12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Наталия Николаевна24
МБОУ СОШ № 5 г. Саяногорска
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

«Живые уроки литературы».

Аннотация.

Проблематика: Как сделать урок литературы интересным для учащихся? Как развить интерес детей к классической русской литературе?

Актуальность: формирование у обучающихся потребности в качественном чтении является целью предмета «Литература». Заинтересованность детей предметом является важнейшим слагаемым успешного обучения.

Цель статьи: поделиться педагогическим опытом.

Задачи:

1.Описать методы работы с детьми, применяемые на уроках литературы;

2.Систематизировать свой опыт;

Ключевые слова: Русская классическая литература, контекст, устаревшая лексика, юмор, ирония, олицетворение, сравнительный анализ, самоирония, личность автора, межпредметные связи, домашнее задание, меткие слова, градация вопросов по сложности.

Как же сделать уроки живыми при изучении русской классики 18 , 19 веков? Препятствий множество: устаревший язык затрудняет понимание прочитанного, незнакомые ученикам реалии не способствуют заинтересованности, мотивы поведения героев детям понять зачастую непросто. Со всем этим помогает справиться равная любовь к детям и русской литературе.

Иногда, читая произведение с детьми на уроке, приходится «переводить с русского на русский», то есть пересказывать фрагменты текста простым доступным современному ребенку языком. Необходимо уточнять, как дети понимают то или иное слово, выражение. Если учащиеся затрудняются, предлагаю предположить значение, исходя из контекста. И только после этого даю им точное значение слова, а еще лучше, чтобы дети поработали со словарем и из нескольких значений слова выбрали то, которое подходит по контексту. Это замедляет прочтение, но делает его более качественным.

Так «Оду на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова читали на уроке, перечитывая и пересказывая по строфам. Не всегда дети сами понимают, что, обращаясь к «возлюбленной тишине», лирический герой так называет мир, «градов ограда» - защита города, «коль» здесь -насколько, «классы» - колосья, а основная мысль первой строфы – полезность отсутствия войны для всех.

После прочтения второй строфы задаю вопрос: с кем или чем сравнивает лирический герой Елисавету? Если дети затрудняются, советую вспомнить, к кому обращался лирический герой в первой строфе. Следующий вопрос: в чью пользу это сравнение? Поясняю значение слов «Зефир» - ветер, «зрак» - образ.

В третьей строфе лирический герой продолжает олицетворять тишину (мир), обращаясь к ней. По ходу чтения, отмечаем особенности оды как жанра лирики: восхваление царствующей особы, насыщенность высокой лексикой. Так же необходимо заметить, что Ломоносов позволяет себе, возвеличивая, в то же время наставлять Елисавету, дает ее деятельности высокую оценку авансом. Так разбираем каждую строфу оды. После того, как ученики поймут ее содержание, им проще будет выучить наизусть отрывок из этого произведения, уже более близкого и понятного.

При высказывании детьми противоположных мнений может возникнуть интересный спор, в котором предлагаю детям аргументировать свою точку зрения.

Иногда устраиваем суд над героями литературных произведений. Назначаем обвинителей и защитников. Так при обсуждении повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя суду был подвергнут Андрий. Обвинители выдвигали доказательства, подтверждавшие, что он изменил Родине, а защитники говорили о праве человека выбирать, что для него важнее: долг или чувства. Прения очень увлекли детей: суд затянулся, и вынести приговор Андрию не успели. Но, тем не менее, считаю, что урок удался: участники суда горячо отстаивали свое мнение, остальные слушали их с увлечением. Подводя итог, замечаю, что гораздо сложнее человека понять, посочувствовать ему, войти в его положение, чем предать осуждению его поступки. Детям нравится такая форма работы на уроке, поэтому мы к ней часто обращаемся. Перед судом предстали на наших уроках и Евгений Онегин, и Григорий Печорин, и Илья Ильич Обломов, и многие другие.

В произведениях классической литературы много скрытого юмора, иронии, сарказма. Дети любят пошутить и посмеяться, но заметить смешное в тексте иногда не могут без посторонней помощи, произведение кажется им скучным. Но стоит только прочитать выразительно, с нужной интонацией и они понимают, где «нужно смеяться». Иногда и этого не достаточно: нужны дополнительные разъяснения, и дать их очень важно для заинтересованности детей в чтении.

Например, при чтении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» обращаю внимание учеников на иронический тон повествования рассказчика при описании образования, полученного им от Савельича и Месье Бопре. Уместно здесь сравнить Петрушу Гринева с Митрофаном Простаковым из «Недоросля» Д.И.Фонвизина, а так же их учителей, Вральмана и Месье Бопре. Так же сравниваем обучение Гринева с современным образованием. Прочитав строки: «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремяному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», поясняю, чем занимался стремяной и задаю вопросы. За какие выдающиеся качества Савельича повысили из стремяных до воспитателя и, можно сказать, до учителя начальных классов? Можно ли представить, чтобы сейчас такой же критерий был при устройстве учителей на работу? В каком возрасте Петруша Гринёв выучился грамоте? А когда вы научились читать? После такой беседы, мы видим, что литературному герою свойственна самоирония, и он становится понятнее и ближе юным читателям.

Литература должна обязательно быть актуальной, затрагивать вопросы, важные для детей и подростков. Эту актуальность при желании можно и должно находить в произведениях прошлых веков. Этому способствует перенос ситуации, описываемой в произведении, в современность, сравнение нравов того времени, поступков героев с современными нравами и поступками. Это помогает понять особенности эпохи и показать существование непреходящих ценностей, позволяет ученикам присвоить происходящие в произведении события, примерить их на себя.

Предлагая детям сравнивать героев и сюжет изучаемого произведения с сюжетами и персонажами ранее прочитанных книг, мы опираемся на их читательский опыт, делаем его актуальным, важным. Так у детей не складывается впечатление, что можно выкинуть из памяти все, что уже прочли. Советую детям завести читательские дневники и делать в них краткую запись по каждому произведению.

Чтобы поэты и писатели стали ближе детям их портреты должны быть живыми. Перед ними должен предстать человек талантливый, гениальный, но все же человек – со своими слабостями, ошибками, недостатками. Я считаю, это не помешает детям уважать авторов, но при этом сделает их узнаваемыми, запоминающимися. Важно рассказать об отношениях писателей друг с другом, об эпохе, в которой автор создавал свои произведения.

Судя по имеющимся портретам, Ф.И. Тютчев не был привлекательным мужчиной, так считают десятиклассницы. Но тем интереснее им было узнать, что поэт пользовался успехом у женщин и несколько раз был женат. Видимо, женщин привлекало в нем нечто большее, чем просто внешность. При выразительном чтении наизусть стихотворений говорим об истории их создания, узнавая при этом много интересных фактов о жизни и личности поэта, о его отношениях с женщинами, и даже о его политических взглядах. Важным фактом является для учащихся, что А.С. Пушкин дал высокую оценку творчеству Ф.И. Тютчева.

В связи литературы с другими предметами (русским языком, историей, географией, изобразительным искусством, математикой) скрыта большая возможность проявить себя для детей с разными интересами.

Перевести старые меры длины в современные смогут любители математики. Изучить карту путешествий А.С. Пушкина, предпринятых им для подготовки материалов по исторической повести о Емельяне Пугачёве, не составит труда для детей, интересующихся географией. А прочитают и перескажут на уроке «Историю Пугачёвского бунта» ученики, увлекающиеся историей. Нарисовать иллюстрации, комиксы по мотивам прочитанного произведения смогут будущие художники. Знатокам русского языка можно предложить следующее домашнее задание по русскому языку: в стихотворении, написанном Петрушей Гринёвым, найти все причастия и деепричастия и сделать их морфологический разбор.

Самое сложное и важное на уроках литературы - заинтересовать детей, вызвать у них желание познакомиться с произведением. Этому способствует общение с детьми на равных, как со взрослыми. Например, можно сказать, что поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина не изучается в школе потому, что там слишком много откровенных сцен, и запретить детям ее читать. Запретный плод, как известно, сладок. Еще говорю детям, что «Ревизор» Н.В. Гоголя дается в учебнике в сокращении, т.к. вырезано все самое интересное, то, что им, якобы, еще нельзя читать, по мнению составителей учебника. Некоторые ученики заинтересуются и прочитают комедию полностью.

Начав читать произведение на уроке, дети получают домашнее задание дочитать текст. Чтобы они были в этом заинтересованы, задаю интригующие вопросы по содержанию произведения, ответы на которые они найдут при прочтении. Еще полезно, получая такое домашнее задание, обсудить иллюстрации, относящиеся к продолжению, и выдвинуть предположения, что же на них изображено. И в этом случае предположения остаются предположениями, их верность или ошибочность будет выяснена на следующем уроке.

Есть такие дети, которые любят читать русскую классику. Их не много. И им нужно помочь расширить круг читательских интересов, рассказать немного о произведениях, не изучаемых в школе, о незнакомых авторах, это должна быть реклама: короткая, но увлекательная, которая заставит ребенка записать название, найти эту книгу и прочитать. А потом такие ученики подходят и делятся впечатлениями, пишут сочинения на основе прочитанного, выступают на уроках внеклассного чтения.

Часто обращаю внимание детей на меткие слова писателей и предлагаю взять их в свой лексикон. Дети рассуждают, в какой ситуации можно употребить эти выражения. В дальнейшем использую их в общении с детьми. Например, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина Софья говорит Милону о Митрофане, что он «достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Акцентирую на этом моменте внимание учеников, спрашиваю, что это значит. Дети говорят, что «Митрофан остановился в своем развитии и не способен к дальнейшему обучению». Позже к ученику, который ленится и не работает на уроке, обращаюсь с вопросом, не достиг ли он до последней степени своего совершенства? Ученики вспоминают, где эту фразу они уже слышали раньше, вспоминают Митрофана, внимание детей активизируется.

На уроках, задавая вопросы по прочитанному тексту, распределяю их по уровням сложности, чтобы каждый ребенок мог ответить. Вопросы для невнимательных учеников могут касаться фактического содержания текста, для детей более заинтересованных подойдут вопросы о характерах и мотивах поступков героев, на вопросы о проблематике, о символическом смысле произведения ответят, скорее всего, опытные читатели художественной литературы. Такая градация вопросов по сложности позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Я считаю, живые уроки - это такие, на которых детям интересно, на которых, говорят на темы, важные для учащихся, понятным им языком. На таких уроках ученики могут высказать свое мнение. Неправильных точек зрения на живых уроках быть не должно – любая имеет право на существование. Нужно просто самому любить русскую литературу и передавать эту любовь детям.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.