Предварительный просмотр презентации
Мастер класс «Грамматические ошибки. Преодоление типичных ошибок при выполнении задания № 8»
В. Шефнер. «Устная речь» Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь; Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках. Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни.
Речевые ситуации 1 ситуация: Заходим в автобус. Кондуктор со своего места кричит: «Нужно оплатить за проезд». 2 ситуация: Сообщение СМИ гласит: «Следственная комиссия установила о причинах аварии». 3 ситуация: Запись из протокола совещания: «На совещании выступающий поднял проблему о формировании личности человека».
Речевые ситуации 4 ситуация: В заметке районной газеты сказано: «В посёлке интересовались и верили всему необычному». 5 ситуация: Разговор в бакалейном отделе магазина: «Дайте мне пару носок»,- просит покупатель продавца.
Проблемный вопрос: --Как вы относитесь к мнению А. С. Пушкина ? Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.
Проблемный вопрос: Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
Лев Владимирович Щерба(1880-1944), русский языковед «Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда- то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
Целеполагание: МК способствует формированию языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ЕГЭ, что соответствует цели программы среднего общего образовании по русскому языку в 11 классе, Способствует овладению основными нормами русского литературного языка; Обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; Способствует формированию способности к анализу и оценке языковых фактов и явлений.
Задачи : 1) повторить типологию грамматических ошибок; 2) сформировать устойчивый навык в решении отдельных типовых заданий ЕГЭ, т.е. выработать алгоритм решения задач, связанных с исправлениями речевых и грамматических ошибок.
Станция первая: теоретическая. Какой части речи является это слово? В какой морфеме в слове есть «ошибкоопасное» место? Каким членом предложения является это слово?
Доказательства: № 5 Лексические нормы (употребление паронимов) № 6 Лексические нормы (лишне словоупотребление) № 7 Грамматические нормы (образование форм слова) №8 Грамматические нормы (найти соответствие) № 9-12 Орфографические нормы ( чтобы не допустить орфографические ошибки, необходимо выделить морфему, в которой пропущена буква- орфограмма) № 13-20 Пунктуационные нормы (нужно знать, какими членами предложения осложнено приведённое в задании высказывание) № 24 Лексические нормы (знание фразеологизмов)
Типология грамматических ошибок Практическое пособие для учащихся Елены Александровны Гингель «НА ошибках учимся»
Часть вторая: практическая. Чтобы быть на высоте, чтобы достойно отвечать требованиям времени, необходимо учиться.
Алгоритм решения 8 задания. Внимательно прочитать задание. Внимательно рассмотреть список предлагаемых грамматических ошибок. Из списка данных предложений вычёркиваем те, которые не содержат ошибок. Поочерёдно читаем оставшиеся предложения. Определяем, какая грамматическая ошибка в них допущена. Записываем правильный ответ.
Реализуем первую цель: повторяем типологию грамматических ошибок. 1.Устаревший прейскурант цен тормозит развитие проката бытовой техники А) словообразовательному 2. Это был самый известнейший поэт 19 века Б) лексическому 3. Многие ответили, что культура и цивилизация очень влияют на наши этнические нормы В) морфологическому 4.Часто бывает обидно за большого мастера, которому аплодировали вчера и освистывают сегодня Г) синтаксическому
Реализуем вторую цель: сформируем устойчивый навык в решении отдельных типовых заданий Задание №2: предлагаю вам принять участие в игре. Представьте себя учителем, который только был принят на работу, и ему приказали проверить, как учащиеся подготовились к работе по этой теме. Первая группа должна была найти предложения с грамматическими ошибками в художественной литературе, а вторая группа – отыскать примеры с ошибками в работах учащихся, определить тип ошибки. А на консультации её объяснить и попытаться исправить
Первая группа Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А. П. Чехов) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А. С. Пушкин)
Вторая группа Впереди лидирует команда наших спортсменов. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
Задание №3:вспомним ранее изученное по причастию и деепричастию Провожая меня, лицо его выражало сожаление. Подъезжая к сей станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. (Из записных книжек А. П. Чехова) Возвращаясь домой, мне стало грустно. Распахнув окно, в комнату повеяло прохладой.
Тренинг Задание: найти грамматически правильное построение предложения. А. Прочитав первую курсовую работу студента, 1. профессор сделал много замечаний 2.профессором были обнаружены фактические ошибки 3.им овладели сомнения 4.у профессора разболелась голова
Тренинг Задание: найти грамматически правильное построение предложения Б. Приехав в большой город, 1.неожиданности подстерегают на каждом шагу 2.я сразу позвонил маме 3.ко мне подошёл полицейский 4.сразу чувствуется напряжённый ритм жизни
Т ренинг. Употребление причастных оборотов Задание : отредактируйте предложения. По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома. Повести Василя Быкова «Сотников» и «Обелиск» я прочитал летом, посвящённые Великой Отечественной войне.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2021 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. А- Б- В- Г- Д-