"Грусти и радости" Виктора Астсфьева
«Грусти и радости» Виктора Астафьева
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ведущий 1
Ведущий 2
Витя Астафьев, мальчик 7 лет
Виктор Астафьев (взрослый)
Бабушка Катерина Петровна
Санька, одноклассник Вити
Учитель
Вася-поляк
Музыка
На экране – фотография семьи Астафьевых.
Ведущий 1. Этого маленького мальчика зовут Витя Астафьев. Он родился и живет в сибирской деревне Овсянка, что под Красноярском. Поход к фотографу для семьи – целое событие. На Вите – новые сапожки, праздничная рубашка, а в руках книжка, которую он захватил с собой, чтоб выглядеть солидней, ведь он мальчик особенный, непохожий на остальных пацанов, зачитывающийся всеми книжками, что удается достать. Фотограф обещал птичку, поэтому Витя смотрит на него, а не в объектив, ожидая, когда же и откуда эта птичка вылетит. Но чуда не происходит.
Ведущий 2 Витя ещё не знает, да и не может знать, что это их первая и последняя фотография вместе. Что через несколько месяцев отца, Петра Павловича, посадят в тюрьму, обвинив во вредительстве, а мама, Лидия Ильинична, утонет в Енисее - холодной сибирской реке. Лодка, в которой она плыла к мужу на свидание, перевернется прямо напротив их деревни. Всю жизнь гибель матери будет для Астафьева непреходящей раной.
Ведущий 1 Не знает этот счастливый мальчик, что впереди его ждет бродяжничество, детский дом, что спустя 8 лет начнется самая страшная в истории человечества война и что он, детдомовец, в 42-м уйдет на фронт. Будет трижды ранен. А чудо все-таки произойдет, настоящее чудо: рядовой Астафьев вернется с той страшной войны живым, а потом, спустя годы, станет известным писателем - Виктором Петровичем Астафьевым.
Ведущий 2 А пока Вите 7 лет, живет он в деревне, и его воспитанием занимается бабушка, Катерина Петровна, которую уважает вся деревня, называя ее «генерал в юбке»
(На сцене – комната в деревенской избе. Стол, накрытый скатертью, на столе – самовар. Лежанка с подушкой и одеялом. В углу – икона. К микрофону подходит главный герой – мальчик Витя Астафьев)
Витя: У меня заболели ноги. Они всегда ныли от «рематизни», как называла бабушка болезнь, якобы доставшуюся мне по наследству от покойной мамы. Но стоило мне застудить ноги, начерпать в катанки снегу — тотчас нудь в ногах переходила в невыносимую боль.
Я долго терпел, чтобы не завыть, очень долго.
(Садится на лежанку, разбрасывает одежду, растирает ноги)
А потом завыл. Сначала тихонько, по-щенячьи, затем и в полный голос. (Воет)
Бабушка (просыпается и ворчит) Так я и знала! Так я и знала!. Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не студися!» (повышает голос) — Так он ведь умнее всех! Он бабушку послушат? Он добрым словам воньмет? Загибат теперь! Загибат, худа немочь! Мольчи лучше! Мольчи! (Поднявшись, хватается за поясницу) И меня загибат…
(Зажигает лампу, звенит пузырьками, посудой)
Где ты тутока?
Витя:— Зде-е-е-ся.
Бабушка (передразнивает) Зде-е-еся! (даёт внуку затрещину, потом начинает растирать ему ноги) Я ли тебе не говорила? Я ли тебя не упреждала? Эк его умучило! Эк его крюком скрючило! Посинел, будто на леде, а не на пече сидел…
(Закрывает флакон, укутывает ноги внука шалью, вытирает ему слёзы)
— Спи, пташка малая, Господь с тобой и ангелы во изголовье.
(Растирает себе руки, ноги, поясницу. Подходит к иконе Пресвятой Богородицы, молится)
— И чего к робенку привязалася? Обутки у него починеты, догляд людской…
(Гаснет свет)
(Утро. Витя приподнимается на лежанке, слыша голоса у двери)
Бабушка: Не может он, не может… Я те русским языком толкую! Я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила все, худо, бедно ли, изладила. А он слег…
Санька: (умоляюще) Бабушка Катерина, машину, аппарат наставили. Меня учитель послал. Бабушка Катерина!
Бабушка: Не может, говорю… Постой-ко, это ведь ты, жиган, сманил его на увал-то! Сманил, а теперича?..
Санька: Бабушка Катерина…
(Витя, пытаясь встать с лежанки, падает на пол)
Витя (кричит) Все равно пойду! Давай рубаху! Штаны давай! Все равно пойду!
Бабушка: Да куда пойдешь-то? С печки на полати. (качает головой и незаметно машет рукой, чтоб Санька убирался).
Витя (вопит, пытается идти) Санька, постой! Не уходи-и-и!
Бабушка: Ну, куда пойдешь-то? Куда?
Витя Пойду-у-у! Давай рубаху! Шапку давай!..
(Санька мнется, топчется, сбрасывает с себя новую коричневую телогрейку)
Санька (решительно) Ладно! (еще решительней) Ладно! Раз так, я тоже не пойду! Все! Не последний день на свете живем! Еще наснимаемся! Ништя-а-ак! Поедем в город и на коне, может, и на ахтомобиле заснимемся. Правда, бабушка Катерина?
Бабушка: Правда, Санька, правда. Я сама, не сойти мне с этого места, сама отвезу вас в город, и к Волкову, к Волкову. Знаешь Волкова-то? Самолучший это в городе фотограф! Он хочь на портрет, хочь на пачпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет!
Витя: А школа? Школу он заснимет?
Бабушка: (приуныв) Школу-то? Школу? У него машина, ну, аппарат-то, не перевозной. К полу привинченный
Витя: Вот! А ты…
Бабушка: Чего я? Чего я? Зато Волков в рамку сразу вставит.
Витя: В ра-амку! Зачем мне твоя рамка?! Я без рамки хочу!
Бабушка: Без рамки! Хочешь? Дак на! На! Отваливай! Коли свалишься с ходуль своих, домой не являйся! (Кидает в Витю рубаху, пальтишко, шапку, рукавицы, катанки) Ступай, ступай! Бабушка худа тебе хочет! Бабушка — враг тебе! Она коло него, аспида, вьюном вьется, а он, видали, какие благодарствия бабушке!..
(Витя заползает обратно на лежанку и ревет от горького бессилия).
(Музыка)
Ведущий (медленно читает) «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже твои дороги…, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение, и воспоминания осыпаются осенним листом...»
«Сладкая грусть воспоминаний очищает человека, и счастлив тот, кому есть что вспомнить хорошее».
(Та же комната в избе. Стук в дверь. Бабушка, всполошившись, бросается открывать)
Бабушка: Какой это там лешак ломится?.. (и совсем другим, церковным голоском поёт) Милости просим! Милости просим!
(Витя прячется на лежанку. В избу входит школьный учитель, обметает веником катанки, прицеливается, куда повесить шапку. Бабушка принимает одежду и уносит)
— Поправляется, поправляется, (суетится, приглашает учителя к столу) На еду уж здоров, вот на работу хил покуда.
(Витя спускается с лежанки, садится на скамейке, учитель – на стуле)
Учитель: Я принес тебе фотографию (Ищет глазами портфель, достаёт из него фотографию. Все склоняются над столом, разглядывая фото) - Ничего, ничего! Фотограф, может быть, еще приедет.
Бабушка: А я что ему толкую? Я то же и толкую…
(Бабушка наливает учителю чай. Витя отворачивается в сторону, готовый заплакать, губы его дрожат.)
Бабушка: Как ваш парнишечка? Грызть-то не унялася?
Учитель: Спасибо, Екатерина Петровна. Сыну лучше. Последние ночи спокойней.
Бабушка: И слава Богу. И слава Богу. Они, робятишки, пока вырастут, ой сколько натерпишься с имя! Вон у меня их сколько, субчиков-то было, а ниче, выросли. И ваш вырастет…
(Учитель поднимается из-за стола, благодарит за чай, желает доброго здоровья. Бабушка извиняется за бедное угощение.)
Витя: А скоро фотограф опять приедет?
Учитель: Думаю, скоро, Выздоравливай и приходи в школу, а то отстанешь. (Кланяется и уходит)
(Бабушка убирает со стола)
Бабушка: И не поел-то ничего. И чаю два стакана токо выпил. Вот какой культурный человек! Вот че грамота делат! Учись, Витька, хорошеньче! В учителя, может, выйдешь або в десятники…
(Музыка)
Ведущий 1 После войны Астафьев долго жил на родине жены, в Перми, потом в Вологде. И только через 40 лет, не выдержав и затосковав о своей родине, он вернется в Овсянку, где родился и где была сделана первая и последняя их семейная фотография.
На экране - фотографии деревни
Виктор (взрослый) “Над миром, заплеснутым морем цветения, такое высокое, такое чистое небо!
Над небом, высоким и чистым, по ту сторону реки горбится крышами, сверкает окнами родное село, единственное для меня на всем белом свете, село Овсянка”.
Фотография (Астафьев в Овсянке)
Ведущий 1: В Овсянке Астафьев будет жить и работать до конца жизни, заниматься с детьми в овсянкинской школе литературой, передавать своё понимание добра и зла. Там напишет свой главный роман о войне «Прокляты и убиты». И там же его проводят в последний путь.
(На сцене – деревенская комната. Посредине стоит юноша-скрипач и играет на скрипке. В приоткрытую дверь заглядывает, а затем тихо входит Витя, садится на пороге и, не отрываясь, смотрит на руку скрипача с зажатым в ней смычком.)
Витя: Сыграйте, дяденька, еще.
Скрипач: Что тебе, мальчик, сыграть?
Витя: Что хотите, дяденька.
(Скрипач садится на топчан, поправляет деревянные штыречки скрипки, трогает смычком струны)
Скрипач: Подбрось дров в печку.
(Витя кладет в печку дрова. Скрипач вскидывает скрипку к плечу и играет.)
Звучит Полонез Огинского
Скрипач: Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (Не переставая играть) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, — он еще не сирота. (После паузы) Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…
Эту музыку написал мой земляк Огинский в корчме — так называется у нас заезжий дом. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.
(Мелодия затихает. Витя убирает руку от горла и глубоко вздыхает.)
Скрипач: Уже поздно, Иди домой. Бабушка будет беспокоиться.
(Витя, пошатнувшись, хватается рукой за скобу двери)
Витя: Спасибо вам, дяденька.
Скрипач (засмеявшись) За что?
Витя: Я не знаю, за что…
(Музыка)
Ведущий 2: В огромном мире детства главным человеком для Виктора Астафьева была бабушка – Екатерина Петровна. Добрая, заботливая, бесконечно прощающая своего любимого внука-сироту… и сильная, выносливая, властная. Генерал да и только! А еще была она веселая, говорливая, мудрая знахарка-травница, терпеливая работница, мать большого семейства.
(Комната в бабушкиной избе)
Витя (говорит, обращаясь к зрителям) Всегда слышала меня бабушка. Всегда приходила ко мне в нужную и трудную минуту. Всегда спасала меня, облегчала мои боли и беды.
Глухой ночью возвратился я домой. Бабушка, должно быть, по лицу моему угадала, что в душе моей что-то свершилось, и не стала меня бранить.
Бабушка: Ты где так долго? Ужин на столе, ешь и ложись.
Витя: Баба, я слышал скрипку.
Бабушка: А-а, Вася-поляк чужое, батюшко, играет, непонятное. От его музыки бабы плачут, а мужики напиваются и буйствуют…
Витя: А кто он?
Бабушка: Вася-то? Да кто? (зевает) Человек. Спал бы ты. Мне рано к корове подыматься. Иди ко мне, лезь под одеяло.
(Витя забирается к бабушке на кровать)
Студеный-то какой! И ноги мокрущие! Опять болеть будут. (подтыкает под Витю одеяло, гладит его по голове.) Вася — человек без роду-племени. Отец и мать у него были из далекой державы — Польши. Люди там говорят не по-нашему, молятся не как мы. Царь у них королем называется. Землю польскую захватил русский царь, чего-то они с королем не поделили… Ты спишь?
Витя: Не-е.
Бабушка: Спал бы. Мне ведь вставать с петухами. В земле этой далекой взбунтовались люди против русского царя, и их к нам, в Сибирь, сослали. Родители Васи тоже были сюда пригнаны. Вася родился на подводе, под тулупом конвоира. И зовут его вовсе не Вася, а Стася — Станислав по-ихнему. Это уж наши, деревенские, переиначили. Ты спишь?
Витя: Не-е.
Бабушка: А, чтоб тебе! Ну, умерли Васины родители. Помаялись, помаялись на чужой стороне и померли. Сперва мать, потом отец. Видел большой такой черный крест и могилу с цветками? Ихняя могила. Вася бережет ее, ухаживает пуще, чем за собой. А сам-то состарился уж, когда — не заметили. О Господи, прости, (крестит рот, зевая) и мы не молоды! Так вот и прожил Вася около мангазины, в сторожах. На войну не брали. (Говорит все тише, невнятней.) У него еще у мокренького младенца нога ознобилась на подводе… Так вот и живет… помирать скоро… И мы тоже…(Со вздохом засыпает)
На сцене гаснет свет. На экране – портрет Астафьева.
Выходит взрослый Виктор.
Виктор: Так сложилось, что рос я сиротой, и каждый доставшийся мне «кусочек» редкой радости запоминался. Во мне до сих пор осталась острая потребность отзываться на добро.
… так уж устроен человек: пока он жив – растревоженно работают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот, либо прикипел к душе так, что уж не оторвать, не отделить ни боль его, ни радость от своей боли, от своей радости…
(Музыка)
На сцену для поклона выходят все участники спектакля
Ирина Владимировна Казарцева
Пилипенко Надежда Евгеньевна
Ирина Владимировна Казарцева
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Пилипенко Надежда Евгеньевна