Занятие для детей старшей группы «Филимоновская игрушка»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное образование Серовский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому направлению развития детей №11 «Золотой ключик»
Конструкт
совместной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития
«Филимоновская игрушка»
для детей старшей группы
Воспитатель Тренихина М.Е.
г. Серов, 2017г.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с филимоновской игрушкой.
Задачи по образовательным областям.
Образовательная область |
Задачи |
Познавательное развитие |
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать. Продолжить знакомство детей с историей возникновения филимоновской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о филимоновской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров. |
Социально – коммуникативное развитие |
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками , формировать умение договариваться, помогать друг другу; способствовать проявлению положительных эмоций; |
Художественно – эстетическое развитие |
Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы филимоновской росписи: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма. |
Речевое развитие |
Развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи филимоновских игрушек, в поиске идентичных элементов.
|
Физическое развитие |
Сохранение здоровья детей; создание условий для положительных эмоций, психоэмоционального настроя с применением здоровьесберегающих технологий |
Предварительная работа:
- Рассматривание филимоновских игрушек и беседы о них.
- Рисование элементов филимоновского узора
- Чтение стихов и загадок
- Дидактическая игра «Создай узор»
Формы организации совместной деятельности и оборудование.
Вид деятельности |
Формы организации |
Оборудование |
Игровая |
Пальчиковая игра Игра с музыкальным сопровождением |
Магнитофон, запись русской народной музыки |
Познавательно – исследовательская |
Решение проблемных ситуаций, презентация о Филимоновских игрушках |
ИКТ, шкатулка, письмо |
Коммуникативная |
Беседа Взаимодействие с воспитателем, умение слушать и понимать его. Общение со сверстниками в процессе выполнения практических заданий, в играх |
|
Музыкальная |
|
|
Двигательная |
Игровые движения |
Веревочка |
Восприятие художественной литературы |
Прослушивание аудиозаписи Чайковского, «Времена года»: Декабрь. «Святки», Январь. «У камелька»,Февраль "Масленица"/data/files/h1512587757.pptx (филимоновская игрушка). Загадки
|
Магнитофон, аудиозаписи Чайковского. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
Дежурство: раскладывание материалов для занятия, мытье кисточек, стаканчиков, протирание столов. Самообслуживание: поддержание порядка на своем рабочем месте |
Материалы и пособия: стаканчики, кисточки, салфетки, краски. |
Изобразительная |
Изготовление продуктов детского творчества |
Шаблоны – силуэты филимоновских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь. |
Методы и приемы.
Методы |
Приемы |
Практический |
Использование шаблонов. Демонстрация навыков и умений. Слушание Повторение элементов росписи
|
Наглядный |
Рассматривание, показ образца Разъяснение, сопровождаемое показом Просмотр слайдов Работа со схемами (картами) филимоновских элементов Использование ТСО
|
Словесный |
Разговор, беседа, художественное слово прослушивание записей устные инструкции по выполнению работы ответы на вопросы |
Игровой |
Игровая мотивация Обыгрывание ситуаций
|
Этап деятельности |
Содержание совместной деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1 этап Организационный
-ситуативный разговор
|
Здравствуйте, ребята! В нашу группу я пришла не с пустыми руками, а с волшебным сундучком.
А вот о каких игрушках мы сегодня будем говорить, вы узнаете, прослушав стихотворение. Чтение стихотворения. (см. в приложении) Давайте, посмотрим, что у меня в сундучке! Стихотворения об филимоновских игрушках. |
Приветствует детей создает положительный эмоциональный настрой
|
Приветствуют друг друга и гостей
Размышляют, предлагают свои варианты ответа на вопрос
ответы детей
|
Дети настроены на общение
Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
-презентация |
Деревня Филимоново находится рядом с городом Одоев Тульской области. Кто и когда сделал здесь первые игрушки не известно. Известно только, что делают их испокон веку именно здесь. У филимоновской игрушки есть свои особенности: это форма и цвет. У всех фигурок длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькой головкой, у барынь высокие колоколообразные юбки, с незаметным расширением книзу. Все игрушки лепятся в одно движение, т.е. глину просто вытягивают. Какими узорами украшены филимоновские игрушки? (Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники). |
Слайды под рассказ
Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.
|
Слушают, узнают об истории создания филимоновской игрушки, рассуждают. |
1.Обогащает знаниевый опыт. 2.Проявляет интерес к народной игрушке. |
2 этап Работа над темой
-проблемная ситуация |
Все ли игрушки у нас филимоновские в Шкатулке Мастеров? Выберите себе любую филимоновскую игрушку - А вы хотите сейчас стать филимоновскими художниками?
|
Вовлекает в совместную деятельность. Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность
|
Вовлекаются в совместную деятельность. Решают проблемную ситуацию, выбирают игрушку, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы. |
1.Вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка; 2. Побуждать к совместной деятельности. Умение делать вывод и его аргументировать |
- пальчиковая игра |
Вот мы кисточки возьмём, Ими рисовать начнём! С неба солнышко сияет, Нам дорогу освещает. Весело гулять пойдем, И друзей себе найдём! |
(показ пальчиковой игры) |
Играют в пальчиковую игру, выполняют правильно все движения по тексту. |
Подготовить руки к дальнейшей изобразительной деятельности. |
Деятельность детей |
Повернитесь, покружитесь, Низко – низко поклонитесь! Ждёт нас новая игра. Составлять узор пора!
Проверьте, все ли готово к работе? Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. - Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь. |
Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. По ходу расписывания игрушек направлять детей. |
Ребёнок выбирает способ взаимодействия, по желанию использует шаблоны –силуэты филимоновской игрушки. Дети украшают фигурки игрушек, звучит народная музыка. |
1. Проявляет творческую активность; 2. Умение подбирать необходимые материалы для работы; 3. Умение делать логический вывод; 4. Умение следовать правилам |
3 этап Итог творческой деятельности |
Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось. Дети рассказывают о своей игрушке и высказывают свое мнение о работах товарищей, отмечая оригинальность узора, разнообразие его элементов, цветовых сочетаний, аккуратность работы. - Понравилось вам? А сейчас детвора возвращаться нам пора, скажем всем спасибо и до свиданья! Ну, игрушка, просто диво, |
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии. |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе.
|
1. Умение оценивать результат своей деятельности; 2. Умение выражать чувства; 3. Умение делать выводы; 4. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
Сидорова Татьяна