Урок ОПК «Пасха»
УРОК ОПК «ПАСХА»
ЭТАП УРОКА |
СОДЕРЖАНИЕ |
1. Орг. Момент. 1.Мотивация к учебной деятельности |
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Все в порядке на столе? (Да!) Есть порядок в голове? (Да!) Мы за парты сели ровно. И к работе все готово. - Я желаю вам узнать на уроке много нового, интересного и доброго. |
2. Введение в новую тему «Пасха» |
- Какой для вас самый радостный день в неделе? Есть такие, кто понедельники любит больше, чем воскресенье? - Понятно, что люди любят воскресенье за то, что это день отдыха и праздника. Но почему именно в этот день было решено отвлекаться от обычных забот? (варианты ответов) -Ответ дается в самом названии этого дня (слайд 1) Вос-кресенье. Приставка «вос» означает повтор, восстановление (вос-ход, вос-поминание). А древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение – день возобновления жизни. Значит, кто-то накануне ушел из жизни, но в этот день вырвался от смерти и вернулся в мир живых. В памяти православного народа нашей Земли таким «победителем смерти» стал человек. Кто может назвать его имя? - Я предлагаю вам послушать стихотворение и постараться определить тему сегодняшнего урока. (аудиозапись) (слайд 2) |
- Кто может назвать тему урока? (Пасха) - Как догадались? (по словам «Христос воскрес!», по изображению на слайде) - А сейчас я попрошу взрослых помочь нам: как еще на Руси называют Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение) - Что вы знаете о Пасхе? |
|
3. Новая тема «Пасха» |
- Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан. Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Как и у любого праздника, у Пасхи тоже появились свои традиции. - Может вы о них расскажете? Что делают люди на пасху? (ответы детей) - У нас в России в Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещают куличи, пасхи и яйца. В ночь с субботы на воскресенье проходит особенная праздничная служба. Придя домой, вся семья собиралась за большим праздничным столом. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи. И всё-таки некоторые блюда и предметы должны были находиться на столе обязательно. А вот какие – нам расскажут ваши одноклассники (ребёнок) Кулич–«праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу. (ребёнок) Пасха - спрессованный сладкий творог с изюмом в виде пирамидки. Она символизирует Гроб Господень и напоминание о жертве Христа. (ребёнок) Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (ребёнок) Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Учитель:Кстати, в этот день была особая примета: нельзя ничего выливать и выкидывать из окна, т.к. считалось, что под окном Бог ходит. - В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, игровыми хороводами. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений были игры с пасхальными яйцами. В них мы сейчас с вами и поиграем. Игра "Покрути яйцо” По команде дети одновременно раскручивают пасхальные яйца. Выигрывает тот, у кого оно прокрутится дольше всех. Игра «Прокати яйцо носом» А еще была игра, где пасхальные яйца катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. А мы сейчас поиграем в игру "Прокати яйцо носом” Игра «Передай другому» Яйцо передаётся в ложке по кругу. Выигрывает та команда, у которой яйцо ни разу не упадёт. - А какие игры знаете вы? - Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей) Рассказ ученика. - Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, одна из учениц Христа Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора. - А как сегодня красят яйца? (ответы детей). - С давних времен к нам пришло несколько видов украшения пасхальных яиц. Это – писанки, крашенки, крапанки, драпанки. (слайд 10,11) - Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек. (слайд 12) - А вы сами красили когда-нибудь пасхальные яйца? - У вас на столах карточки. Так как праздник Пасхи уже совсем близко, я предлагаю вам раскрасить яички и подарить дорогому для вас человеку. Вы можете раскрасить готовые эскизы, а можете создать свой рисунок. |
4. Рефлексия |
Представьте, поседевшая гусеница говорит малышам: «Однажды я замру, перестану жевать листики и двигаться. Вы не будете слышать меня, а я вас. Я буду лежать совсем неподвижно… Но это всего лишь потому, что у меня невидимо для вас будут расти крылья, на которых однажды я полечу навстречу солнышку!». Поверят ли гусеницы в то, что однажды они станут летящими бабочками? - Вот так же вера христиан в то, что жизнь человека бесконечна, разделяется не всеми людьми. Люди по-разному представляют себе, какой может быть эта предстоящая нам бесконечность и будет ли она вообще. Кто-то сомневается в том, жил ли вообще Христос на свете. Кто-то считает, что такой человек жил и учил многим добрым истинам, но не творил чудес. Кто-то верит, что Христос и жил и учил добру и чудеса творил, но не могут принять его последнего чуда – воскресения. |
5. Итог урока |
- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. |
Кулич–«праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу.
Пасха - спрессованный сладкий творог с изюмом в виде пирамидки. Она символизирует Гроб Господень и напоминание о жертве Христа.
Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.
Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, одна из учениц Христа Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.