Ребята разделяются на две (три) команды. Жюри на доске и в протоколах фиксирует количество баллов, набранных командами. В конце праздника жюри подводит итоги и вручает призы-подарки.
Примечание: в начале праздника можно показать (вне конкурса) заранее подготовленную инсценировку одной из сцен пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», которая и определит основную идею мероприятия.
Инсценировка сцены пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Классная комната Королевы. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.
Королева. Ну хорошо. Давайте продолжать наш урок. Спросите у меня что-нибудь. (Садится за парту.)
Профессор. Сколько будет шестью шесть, ваше величество?
Королева (смотрит на него, наклонив голову набок). Одиннадцать.
Профессор (грустно). Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь?
Королева. Три.
Профессор. Правильно, ваше величество. А сколько будет...
Королева. Сколько да сколько! Какой вы любопытный человек. Спрашивает, спрашивает... Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное.
Профессор. Рассказать что-нибудь интересное, ваше величество? О чем же? В каком роде?
Королева. Ну, не знаю. Что-нибудь новогоднее... Ведь сегодня канун Нового года.
Профессор. Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев!
Королева. Вот как? В самом деле?
Профессор. Совершенно точно, ваше величество. Месяцы называются: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль...
Королева. Вон их сколько! И вы знаете все по именам? Какая у вас замечательная память!
Профессор. Благодарю вас, ваше величество! Август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.
Королева. Подумать только!
Профессор. Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда еще не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа.
Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?
Профессор. Это невозможно, ваше величество.
Королева. Вы - опять?
Профессор (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!
Королева. Скажите пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?
Профессор (беспомощно разводит руками). Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свой подарки и забавы. Декабрь, январь и февраль - катанье на коньках, новогоднюю елку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники...
Королева. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.
Профессор. До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких-нибудь три месяца, или девяносто дней...
Королева. Девяносто! Я не могу ждать и трех дней. Завтра новогодний прием, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти - как вы их там назвали? - подснежники.
Профессор. Ваше величество, но законы природы!..
Королева (перебивая его). Я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши) Эй, кто там? Пошлите ко мне Канцлера. (Профессору) А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается) Ну, «Травка зенелеет, солнышко блестит». Да-да, так и пишите. (Задумывается) Ну! «Травка зенелеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски...» Что бы им такое пообещать? Погодите, это писать не надо!.. Ну вот, придумала. Пишите. «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании». Ну, написали? Как вы медленно пишете!
Профессор. «...на седой лисе...» Я давно уже не писал диктанта, ваше величество.
Королева. Ага, сами не пишете, а меня заставляете! Хитрый какой!.. Ну, да уж ладно. Давайте перо - я начертаю свое высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли.)
В это время в дверях появляется Канцлер.
Ставьте печать - сюда и сюда! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой приказ.
Канцлер (быстро читает глазами). К этому - печать? Воля ваша, королева!..
Королева. Да-да, воля моя, и вы должны ее исполнить!..
Примечание: по окончании сценки можно попросить ребят вспомнить, чем закончилась эта история и какова основная мысль сказки?