Игра по физике «Где логика?»
Пояснительная записка
к игре
«Где логика?»
Цели и задачи игры:
стимулирование интереса к физике,
закрепление умений применять полученные знания в нестандартной ситуации, умений грамотно объяснять явления и процессы с позиций физики;
развитие логического мышления, творческой активности, внимания, находчивости и сообразительности, памяти, интеллектуальных способностей обучающихся;
воспитание дружелюбного отношения друг к другу, ответственности в принятии решения, духа здорового соперничества.
Участники игры: две команды или более по три-четыре человека.
Оборудование: презентация, проектор.
Источники: https://yandex.ru/images (картинки для заданий), https://открытыйурок.рф/статьи/664539/ (идея)
Ход игры
Преподаватель: Здравствуйте дорогие друзья! Я рада приветствовать вас всех в нашем шоу «Где логика?». Известные вам логические операции, такие, как классификация, анализ и синтез, доказательство или опровержение применяются людьми постоянно, причем как при решении сложных задач, так и в быту в повседневной жизни. Умение правильно рассуждать и делать правильные выводы требуется человеку на протяжении всего его существования. Именно логика позволяет принимать верные решения в самых разных ситуациях. Сегодня мы попробуем проверить ваши умения логически мыслить и принимать правильные решения в ходе работы над некоторыми вопросами физики. И мы приветствуем наши команды. (Объявляется название каждой команды и ее участники).
И у нас I раунд, который называется «Найди общее». Объясняю правила первого раунда: на экране высвечивается три картинки, задача участников связать логически между собой эти картинки. Кто первый нажимает кнопку и подает сигнал, тот и получает право ответить. Команда зарабатывает 1 балл за выигранный раунд, а не за каждое задание. Правила понятны? Тогда начинаем!
Водяной пар, вода, лед (Ответ: агрегатные состояния вещества)
Банка соленых огурцов, распыляющиеся духи, собака, напавшая на след (Ответ: диффузия)
Гагарин , медуза, воздушный шарик (Ответ: реактивное движение)
Земля, Торричелли Э., барометр (Ответ: атмосферное давление)
Скорость, масса, время (Ответ: физические величины)
А.Вольта, гальванический элемент, электрический скат (Ответ: источник тока)
Прыгунья в высоту, футболист, синхронистка, в момент прыжка (Ответ: невесомость)
Преподаватель: На этом I раунд, закончен и победу в нем одерживает команда …(говорит название).
Мы переходим к 2 раунду, который называется «Убери лишнее». Правила следующие: на экране представлено четыре картинки, одна из которых лишняя, вам нужно определить какая и логически это объяснить. Право первого ответа у команды первой нажавшей кнопку. 1 балл начисляется за выигранный раунд. Понятны правила? Тогда, вперед!
Теплопроводность, конвекция, излучение, совершение работы (Ответ: совершение работы, остальные виды теплопередачи – передачи энергии без совершения механической работы).
иней, узор на окне, белье зимой на улице и град (Ответ: град - кристаллизация, остальные – десублимация).
плита, плойка, сварка, часы ( часы, т.к. не нагревательный электроприбор)
Г.Галилей, Д.Фаренгейт, барон Кельвин, А Цельсий (Ответ: Г Галилей создал термоскоп – прообраз термометра, остальные предложили конструкцию термометров).
ракета, дорожный знак, спутник, автомобиль (Ответ: ракета – работает не от солнца).
земля, кусок железа, компас, комета (комета - нет магнитного поля)
трактор, троллейбус, автомобиль, поезд (Ответ: трактор – работает на ДВС, а остальные на электричестве).
Преподаватель: А мы переходим к III раунду – «Добей мудреца». Правила раунда «Добей мудреца». На экране высвечивается высказывание известного человека, но в нем не хватает последнего слова или словосочетания. Вам необходимо продолжить высказывание, для чего вам будет представлено три картинки, одна из которых будет вам подсказкой. Команда, подавшая первой сигнал, получает право ответить. 1 балл начисляется за раунд в целом. Итак, поехали:
«Знание – сила».
Френсис Бэкон
английский философ, основоположник экспериментального метода в науке
«Дайте мне точку опоры - и я переверну Землю!»
Архимед
древнегреческий математик, физик, инженер
«Существует лишь то, что можно измерить».
Макс Планк
немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики, лауреат Нобелевской премии по физике (1918)
«Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».
Альберт Эйнштейн
физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (1921)
«Науки делятся на две группы — на физику и коллекционирование марок».
Эрнест Резерфорд
британский физик, «отец» ядерной физики, лауреат Нобелевской премии по химии (1908)
«Всё, что есть в химии научного, это физика, а остальное — кухня».
Лев Давидович Ландау
советский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (1962)
«Свобода творчества — свобода делать ошибки».
Петр Капица
советский инженер, физик, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике (1978)
Преподаватель: Наш III раунд завершен. Победу в этом раунде одержала команда…(название команды).
Пора объявить предварительные итоги. Счет таков…(объявляет счет на данный момент игры). А теперь пусть команды отдохнут, а болельщики, поддерживающие свою команду, помогут заработать ей дополнительный балл, отвечая на предложенные вопросы 4 раунда, который называется «Чего не хватает?»
Объясняю правила: на экране высвечивается картинка, на которой не хватает какого-то элемента. Вам найти недостающий элемент и назвать его. В этом раунде 1 балл начисляется за каждый правильный ответ, а не за раунд. Поехали!
Глаз (Ответ: не хватает зрачка- линза)
Барометр (Ответ: не хватает стрелки)
Электрическая цепь (Ответ: не хватает источника тока)
Отражение в зеркале (Ответ: не хватает отражения человека)
Спектр (Ответ: в спектре не хватает желтого цвета)
Схема опыта Резерфорда 1899 (Ответ: не хватает справа β - излучения)
Автошины (Ответ: нет протектора, увеличивающего силу трения)
Термометр (Ответ: не хватает шкалы)
Явление образования тени за непрозрачным телом (Ответ: отсутствует тень).
Преподаватель: А мы продолжаем игру. V раунд - «Классика жанра».
На слайде отражены в картинках известные пословицы и поговорки, имеющие то или иное отношение к физике. Угадайте, что же зашифровано в этих картинках. Если вы знаете ответ на поставленный вопрос, вам необходимо поднять руку. Приготовились, начали!
Не подмажешь, не поедешь.
Вертится, как белка в колесе.
Шила в мешке не утаишь.
глаза бояться а руки делают
Ночью все кошки серы.
Тише едешь, дальше будешь
Один в поле не воин
Яблоко от яблони недалеко падает
Без труда не выловишь рыбки из пруда
Куй железо пока горячо
Преподаватель: Подведем итоги 5 раунда. За победу в этом раунде 1 балл получает команда …(название команды).
ФИНАЛЬНЫЙ раунд «Внимание. Внимание!!!»
Вам в течение 5 секунд будут демонстрироваться слайды с изображениями. Ваша задача внимательно рассмотреть картинку, а после ответить на вопрос.
Какие купюры проверили на подлинность (1000)
Какое оптическое явление изображалось на 1 слайде (радуга)
Какую скорость показывает спидометр? (0 км/ч)
Какие лучи на последнем фото? (рентгеновские)
Какое время суток на втором слайде? (вечер, заход солнца)
Сколько фальшивых купюр ? (1)
Сколько радуг на 1 слайде? (2)
Какие устройства изображены на рентгеновском снимке? (микрофон, наушники)
Преподаватель: Это был финальный раунд. Подведем итоги. Слово предоставляется жюри.
Со счетом … выигрывает команда …(название команды).
Преподаватель: Дорогие ребята, надеюсь, что эта игра позволила вам не только иначе взглянуть на «физику», но и развить свою логику, пополнив копилку своего жизненного опыта. Учите физику!
Русаков Владимир Николаевич
Елена Валерьевна