12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Ирина Витальевна32
Россия, Татарстан респ., Альметьевск



Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Профориентационный урок для учащихся 1-11 классов»









Деловая игра

"Выбор профессии"

(для среднего школьного возраста)

















Автор:

методист МБОУДО «Детский технопарк

«Кванториум- Дом пионеров»

г. Альметьевска Республики Татарстан

Макарова Ирина Витальевна







г. Альметьевск 2020г





"Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут"

Абу Шукур



Цель: Развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста в игровой деятельности

Задачи:

Ознакомить учащихся с разными видами профессий.

Помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии;

Развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.


Оборудование:

компьютерная презентация;
— брошюры о профессиях;
— высказывания о профессиях;
— картинки с изображением профессий;


I. Вступительное слово

Педагог:– Здравствуйте, ребята! Вы сейчас – учащиеся школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие –  это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Когда вы закончите школу, придет  пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными.

Итак, перед вами пока не стоит сверхзадача выбора профессии, вы только начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам. Сегодня мы с вами приоткроем дверь в мир профессий. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь. Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий,  мы с вами проведём деловую игру в ваше будущее, и попробуем себя в разных видах деятельности.

Сначала разделимся на две команды: 1 команда –  «Искатели», 2 команда – «Романтики».

Разминка-юморинка

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач в - медицинский работник (врач).

Сопло п - дипломатический представитель (посол).

Терка а - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля м - «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр ф - волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор д - руководитель предприятия (директор).

Старина с - младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток с -животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка а - юридическая профессия (адвокат).

Травинка а -продавец старины (антиквар).

Альков к - мастер ручной ковки (коваль).

Кулон = к (весёлая цирковая профессия)
Водосток = с – – – – – – – (животноводческая профессия)
Кредитор = д – – – – – – – (руководитель предприятия, начальник)


Кроссворд «Профессии»

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

По вертикали. 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

t1593163071aa.jpg

«Угадай профессию»

Педагог. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Ответ: Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб- мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Ответ:  Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Ответ: Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер - ...

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Ответ: Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент - ...

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Ответ: PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер - ...

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Ответ: Имиджмейкер - специалист по созданию имиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

«Подумай – посчитай»

Педагог. В наше время растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды.

1.   В каждой группе назовите лишнее слово:

- Сельдь, кит, акула, камбала, треска. (Кит - это млекопитающее.)

- Хельсинки, Вашингтон, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Оттава, Бонн. (Нью-Йорк — единственный город в группе, не являющийся столицей.)

- Васил, яколоб, напельси, корсиба, дарнамин. (При перестановке букв получаются такие слова: «слива», «яблоко», «апельсин», «абрикос», «мандарин». В слове «яблоко» недостает буквы А.)

2. В нижнем ряду найдите слово, которое имеет что-то общее с каждым словом верхнего ряда:

- Хозяйка, владелец, строй.

- Город, машина, змея, вой, мужчина, страх. (К слову «вой» и каждому слову верхнего ряда можно добавить корень домо-.)

«Блиц-опрос»

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

а) Агния Барто;

б) Сергей Михалков;

в) Джанни Родари.

2. Где работает брокер?

а) в банке;

б) на бирже;

в) на ипподроме.

3. За чем мужчина обращается к флористу?

а) за табаком;

б) за цветами;

в) за морепродуктами.

4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) кузнецы;

б) цирюльники;

в) алхимики.

5. Где работает крупье?

а) в казино;

б) на конюшне;

в) на мельнице.

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

а) культиватор;

б) культуролог;

в) культурист.

7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) трубочист;

б) шахтер;

в) нефтяник.

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

а) физиотерапевт;

б) гипнотизер;

в) анестезиолог.

9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?

а) посудомойка;

б) сторож;

в) учитель (шкраб - школьный работник).

10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

а) монтажер;

б) монтер;

в) монтажист.

11. Что делает визажист?

а) визы;

б) пластические операции;

в) макияж.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а) спикер;

б) конферансье;

в) диктор.

13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) нотариус.

14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

а) прокурор;

б) адвокат;

в) следователь.

15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

а) провизор;

б) прозектор;

в) проректор.

«Самая-самая»

Педагог: Предлагаю вам некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать профессию, которая в наибольшей степени соответствует, например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Банкир.

самая зелёная профессия (садовник, лесник);

самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар);

самая детская профессия (воспитатель, помощник воспитателя, учитель);

самая смешная профессия (клоун);

самая общительная (учитель, журналист);

самая серьёзная (атомщик);

самая умная (учёный, профессор);

самая белая (врач);

самая зубастая (стоматолог);

самая творческая профессия (музыкант, художник);

самая новаторско -ремонтная (дизайнер).


«Разные профессии»

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. Профессий всех не сосчитать! Надо закончить предложения, а вы какие можете назвать? 



Поезд водит… (машинист). 
Пашет поле… (тракторист). 
Самолётом правит… (лётчик). 
Клеит книжки… (переплётчик). 
В школе учит нас… (учитель). 
Строит здания… (строитель). 
Красит стены нам… (маляр). 
Столы делает… (столяр). 
Песни нам поёт… (певец). 
Торговлей занят… (продавец). 
На станке ткёт ткани… (ткач). 
От болезней лечит… (врач). 
Лекарства выдаст нам… (аптекарь). 
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь). 
Нарисует нам… (художник). 
Сапоги сошьёт… (сапожник). 
С другого языка переведёт… (переводчик). 
Исправит кран… (водопроводчик). 
Часы чинит… (часовщик). 
Грузит краном… (крановщик). 
Рыбу ловит нам… (рыбак). 
Служит на море… (моряк). 
Хлеб убирает… (комбайнёр). 
В шахте трудится… (шахтёр). 
В жаркой кузнице… (кузнец). 
Кто всё знает – молодец!



«Профессионалы - Бюро находок»

Кому принадлежат эти вещи человеку,  какой профессии? (В мешке находится набор различных инструментов. Надо определить , кому они принадлежат).

1. Кисточка, карандаш, краски – (художнику)
2. Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы – (швее)
3. Ручка, тетрадь, книга – (учителю)
4. Молоток, гвозди, долото, отвёртка – (плотнику)
5. Лампочка, розетка, индикатор – (электрику)
6. Письма, газеты, сумка – (почтальону) 
7.  Градусник, шприц – (врачу) 
8. Расческа, ножницы – (парикмахеру) 
9. Парик, костюм – (актеру) 


А теперь весёлая компания, удвой своё внимание!


«Внимание - лишний инструмент»

В цепочке слов найдите лишний предмет:

1) кисть – клей – линейка – спица – ножницы (спица)
2) Игла – нитки – гвоздь – напёрсток – сантиметровая лента (гвоздь)
3) Кастрюля – ложка – тёрка – крючок (крючок)
4) Пряжа – нож – спицы – ножницы (нож)


«Пословицы о труде и профессиях»

Собери пословицы:

Умелые руки … (не знают скуки)
Делу время – … (потехе час) 
Какие труды,  … (такие и плоды)
Кто любит труд, … (того люди чтут)
Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи)
Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда)
Кто не работает, … (тот не ест)
Труд человека кормит, … (а лень портит)


«Кем бы могли работать в наши дни»

Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом)

Красная Шапочка (социальным работником)

Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (предпринимателем).

Выдь на Волгу, чей стон раздается 
Над великою русской рекой? 
Этот стон у нас песней зовется, 
То бурлаки идут бечевой.
(мотористами-рулевыми.)



«Вопрос на засыпку»

Представители этой профессии говорят: «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. Назовите эту профессию и пословицу. (профессия – повар, пословица: «Добрый повар стоит доктора».)

Вопрос-шутка. Что общего у ЭВМ с коровой? (профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

Релаксация

Молодцы, ребята! Прекрасно справились со всеми заданиями. Важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с. (Дети рисуют фигурки.) Теперь подсчитайте количество треугольников. А теперь посмотрите ключ к тесту на слайде.

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.




Педагог: Итак, наше мероприятие подошло к концу, пришло время подводить итоги. Дети усаживаются в круг. Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

1. Любой ли профессией может овладеть человек?

2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?

3. Что такое склонность, интерес?

4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

5. Способности - дар природы или результат труда человека? Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.

Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии. Вопрос выбора профессии за один день не решить.  Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека, но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». 

Педагог. Спасибо всем за размышления. Ребята, на ваших столах находятся смайлики. Если мероприятие вам понравилось, и вы узнали что-то новое для себя – поднимите весёлый смайлик, нет – грустный. Ведь главное: счастье – это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии.

За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела
– До свидания! До новых встреч!





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.