12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дроздова Елена Анатольевна5841
Россия, Тульская обл., г. Суворов

Тема урока: «Пасха».

Класс: 4

Модуль: «Основы православной культуры»

Цель: развивать у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о празднике «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

Задачи урока: знакомство с историей возникновения праздника; формирование духовно-нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями; воспитание любви и уважения к культурному наследию России.

Познавательные УУД: сформировать умение выделять нужную информацию из различных источников.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу; понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности.

Личностные УУД: помочь осознать учащимся смысл обычаев и традиций, связанных с праздником Пасха; познакомить с празднованием Пасхи на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины и понятия: Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо
, жёны-мироносицы.

Оборудование и инструментарий: учебник, тетрадь обучающихся по предмету, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Пасха. Воскресение Христа», аудиозаписи Гимна Пасхи «Христос воскресе», колокольный звон.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начать наш урок мне хотелось бы словами грузинского и российского педагога и психолога Шалвы Амонашвили: «Кто улыбкою жизнь встречает, кто с улыбкой детей пеленает. Кто с улыбкой проблемы решает, чья улыбка, как луч мудреца. Тот, как солнце, всё согревает, тот улыбкою зло побеждает. Тот великую тайну знает! Суть улыбки - радость Творца». (слайд 1)

Давайте и мы подарим друг другу улыбки и сохраним хорошее настроение в течение всего урока. Ведь как известно, улыбка благоприятно влияет на здоровье, делает нас привлекательными и успешными. 

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Когда человек улыбается?» (Когда он счастлив, у него прекрасное настроение, он хочет понравиться окружающим и др.)

- Отгадайте загадку, ведь речь в ней пойдёт о дне, способном несомненно вызвать улыбку на ваших лицах: (слайд 2)

День рожденья, юбилей,

Новый год и новоселье,

Торжество, когда вокруг

Царит радость и веселье.

                 (Шаврак Ю.В.)

- Это праздник. (слайд 3)

- Какие ассоциации возникают у вас при упоминании данного слова? (радость, торт, торжество, наряды, песни, хлопушка, подарок, сюрприз, поздравления и др.)

- Какие виды праздников вам известны? (Государственные, в том числе профессиональные и связанные с памятными датами в истории России; семейные и церковные) Приведите примеры праздников каждой группы. (Ответы детей) (слайд 4)

- В поле нашего исследования будет церковный праздник, его название – первые буквы следующих понятий, изученных нами на предыдущих уроках.  

1. Это слово, однокоренное со словами «милость», «миловать», «милостыня».

Помилуй (слайд 5)

2. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют …

«Аллилуйя!» (слайд 6)

3. Как называются люди, которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь.

Святые (слайд 7)

4. Человек, который принял учение Иисуса Христа.

Христианин (слайд 8)

5. Ученик Христа, распространитель его учения, буквально, посланник.

Апостол (слайд 9)

- Какое слово у вас получилось?

Пасха (слайд 10)

- Что о празднике Пасха вам уже известно? Что хотелось бы узнать?

- Определите тему и цель нашего урока: узнать, что такое Пасха, что воскресенье не только день недели, как празднуют Пасху.

3. Изучение нового материала.

Пасха, Светлое Христово Воскресение – главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, учреждённый апостолами, его ещё называют «праздник праздников» и «торжеством из торжеств». Дата православной Пасхи устанавливается по движению луны. Согласно древнему правилу, она празднуется в первое воскресенье по первом весеннем полнолунии (после 21 марта – дня весеннего равноденствия) и обязательно после иудейской Пасхи. Таким образом, Пасха отмечается в разные даты в один из 35 дней – с 4 апреля по 8 мая по новому стилю (по григорианскому календарю).

- Обратимся к Евангелию, вспомним, что история Иисуса Христа не заканчивается его казнью, ибо он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять свою жизнь, поэтому после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Первыми о Воскресении Христа узнали жёны-мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу Господню и увидели, что огромный камень отвален от входа в пещеру. Войдя внутрь, они увидели ангела, сидящего у гроба.

Этот момент запечатлел на своей картине «Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа» художник эпохи Возрождения Аннибале Каррачи. (слайд 11)

Ангел возвестил Марии Магдалине и жёнам-мироносицам о совершившемся Воскресении Христа: «Христос Воскрес! Идите, поспешите в Иерусалим сказать ученикам Его об этом».

День наступил, зажглась денница,

Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица…

Пришли взглянуть – гроб опустел!..


И мироносицы бежали

Поведать чудо из чудес:

Что нет Его, чтобы искали!

Сказал: «Воскресну!» – и Воскрес!

  (К. Случевский)


В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресению запел.


И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!

  (Е. Горчакова)

- Просмотр видео «Воскресение Христово».

https://www.youtube.com/watch?v=6xFWbCZYKts

Воскресение для христиан означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.

В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе (слайд 12), например, 4 времени года последовательно сменяют друг друга. Деревья возрождаются во всей своей красоте весной, которой были лишены зимой; поля снова одеваются зеленью, семена, истлевшие в недрах земли, прорастают, и прорастают, не иначе как истлев. «Весна есть образ и знамение Воскресения мертвых. Что происходит во время весны, то будет и в Воскресение мертвых, как видим в Святом Писании и веруем. Во время весны вся земля обновляется, так во время Воскресения все обновится, по неложному обещанию Божию: "Се, творю всё новое", глаголет Господь (Апок. 21, 5). "Я творю новое небо и новую землю" (Ис. 65, 17), "Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3, 13). Во время весны всё творение, как видим, оживает; так в Воскресение мертвых все человеческое естество, оживет. Во время весны всякая трава и злаки исходят из недр земли и являются в своем виде; так в последний день умершие люди выйдут из гробов, и явится каждый в своем образе» (Святитель Тихон Задонский).

Попробуйте и вы привести примеры воскрешения в природе, (ответы детей).

- Как вы думаете, почему нерабочий день недели называется «воскресенье»? Данное слово связано с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает «огонь, жить, ободрять, сверкать, сиять, искриться» (слайд 13). Воскресение – день возобновления жизни (восстание из мёртвых, оживотворение).

- А знаете ли вы, как православные поздравляют друг друга на Пасху? («Христос воскресе! Воистину воскресе!») Как вы думаете, почему христиане используют именно эти слова? (Они верят, что после мученической казни на кресте, Иисус Христос воскрес, т.е. снова ожил)

Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. (слайд 14) Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

Главный пасхальный гимн звучит так: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».

- Что это обозначает в переводе на современный русский язык? Отыщите ответ на данный вопрос на странице 30 вашего учебника.

(«Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»)

Прослушивание аудиозаписей с пасхальными песнопениями. 

https://www.youtube.com/watch?v=P9Hres93mBs

Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам, причём и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни: они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.

Колокола

Гулко звуки колокольные

Улетают в твердь небес

За луга, за степи вольные,

За дремучий темный лес.

Миллиардом звуков радостных

Льет певучая волна…

Вся мгновений дивных, сладостных

Ночь пасхальная полна,

В них, в тех звуках - миг прощенья,

Злобе суетной - конец.

Беспредельного смиренья

И любви златой венец,

В них - молитвы бесконечныя,

Гимнов дивные слова.

В них печаль и слезы вечныя

Смыты кровью Божества.

В них земли восторг таинственный

И святой восторг небес,

В них Бессмертный и Единственный

Бог воистину воскрес!

(Лидия Чарская)

(слайд 15)

Прослушивание пасхального звона колоколов.

https://www.youtube.com/watch?v=zjKX-foubBg

После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во время поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.

Зато на Пасху - пир горой! (слайды 16 – 18) На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи и творожное блюдо, которое названо в честь праздника -  пасха.

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.

4. Физкультминутка

Cуществовало поверье, что на Пасху солнышко играет, и многие старались подкараулить этот момент. Дети обращались к светилу с песенками и закличками. Давайте и мы покличем солнышко.

Сияет солнышко весеннее,

Согревая всё вокруг.

И пасхальное настроение

Приносит радость, юный друг!

Солнышко

Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)

И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).

Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу),

Очень, очень горячи (трём ладошку о ладошку).

Лучики горячие

Скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать).

Попытаемся поймать

Мы их на полянке (хлопки в ладоши).

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся.

А под солнышком нам

Весело живется.  (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

5. Углубление знаний по изученной теме.

- Почему, по-вашему мнению на Пасху принято дарить яйцо? Откуда появилась эта традиция?

Поздравляя друг друга: «Христос воскресе!» - верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот связан с именем Марии Магдалины. По преданию, после воскресения Иисуса Христа Мария Магдалена отправилась в Рим. Представ перед императором Тиберием, она воскликнула: «Христос воскресе!» - и поднесла ему в дар белое яйцо. (слайд 19)

Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым. (слайд 20)

Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоники, сохранился рукописный гречес кий устав X века. В нём помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

«Это интересно!»

- Какие блюда являются главными на пасхальном столе в разных странах? (слайды 21 - 28) 

В Греции пекут специальный хлеб «цуреки», а вечером Великой субботы  готовят магирицу – сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью. В Польше едят «мазурки» - песочное печенье с ореховыми и фруктовыми начинками. В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак», а немцы готовят пасхальные пироги в форме ягнёнка. В Страстную пятницу британцы едят булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, солёный пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и коломба – высокий суховатый пирог в форме голубя. Кроме того, в некоторых регионах пекут пирог "Паскуалино", слоеный пирог, по количеству слоев которого в старину судили о благосостоянии семьи. В идеале в этом пироге должно быть 33 слоя, согласно возрасту Христа.

          В некоторых странах Европы и Северной Америки распространён обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети, проснувшись, отправляются на поиски «норы» пасхального кролика с множеством ярких и пёстрых яиц.  Во Франции от детей прячут шоколадные яйца.

- Как и любой большой праздник Пасха сопровождалась играми и развлечениями. Я предлагаю поработать вам в группах (по рядам), отыскать понравившуюся вам игру или развлечение на предложенном каждой группе Интернет-сайте и научить в неё играть одноклассников.

1 группа:

https://www.intelkot.ru/articles/pashalnye-igry-i-zabavy/

2 группа:

http://www.semya-rastet.ru/razd/4071/

3 группа:

http://rodnaya-tropinka.ru/pashal-ny-e-traditsii-pashal-ny-e-igry-dlya-detej/

6. Итог урока. (слайд 29)

- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

- Как звучит главный пасхальный гимн? В чём его смысл?

- В чем состоит христианский пост?

7. Рефлексия. (слайд 30)

У каждого из вас на столе лежит пасхальное яйцо, опустите его в корзину в соответствии со своей работой на уроке.

1 корзина – было увлекательно и познавательно, я нравственно и духовно обогатился.

2 корзина – было интересно, но некоторые моменты урока требуют дополнительного обдумывания и разъяснения. 

3 корзина – не извлёк из урока ничего полезного, урок не произвёл на меня должного впечатления.

8. ДЗ по выбору:

1) Мини-исследование по теме: «Жёны-мироносицы в искусстве».

2) Сообщение о различных видах росписи пасхальных яиц (крашенки, писанки, крапанки, дряпанки) с демонстрацией образцов.

3) Устный рассказ по репродукции картины Б. Кустодиева «Христосование» (с. 30 учебника).


Презентация к уроку
PPTX / 7.65 Мб


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Кияйкина Наталья Федоровна, 10.11.19 в 23:25 1Ответить Пожаловаться
Елена Анатольевна! Благодарю за интересную разработку! Очень важная и необходимая информация! Надеюсь, что и с другими религиозными праздниками дети знакомятся на уроках...
Дроздова Елена Анатольевна, 11.11.19 в 16:52 1Ответить Пожаловаться
Наталья Фёдоровна, спасибо за отзыв. Безусловно на уроках ОПК обучающиеся знакомятся и с другими церковными праздниками, просто Пасхе по программе отведён целый урок, он тесно взаимосвязан с предыдущим материалом.
Кияйкина Наталья Федоровна, 11.11.19 в 17:15 0Ответить Пожаловаться
Как это хорошо! Дети должны быть информированы!
Кияйкина Наталья Федоровна, 10.11.19 в 23:27 1Ответить Пожаловаться
Презентация отличная! Познавательно! Спасибо!!!
Елена Владимировна, 11.11.19 в 03:20 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересно и познавательно!
Дроздова Елена Анатольевна, 11.11.19 в 16:53 2Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, и Вам большое спасибо за внимание и оценку моего урока!
Кияйкина Наталья Федоровна, 11.11.19 в 17:14 1Ответить Пожаловаться
Полностью согласна! Насыщенный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.