Урок по ИЗО «Русский костюм. Создание образа» (6–7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок в 6-7 классе по закреплению тем, связанных с народным бытом, костюмом.Реализация краеведческого компонента.
Тема:Создание образа русского костюма Ярославской губернии
Цель:оформление коллажа "Русский костюм"
Задачи:формирование УУД у обучающихся
-личностные (эстетический вкус, память, мышление)
-коммуникативные (умение работать в группе, взаимопомощь, внимание к чужому мнению)
-регулятивные (целеполагание, саморегуляция, планирование)
-познавательные(понятия и термины по теме, обобщение и систематизация, знания по цветоведению и построению орнамента)
Оборудование: лист ватмана, детали русского костюма(бумажные заготовки), элементы орнамента(заготовки), фотографии с видами Углича, клей,ножницы,фломастеры, маркеры.
Этапы работы.
1.Разделение на группы
Мы сегодня встречаем по одёжке!
Кто любит носить жилетку - пройдите за стол ДУШЕГРЕЯ
Кто сегодня в блузке-за стол РУБАХА
Кто любит носить юбки-за стол ПОНЁВА
У кого самые красивые причёски-за стол-КОКОШНИК
Те, кто не определился с выбором-садится за стол-ФОН
-А все остальные-пройдите за свободный стол.
2.Выведение темы
ВИДЕОФРАГМЕНТ-Марфуша
Вот так русский костюм преображает человека! И, конечно, наша сегодняшняя тема –тоже об этом.
3.Сравнение костюмов разных губерний
Народный костюм способен поведать тайны прошлого …Его форма, крой, детали оформления рассказывают о традициях, легендах и преданиях, о гармонии человека с природой.
Если сравнить Костюм Ярославской губернии с близкой к ней Вологодской, то мы увидим очень заметную разницу кроя, цветовой гаммы и элементов оформления.
-Сравните эти фотографии. Чем отличаются детали костюма? Разницу можно увидеть даже на фото пояса или головного убора. Само название может быть характерно для каждой губернии
- Как назывался наш женский головной убор? (кокошник, кичка-коруна и борушка ). А это костюмы из одной группы - Северного типа костюма… Если же привести пример для сравнения - костюм южной группы - разница будет более значимой!!
-Итак, какие же отличия у нашего ярославского костюма?
На слайде представлены яркие отличительные черты костюма Ярославской губернии.
Ни один народный костюм не будет иметь ценности и смысла без украшения, оформления.
Вышивка, тесьма, кружево и конечно - впоследствии яркая, пёстрая набивная ткань-всё это детали украшения любого русского платья.
4.Подготовка к оформлению.
-Как вы думаете, что составляет главное украшение русского костюма ?(слайд)
Конечно Орнамент. - определение на слайде.
Орнамент составлялся тоже по традиции. В его основу положены солярные знаки-символы (Слайд), которые, в свою очередь каждая губерния в своей манере, своём стиле…
Для нашей области характерны вот такие украшения подола платья. Если сравнить с другими областями - разница заметна!
-Где располагали орнамент в костюме?
Полоса орнамента украшала чаще всего подол - по краю, рукава - на предплечиях, и по шее -оберегающие знаки символы.
Упрощённо знаки символы в орнаменте могли выглядеть таким образом (слайд)
Конечно, общую картину русского костюма , его красоту можно рассмотреть только, воспринимая образ в целом.
-Поэтому я предлагаю нам с вами тоже создать и оформить русский народный костюм. Причём одна группа будет создавать проект современного русского костюма с принтом нашего города. А все остальные – коллаж на тему русского народного костюма.
5. Практическая работа (в группах)
Итак, одна группа работает самостоятельно по плану на столе.
А все остальные группы – вместе со мной составляют коллаж.
ФОН - ваша группа располагает фотографии на листе, чтобы они красиво и оригинально обрамляли костюм по контуру.
РУБАХА - группа располагает орнаменты, там, где необходимо, прикрепляет их скотчем.
ПОНЁВА - вы отвечаете за оформление народной юбки. Нужно прикрепить орнамент. Можно добавить своего оформления маркером.
ДУШЕГРЕЯ - вам предстоит украсить свою деталь костюма, прикрепив орнаменты
КОКОШНИК - ваша задача - оформить головной убор, нарисовать лицо.
Теперь прикрепляем все части изображения на наш фон, начиная с рубахи. Потом юбка-понёва, потом душегрея, и завершаем образ последней деталью-кокошником.
6. Формирование понятийной базы
Пока последняя группа заканчивает работу, я предлагаю вспомнить названия деталей русского костюма. Они зашифрованы на слайде
7. Защита проектов
- Наш проект костюма готов. Нужно его представить. Я предлагаю это сделать стихами. Надеюсь, вы поможете мне придумать вторую строчку..а дальше?
ПЛАТЬЕ НАРОДНОЕ К ПРАЗДНИКУ СШИТО ....
(РУССКИХ ТРАДИЦИЙ В НЁМ МНОГО И БЫТА…)
У нашей последней группы тоже готова работа. Это календарь с природой Углича, которая украшает образ современного дизайн - проекта русского платья.
8. Рефлексия
Какие эмоции на лице нашей красавицы? Надеюсь, и у вас результатом этой совместной работы стало хорошее настроение, и на всех лицах будет светиться улыбка!
Спасибо за работу!
В итоге получаются несколько работ.Основная-это коллаж с изображением Девушки в русском костюме. Кроме этого отдельная группа выполняет работы с прорезными шаблонами -с тканью или фотографиями Углича. Это может быть календарь или сувенир с использованием мотивов нашего костюма. Работы привожу здесь отдельными фотографиями.
План работы отдельной группы (лучше-сильным учащимся).
1. В полосках на рукавах и подоле, а также – на вороте рубахи и душегрее дорисуйте элементы орнамента.
2. Оформите кокошник нарядным узором.
3. Подберите фон для платья (фотографии с видами Углича). Приклейте .
4. Приклейте изображение лица на рисунок.
5. Расположите календарь. Приклейте.
Костюм-коллаж с тканью
JPG / 3.92 Мб
Календарь с коллажем -фото Углича
JPG / 3.9 Мб
Презентация к уроку
PPTX / 2.89 Мб
Вариант итогов работы
JPG / 4.17 Мб
Валуйская Лариса Николаевна