, Интернет, презентация «Графический портретный рисунок»
ЭОР: «Пятновая графика. Силуэт» - информационный и контрольный модули; «Виды портрета», «Пропорции лица»
Материалы для создания кластеров (
Литературный ряд: Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Оборудование для учащихся: черная бумага, ножницы, клей, карандаш;
формат А3 на каждую группу
Ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует учеников. Распределение учеников по группам с помощью разрезанных рисунков силуэтов. | Ученики приветствуют учителя. Делятся на группы | 1 | |
2 | Систематизация и закрепление знаний | «Виды портрета» № 1. | Учитель предлагает открыть практический модуль «виды портрета» из коллекции ФЦИОР, тем самым учащиеся вспомнят знания, полученные на прошлых уроках | Ученики открывают практический модуль «виды портрета» из коллекции ФЦИОР и выполняют предложенное задание. | 3 |
3 | Введение в тему | 1.Учитель предлагает послушать стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» О красоте человеческих лиц Есть лица, подобные пышным порталам, | Ученики слушают стихотворение. | 3 | |
4 | Беседа по теме | Презентация «Графический рисунок» №2 | Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика. Графический портрет стал отдельным видом искусства. Учитель предлагает посмотреть презентацию «Графический рисунок». Одним из видов графики является силуэт. | Ученики смотрят презентацию «Графический портрет» | 5 |
5 | «Пятновая графика. Силуэт» №3 | Учитель предлагает просмотреть информационный модуль «Пятновая графика. Силуэт» в группах из коллекции ФЦИОР После просмотра модуля, учитель предлагает составить кластер «Силуэт». (Кластер должен содержать вырезанный силуэт, основные особенности силуэтного портрета)
| Ученики просматривают информационный модуль «Пятновая графика. Силуэт» в группах из коллекции ФЦИОР Ученики составляют кластер из заготовок учителя | 8 | |
6 | Актуализация знаний | Сегодня будем рисовать мы силуэты, Затем их из бумаги вырезать. И будем создавать портреты! Учитель предлагает ученикам создать картинную галерею. (у каждой группы есть форматА4, в котором овальные рамочки, в которые необходимо приклеить силуэтный портрет ) Последовательность рисования головы человека в профиль Учитель показывает на доске, как надо рисовать голову человека в профиль Педагогический рисунок учителя на доске: Сделать набросок базовой формы головы. Нанести конструктивные линии и обозначить форму волос. Прорисовать черты лица с учетом линий. Подправить контуры лица, волос, шеи, чтобы было похоже на выбранную модель. Обвести готовый контур мелом, стараясь не отрывать его от доски. Стереть все ненужные линии. Получился силуэтный рисунок. | Ученики следят за работой учителя | 5 | |
7 | физкультминутка | Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку. | Учащиеся выполняют физкультминутку. | 3 | |
8 | Практическая работа | Учитель предлагает выполнить силуэты по группам: 1 группа - «Писатели и поэты» 2 группа - «Герои сказок А.С.Пушкина» 3 группа – «Герои сказки «Золотой ключик»» | Ученики в группах выполняют силуэтный портрет, следуя указаниям учителя, приклеивают вырезанные силуэты в рамочки. (работа в группах) | 10 | |
дополнение | «Пропорции лица» №4 | Учитель предлагает учащимся, которые затрудняются изобразить портрет, посмотреть информационный модуль «Пропорции лица» | Ученики, которые забыли пропорции лица, смотрят модуль | ||
9 | Рефлексия | «Пятновая графика. Силуэт»№5 | Учитель предлагает просмотреть контрольный модуль «Пятновая графика. Силуэт» из коллекции ФЦИОР | Ученики работают с контрольным модуль «Пятновая графика. Силуэт» из коллекции ФЦИОР | 5 |
10 | Итог урока | Учитель предлагает группам сделать выставку своих работ | Учащиеся выставляют групповые работы | 2 | |
11 | Домашнее задание | Сочинить маленькое стихотворение - синквейн | Ученики выполняют задание по схеме синквейна |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, текст, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Виды портрета» | практический | иллюстрация | |
«Графический рисунок» | информационный | Презентация учителя | ||
3 | «Пятновая графика. Силуэт» | информационный | Текст с гиперссылками |
|
4 | «Пропорции лица» | информационный | презентация | |
5 | «Пятновая графика. Силуэт» | контрольный | Тест |
|
Заключение
На уроках изобразительного искусства особую значимость имеет наглядность, которая является не только средством, активизирующим познавательную активность учащихся, но и самостоятельным объектом изучения, переживания, осмысления, художественного познания. Итогом наглядности становится создание художественного образа в практической деятельности детей.
Использование ИКТ создает дополнительные возможности для наглядности, появляется возможность в красочной форме преподнести задание. Презентация, выполненная при помощи Microsoft Power Point и ЭОР из коллекций
Используемая литература
Программа изобразительное искусство под ред. Б. М. Неменского –М.:Просвещение,2011.
Сластникова М.В., Усова Н.В., Вереитинова Е.И. Изобразительное искусство 5-8 классы: Управление познавательной деятельностью учащихся – Волгоград: Учитель, 2012.
«Изобразительное искусство в жизни человека» авт. Неменская Л.А., учебник - М: Просвещение2011.
Изобразительное искусство.6 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Павлова – Волгоград: Учитель,2007.
Передача характера человека.Урок рисования мимики лица.В школе рисования New Art Intention -
Болгуринская средняя общеобразовательная школа