Конспект урока ИЗО в 6 классе «Конструкция головы человека и её пропорции»
Тема: « Конструкция головы человека и ее пропорции»
Цель (триединая) |
Образовательная: в процессе урока обеспечить учащимся доступное усвоение информации о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения; способствовать формированию умения видеть конструктивную форму предмета, использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций. Воспитательная: создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям. Развивающая : способствовать развитию аналитического мышления, познавательных умений, умений учебного труда. |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний. |
Планируемые результаты |
Предметные: получат новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; научатся определять понятия «конструкция», «пропорции»; понимать и характеризовать основы изображения головы человека. смогут анализировать, обобщать и сравнивать объекты, творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; использовать выразительные возможности художественных материалов. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека |
Методы и формы обучения |
Практические: частично-поисковый, упражнение-эксперимент; самостоятельная работа; выставка; наглядный; беседа; работа с учебником, словарем; работа с маршрутной картой групповая, фронтальная, в паре, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
http://ru.wikipedia.org/wiki; http://www.artsait.ru |
Оборудование |
Простой карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей. |
Наглядно-демонстрационный материал |
карточка построения головы человека; схематическая таблица М. Дюваля; репродукции художников. Мультимедийный ряд: презентация ”Конструкция головы человека и ее пропорции». |
Основные понятия и термины |
Конструкция, пропорции |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы Цель этапа |
Обучающие и развива- |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
I. Организационный Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
Подготовка учащихся к изучению новой темы и выполнению творческой работы. |
1.Добрый день ребята! Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место. На столе лежит альбом, словарь, цветная бумага, ножницы, клей, учебник, дневник. |
Учащиеся проверяют готовность к уроку |
Личностные-внутренняя готовность выполнения нормативных требований. |
2. Актуализация опорных знаний и умений. Мотивировать учащихся в начале урока, вызвать интерес к изучению темы, актуализировать знания, необходимые для проблемного изложения нового материала. |
Мотивация учащихся к изучению нового материала |
На доске вы видите картины художников. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (о портрете). -Что называется портретом? -Какие бывают портреты? (парадный, камерный, автопортрет, исторический, автопортрет) -Определите, какой портрет парадный, камерный. -Что значит «автопортрет»? Учитель:
Поэт Н. Заболоцкий писал: Есть лица подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобные жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Приглашаю вас полюбоваться картинами художников В.А. Тропинина «Портрет сына.», В.Л.Боровиковского «п-т М.И Лопухиной». Что вы можете сказать про героев картин, какими их изобразили художники? Попытайтесь описать их внешность, состояние, внутренний мир. К чему стремиться художник, изображая человека? Как художнику удается передать переживания, внутренний мир человека, его состояние, красоту? Как вы думаете, легко ли рисовать человека? – Когда вы были совсем маленькими, то ваши рисунки с изображением человека полностью соответствовали детскому стихотворению: ...Точка, точка, запятая, Прошло много лет, и теперь с этой задачей вы справляетесь гораздо лучше. – Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет? Итак, хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться! |
Отвечают на вопросы, работают со словарем. Высказывают свои мнения о портретах. Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель |
Предметные: понимать и характеризовать основы изображения головы человека. Метапредметные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели. |
3.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Вы можете сейчас правильно нарисовать портрет?(нет). -Что еще необходимо выучить, знать? – Какова форма головы. – Как изобразить объем головы. – Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот. – Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека. – Как передать эмоции на лице. Итак, хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться! |
Высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Под руководством учителя, анализирует задания, определяют их сложность. Выстраивают план изучения темы ввиде «Лестницы успеха». Записывают задачи в маршрутный лист. |
Предметные: понимать и характеризовать основы изображения головы человека. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознавать свои интересы и цели. |
|
4.Открытие новых знаний. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала. . |
Частично .исследовательский, поисковый |
– Вы правильно задали первый вопрос. Какова форма головы? То есть нам необходимо знать ее конструкцию. Какую форму напоминает голова человека? – Форму яйца. Дальше мы должны изучить пропорции лица. Вы проведете мини-исследование, я вам буду помогать, задавая вопросы. Итак, начинаем игру « Молодые исследователи». Возьмите схемы лица. Вы видите, что проведена линия симметрии, значит лицо (симметрично). Через какие части лица проходит Линия? (лоб, нос, губы). Мы сделали первый шаг к поиску пропорций. Пропорции – это соотношения частей, составляющих одно целое. Измерения и сравнения проводите с помощью карандаша. На каком расстоянии между затылком и подбородком находятся глаза? (посередине). Как найти линию носа? -Волос? Представления об идеальных пропорциях человека сложились в Древней Греции, древнегреческие мудрецы всегда искали идеал во всем. От них мы узнали, что если часть от линии глаз до подбородка разделить на две части, то мы найдем, где должен закончиться идеальный нос. – На схеме отметьте это расстояние. Прославленный скульптор Поликлет создал знаменитый трактат «Канон», в котором провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека. Он утверждал, что линия губ проходит где? (посередине между кончиком носа и абрисом линии подбородка). Чему равна ширина носа, крылишек носа? (на расстоянии слезничков глаз. Где заканчиваются губы? (расстояние между зрачками). Сколько раз длина глаза откладывается в ширине лица? (пять). С помощью исследователей античности мы провели свое исследование. Результаты исследования где пригодятся? (при рисовании портрета). Но художнику недостаточно правильно соблюсти пропорции. Ему необходимо изобразить черты лица, характера, красоту, которой наделен каждый. Чтобы научиться, необходимо сделать следующие шаги! – Перед вами схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю). Определите, какое чувство к какому изображению относится. |
Учащиеся слушают учителя. Находят правило в учебнике. Записывают его в словарь. Отвечают на вопросы. Выполняют задания по поиску соотношения частей лица человека. |
Предметные: получают новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; анализируют и обобщают, определяют понятия «конструкция», «пропорции»; сравнивают объекты, устанавливают аналогии. Метапредметные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: понимают значение знаний для человека |
5. Первичная проверка понимания Выявление пробелов и неверных представлений изучаемого материала, их коррекция.. |
Итак: пропорции необходимо знать для того, чтобы…….. Если мы будем всех рисовать только по схеме, то сможем передать характер человека? Его внутренний мир? Особые качества? (нет, все будут похожи). Значит при выполнении рисунка – портрета необходимо использовать все правила и свое воображение, видение натуры, все должно быть в комплексе. Задайте вопросы, если вы что- то не поняли. |
Уточняют, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы. |
Предметные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий. Метапредметные: -проводить анализ творческой деятельности ; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели. |
|
6.Физминутка. Профилактика умственного перенапряжения учащихся. |
Выполняют упражнения. |
Личностные: - понимание значения профилактики умственного перенапряжения путём смены видов деятельности, использование физкультпаузы. |
7. Творческая практическая деятельность. Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий в выполнении портрета в технике- аппликация. |
Упражнение-эксперимент |
Выполните задания (с. 105).(читают задание) При выполнении задания помните: Все перечисленное – каноны идеального человека, просчитанные художниками античности. Каждый из нас индивидуален и неповторим, но знать идеальные пропорции необходимо для того, чтобы передать индивидуальность человека, портрет которого вы рисуете. -Для удачного выполнения портрета необходимо следовать набором правил, которые мы с вами рассмотрим и выполним схему построения. -компоновка на листе (изображаемая голова не должна быть мелкой или крупной); - определение формы лица; Работу выполняйте по плану, данному в учебнике. |
Читают задание. Работают со схематической таблицей. Определяют психологическое состояние изображения, заполняют маршрутную карту. Выполняют упражнение в технике аппликации. Пользуются планом-памяткой. |
Предметные: творчески экспериментируют, устанавливают аналогии, используют их Метапредметные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии; выбирают средства достижения цели. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам. |
8. Информация о дом.задании. Инструктаж по его выполнению. |
Описать портрет «Девочка с персиками» В.Серова Запишите задание в дневник. Подойдите на перемене с дневниками за оценками. |
Записывают задания в дневнике. |
Личностные: понимают значение знаний для человека. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Выставка работ учащихся |
– А. С. Пушкин говорил, что хороший художник следует за мыслями человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. – Рассмотрите выполненные работы. Что вам в них больше всего нравится? Каким способом вы добились необходимого выражения лица? Что в работе показалось самым трудным? Поделитесь друг с другом полученным опытом. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - По выполненной схеме вы сможете правильно выполнить построение портрета. Заполните маршрутную карту, оцените свою работу. Поделитесь с нами, как вы оценили свою работу? Что записали в таблице самооценки? |
Учащиеся рассматривают работы своих товарищей, обме ниваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе.
- Познакомиться с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека и выполнить схему. Зачитывают свои мнения из таблицы самооценки. |
Преметные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Метапредметные: излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека. |