12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макаров Игорь Геннадьевич44

Зеленая школа

(Игра – конкурс для среднего школьного возраста на знание биологических особенностей деревьев и кустарников средней полосы).

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Ф.Тютчев.


Цель игры: формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной экосистемы, развитие которой оказывается во все большой зависимости от человека. Пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с живой природой. Осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.

Оформление: на сцене декорации: деревья, столы для команд, плакат со словами Ф.Тютчева, название игры «Зеленая школа».


Ход игры:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь

Сегодня, мы, проводим игру – конкурс «Зеленая школа», в которой

принимают участие три команды - это ……….(названия команд). Командам, заранее, было дано задание подготовить эмблемы в соответствии с выбранным названием. Также было необходимо подобрать стихотворения для поэтического конкурса и изготовить газету – призыв в защиту выбранного ими дерева или кустарника, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе.

Послушайте правила игры. Сколько лет учатся в школе? Правильно!

Вот и в нашей «Зеленой школе» необходимо отучиться 11 классов –

конкурсов. Ну, а так как, вы, все эрудиты, то предлагаю просто сдать

за каждый класс экзамены. Согласны?

На каждый экзамен, за класс, будите получать задания. За выполнение заданий получите оценки.

На доске будут отмечаться результаты за каждый класс каждой команды.

По окончании школы будут выдаваться аттестаты и медали.

У команд на столах конверты с номерами. Вскройте конверт №1.

1 класс. Разминка

Каждой команде по 4 вопроса.


1.Какое дерево одевается листвой позже всех?

2.Как объяснить «плачь» у деревьев?

3.Какое дерево цветет летом?

4.Самое популярное дерево в Росси?


1.Какие наши деревья «плачут» весной?

2.Какое дерево в молодом возрасте часто называют не своим именем, а

путают с одной из его родственниц?

3.Какое дерево может по скорости роста состязаться с бамбуком?

4.Какие деревья зацветают весной первыми и почему?


1.Какие дикорастущие деревья и кустарники являются хорошими

медоносами?

2.Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью?

3.Что можно узнать по свежеспиленному пню?

4.Как узнать стороны света по стволу дерева?

2 класс. Знание легенд

Каждой команде по вопросу – легенде.


1.Древнегреческая легенда повествует: бог лесов и лугов Пан

повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл обо всем. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежным лиловыми цветками. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.


2.Жили – были муж с женой, и было у них двое детей. Старшая дочь, нелюбимая, и имя носила неласковое Восьмуха. Была она злой,

завистливой. Зато меньшего сына, доброго и приветливого, родители ласково назвали Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как – то его в гнилое болото и потопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета.

3.В Древней Греции это дерево было посвящено богу Солнца,

науки, и искусств– Аполлону. Ветвь этого дерева означала могущество. Венцом из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд, суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло два дерева, а на них сидели два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли, Перуновым деревом.


3 класс. Поэтический.

Домашнее задание.

Прочитать, кто больше, стихотворений о деревьях и кустарниках.


Сценка «Девочка – ромашка»


(Сидит с букетом лекарственных трав в руках).

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.


Травяная ведьма: Я могу тебе дружок,

Дать в букет ещё цветок.

( Протягивает пучок дурмана)


Ромашка: Разгадала твой обман,

Посмотрите, вот дурман –

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай его назад!

( Травяная ведьма убегает)


Ромашка: Ох, уже эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость.

То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

( крадучись возвращается травяная ведьма)


Травяная ведьма: Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвём

Дома их поставим в воду.


Ромашка: Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел её.

( Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит кулаком Ромашке и убегает)


Ромашка: Мы растенья эти знаем,

Бережём и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесём мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарства.


В зелёной поликлинике лесной

Сестрою милосердия в халате

Наклонится берёзка надо мной…

Я буду пить дыханье майских ёлок,

Весенний лес всем сердцем обойму,

И старый дуб, как старый кардиолог,

Продлит мне жизнь…


4 класс. Природная аптека


В конверте с цифрой «4» лежит карточка, на которой, в левом столбике перечислены недомогания, а в правом растения.

Задание заключается в том, чтобы сделать правильный выбор лекарственных растений и предложить всем способ лечения. Время ограничено.

Задание:

Расстройство желудка Берёза

Ревматизм Черёмуха

Цинга Боярышник

Дизентерия Дуб

Сердечные расстройства Рябина

Простуда Калина

Кровотечения внутренние Липа

Малокровие Калина

5 класс. Знакомые незнакомцы

По два задания на команду.


1. Оно может жить до 2000 лет.

2. В воде ствол не гниёт, а только становится крепче.

3. Из него делают бочки и паркет.

4. Пушкин писал, что там сидит русалка.

1. Оно всегда зелёное или голубое.

2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.

3. Зимой птицы на нём строят гнёзда и высиживают птенцов.

4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.


1. Оно выделяет фитонциды, убивающее болезнетворные бактерии.

2. Из него самые лучшие дрова.

3. Из его коры делают много полезных вещей.

4. Это самое любимое русское дерево.

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.

2. Оно « отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.

3. Оно быстрее всех заселяет гари.

4. Бобры его любят и заготавливают на зиму.


1.Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.

2.Про нее сложено много песен.

3.Кора целебней ягоды.

4.У нее есть родственница с блестящими черными плодами–городовина.

1.С его цветков лучший мед.

2.Из него делают ложки и лапти.

3.Цветет летом и очень душистое.

4.Отвар цветков незаменим при простуде.


Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Успеют уж предречь и ветр, и ясный день.

(А.С.Пушкин)


Благодаря длительным наблюдениям человека за взаимоотношениями растений, животных и условиями их жизни, сложилась народная экология. Появились пословицы, поговорки. Наблюдения же за живыми сигналами природы – феноиндикаторами – занятие увлекательное и очень полезное. «В приметах, - говорил большой любитель природы писатель К.Паустовский, - заключено много знания и поэзии». Есть приметы простые и сложные. Даже посевы сельскохозяйственных культур рекомендуют производить в сроки зацветания определенных дикорастущих растений. Только тогда посевы не страдают от заморозков, хорошо развиваются и дают обильный урожай. Морковь сажают, когда зацветает черемуха, огурцы – во время цветения рябины.


6 класс. Народный календарь


В конверте с цифрой «6» находятся изречения, разбитые на две смысловые части, каждая из которых написана на отдельном месте.

Играющие должны за определенное время по принципу комплементарности составить полное высказывание.

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Рябина поздно зацвела – к долгой осени.

Соловей запел – значит, на березе лист распустился.

Черемуха цветет – ожидай холодов.

Май холодный – год плодородный.

Затянулись дожди – груздей не жди.

Коль в мае дождь – будет и рожь.

Цветет осина, грибнику намек – бери корзину и отправляйся за

сморчками.

Чем раньше береза лист пустит – тем теплее будет весна.

Появился на березе третий лист – вылетают майские жуки.

Много желудей на дубу – к лютой зиме.

Если листопад пройдет скоро – к суровой и продолжительной зиме.


Песня «Березы»


7 класс. Деревья


Впишите по вертикали названия деревьев.

В

Г

О

О

П

С

Я

И

Л










Т

У

Ь

И

Х

С

Е

Ж

М










А

А

А

А

А

А

Ь

Р

Н


Попурри


Ой, полным – полна моя земелюшка,

Есть и лес, и соболя

Если все мне заграбастать

Будет полная сума.

Парень бережно торгуется,

Не боится передать

И китаец улыбается

Лес хороший мне видать


Лес отборный поспилили мы

Хлам оставили мы там

Засоряется, Русь родная

Слава русским мужикам!


У природы нет плохой погоды

Всякая погода – благодать

Просит лишь: не делайте помоек

Не могу я это принимать (2 раза)

Главней всего погода в доме,

А дом родной – моя Земля

И наша цель – сберечь природу,

Сберечь на долгие века.(2 раза)


8 класс. Шифровка


В конверте под номером «8» находятся зашифрованные названия.

Составьте слова из слогов.

ПИ, ОБ, ХА, ЛЕ

РЕ, ХА, ЧЕ, МУ

НИ, УС, КА, БР


9 класс. Пантомима


Командам необходимо изобразить пантомиму « В лесу».


10 класс. Стоп – кадр


Показывается гербарий, а команды по очереди называют растения.


11 класс. Защита выпускной работы


Каждая из команд представляет газету-призыв в защиту выбранного дерева или кустарника.


Заключительное слово жюри для подведения итогов и награждения.

Песня "Зверобика"

Стихотворение


Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.


Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.


То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным у срубленного пня,

Зальется иволга короткой четкой трелью,

И ветер прошумит в сухой истоме дня.


Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!


Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берет он для себя от "щедрости" твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей.


Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладко дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.


Задания зрителям


Загадки – шутки

На какое дерево садится ворона после проливного дождя?

Каких деревьев в лесу больше?

Что общего в деревьях и книжках?

На каком дереве не растут ветки?


Пословицы и поговорки

1.Больше леса – больше снега – больше хлеба.

2.Что в лесу родится – во дворе сгодится.

3.Зеленая ограда – и вам отрада.

4.Дерево водой живет, дерево и воду бережет.

5.Выращивай сад – будешь богат.

6.Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.

7.Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего - проклянут

и дети.

Загадки

1.Русская красавица

Стоит кудрявится,

Белые сапожки,

В ушах – сережки.


2.У нее кусты

Высоки, кусты,

Ствол и ветки – трубкой

Очень хрупкой.

Ягоды красны,

Да не вкусны.


3.Никто не пугает,

А она вся дрожит.


4.Низок, да колюч, сладок, не пахуч.

Ягоду сорвёшь - всю руку обдерешь.


5.Она черная? Нет, красная.

А почему белая? Потому что зеленая.


6.У экваториальных широт

Чудо-дерево растет

Дарит нам напиток славный,

Вкус напитка шоколадный.

7.Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.


Назоите города"с растениям".

Перечислить города, в названии которых есть названия деревьев или

кустарников.

Пет – роза – водск, Ель – ня, Дуб – на, Терн – опль, Мели – тополь, Ива – ново.































10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.