Конспект творческого занятия с детьми 9-12 лет «Роспись филимоновской игрушки - свистульки»

4
0
Материал опубликован 9 April 2020

t1586427996aa.gif

Утверждено:

И. о. директора МБОУДОД

«Дом детского творчества №2»


t1586427996ac.gif




t1586427996ab.jpg



ПЛАН - КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Роспись филимоновской игрушки - свистульки»

Детское объединение: «Город мастеров»

Номер учебной группы: 5 Год обучения учебной группы: 2 Возраст обучающихся: 9 – 12 лет Количество обучающихся: 10 человек Время проведения: 14.30 – 16.00 Продолжительность учебного занятия: 1 час 30 минут Место проведения: МБОУДОД «Дом детского творчества № 2», кабинет № 3

Форма проведения: комбинированное учебное занятие

Методы проведения: наглядный, словесный, практический Составил: педагог дополнительного образования Самохина А. В.



Утверждено:

И. о. директора МБОУДОД

«Дом детского творчества №2





ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Филимоновская игрушка - свистулька»

Детское объединение: «Город мастеров» Номер учебной группы: 5 Год обучения учебной группы: 2 Возраст обучающихся: 9 – 12 лет  Время проведения: 14.30 – 16.00 Продолжительность учебного занятия: 1 час 30 минут Место проведения: МБОУ ДОД «Дом детского творчества №2», кабинет № 3

Форма проведения: комбинированное учебное занятие

Метод проведения: наглядный, словесный и практический Составил: педагог дополнительного образования Самохина А. В. Цель: раскрашивание трафаретов в стиле росписи филимоновских мастеров игрушечников.


Задачи:

обучать технологическим особенностям росписи филимоновской игрушки;

развивать внимание, логическое и пространственное мышление;

воспитывать трудолюбие, самостоятельность при работе над изделием.

Оборудование: кисти, гуашь, баночка с водой, бумага, карандаши, салфетки.

Учебно – методический материал: рабочая тетрадь «Филимоновская игрушка», трафареты игрушек, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки - свистульки. Материально – техническое оснащение: мультимедийное оборудование, СД – проигрыватель, видео презентация «Филимоновская игрушка». План учебного занятия

Этапы занятия



Время

Задачи на отдельных этапах занятия


Содержание этапа

1.

Организационный

3 мин.

Подготовить детей к работе на занятии










Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

2.

Проверочный

12 мин.

Проверить уровень усвоения знаний предыдущего занятия



Проверка усвоения знаний предыдущего занятия

3.

Подготовительный

10 мин.

Обеспечить мотивацию и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности



Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей

4.

Основной

25 мин.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание связей и отношений в объект

изучения, установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала



Усвоение новых знаний и способов действий, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний

5.

Контрольный

10 мин.

Выявить качества и уровня овладения знаниями, их коррекция


Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

6.

Итоговый

10 мин.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы


Оценивание работ обучающихся, поощрение за учебную работу

на занятии

7.

Рефлексивный

10 мин.

Мобилизовать обучающихся на самооценку








Оценивание работоспособности, психологического состояния, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Конспект учебного занятия


Тема: «Роспись филимоновской игрушки – свистульки»


Цель: раскрашивание трафаретов в стиле росписи филимоновских мастеров игрушечников.


Задачи:

обучать технологическим особенностям росписи филимоновской игрушки;

развивать внимание, логическое и пространственное мышление.

воспитывать трудолюбие, самостоятельность при работе над изделием.


Методы: наглядный, словесный, практический.


Форма проведения: комбинированное учебное занятие.


Оборудование:

кисти, гуашь, баночка с водой, бумага, салфетки.

Учебно – методический материал: рабочая тетрадь «Филимоновская игрушка», трафареты игрушек, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки - свистульки. Материально – техническое оснащение: мультимедийное оборудование, СД – проигрыватель, видео презентация «Филимоновская игрушка».


Ход занятия:

1.Организационная часть.

Звучит русская народная музыка, дети входят в учебный кабинет и располагаются на своих местах. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к учебному занятию.


2. Сообщение темы учебного занятия.

Дети, тема нашего учебного занятия - роспись филимоновской игрушки – свистульки.

На прошедшем учебном занятии вы научились лепить из соленого теста филимоновского павлина.

3. Мотивация и целеполагание.

Что должны узнать на учебном занятии - историю возникновения и отличительные особенности филимоновской игрушки - свистульки.

Чему должны научиться на учебном занятии - должны научиться расписывать трафарет игрушки - свистульки.

4. Изучение нового материала.

Педагог:

Изначально, филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Мы же будем расписывать их гуашевыми красками.

Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. (Демонстрация иллюстраций игрушек - свистулек).

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются нос, глаза, рот. Эти фигурки трудно спутать с какими - либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке росписи и формы.

Педагог:

Сейчас, вам предстоит выполнить эскиз узора игрушки.

Обучающиеся пробуют расписывать отдельные элементы филимоновской росписи. Затем составляют эскиз росписи – продумывают узор игрушки.

В процессе самостоятельной работы, педагог оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Последовательность выполнения росписи:

1.Окрашивание основных локальных пятен.

2.Нанесение орнамента по форме фигурки, согласно эскизу.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево. (Повороты головы вправо и влево.)

Приседанья сделал смело. (Приседания.)

Пощипал немного пух. (Согнутые в локтях руки, дети отводят в стороны, имитируют пощипывания.)

И с разбегу в воду – плюх! (Прыжок вперёд.)

Вышли мышки как – то раз

Посмотреть который час. (Ходьба на месте.)

Раз, два, три, четыре –

Мышки дёрнули за гири. (Поднимание и опускание рук.)

Вдруг раздался страшный звон – Убежали мышки вон. (Бег на месте.)

Зёрнышки покушали,

Тишину послушали. (Дети тихо садятся на свои места.)


5. Этап контроля и оценки.

Педагог:

Дети что вы узнали нового на учебном занятии? С какими характерными для филимоновской росписи цветами и орнаментами вы познакомились. Анализ.

А теперь вам необходимо решить проверочный кроссворд «Игрушка». (Педагог раздает обучающимся листы с заданием, объясняя способ решения кроссворда).

6. Итоговый этап.

Педагог:

Молодцы! Вы все активно работали на учебном занятии: разработали эскиз узора для своей игрушки – свистульки, расписали трафарет филимоновской игрушки – свистульки.


7.Рефлексивный этап.

Педагог:

А теперь - оцените свои работы и работы своих товарищей. С каким настроением вы работали. Что понравилось вам, а может что-то и не понравилось (обсуждение).

Наше занятие подошло к концу. Всего вам хорошего. До свидания.



Список литературы


Алфёров, Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». / Л.Г. Алфёров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352с.

Дорожин, Ю.Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства [Текст] / Ю.Г. Дорожин. - Издательство «Мозаика-Синтез», ООО ИД «Карапуз».

Лыкова И.А. Филимоновская игрушка [Текст]: наглядное пособие для педагогов и родителей / И.А. Лыкова. - ИД «Карапуз». ООО ИД «Карапуз».

Подмосковные художественные промыслы. Альбом. Издательство «Московский рабочий», 1982.

Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]: учеб. для проф. учеб. заведений /П.И. Уткин, Н.С. Королёва. – М.: Высш. Шк.,1992. – 159 с.



Электронный ресурс:

DVD – диск, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.

Н. В. Гаевская, А. Л. Иорданский. Статья «Филимоновская игрушка».


















t1586427996ad.gift1586427996ae.gif

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА – СВИСТУЛЬКА

t1586427996af.jpgt1586427996af.jpg

ФИЛИМОНОВСКИЕ ЦВЕТА И ЭЛЕМЕНТЫ

t1586427996ag.jpg

ХАРАКТЕРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ:

Пt1586427996ah.jpg ОЛОСКИ И ЁЛОЧКИ

Уt1586427996ai.jpg ЗОРЫ НА «ХВОСТАХ» И «ЮБКАХ»

ФИЛИМОНОВСКИЕ ЦВЕТЫ

t1586427996ab.jpg

Вt1586427996aj.pngt1586427996ak.png АРИАНТЫ ДЛЯ РОСПИСИ

П

8. Жидкая глина

12.Основание юбки игрушки

РОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ «ИГРУШКА»

1

7



8












9


10






4









2









3













11


12












5t1586427996al.gif




































6






3.Нанесение орнамента кистью с красками

1.Народная керамическая глиняная…

(что?)

9.Что это?

2. Основной

цвет

дымковской

игрушки

7.Материал для изготовления игрушки

5. Спец одежда для лепки

4. Оборка дымковской

«Барыни»

11.Центр развития игрушки

10. Музыкальная керамическая игрушка

13. Центр развития игрушки

6.Кто это?

t1586427996am.gift1586427996ah.jpgt1586427996af.jpgt1586427996an.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.