Игра «Лексическое лото (логопедическое)»

3
0
Материал опубликован 21 April 2018

Многофункциональное логопедическое пособие «Лексическое лото»

Цель: развитие всех компонентов устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексика, грамматика, связная речь.

Предназначено для детей старшего дошкольного возраста и учащихся первых – вторых классов.  

Лото можно использовать как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Правила игры: Детям раздаются карты и фишки, например, геометрические пластмассовые фигурки.

Работая с пособием, учитель-логопед может решать следующие задачи:

- автоматизация поставленных звуков,

- определение количества слогов в слове,

- классификация предметов,

- формирование грамматического стоя,

- развитие лексики,

- развитие связной речи,

- развитие памяти, мышления, логики,

- развитие пространственной ориентации.


Варианты игр.

Игра «Найди нужную картинку»

Цель: Автоматизация звука и закрепление знаний об обобщающих словах.

Ход игры. Логопед последовательно называет обобщающие слова по лексическим темам, дети на своих игровых полях находят соответствующие картинки и накрывают их фишками. Затем называют картинки, четко выговаривая автоматизируемый звук. 

Последовательность названия обобщающих слов: игрушки, сказочные персонажи, школьные принадлежности, фрукты, овощи, ягоды, продукты питания, посуда, бытовая техника, мебель, одежда, обувь, головной убор, домашние животные, дикие животные наших лесов, дикие животные жарких стран, домашние птицы, дикие птицы, обитатели воды, насекомые, деревья, цветы, грибы, транспорт, профессии.


Игра «Где спрятался звук?»

Цель: способствовать развитию звукового анализа.

Ход игры: Детям дается задание определить место нахождения звука в слове (первый, в середине, последний).

Игра «Определи количество слогов в словах».

Цель: Способствовать умению детей делить слова на слоги.

Ход игры: Детям даётся задание определить и назвать картинки с одним слогом, с двумя, с тремя и т.д. Можно использовать схемы слоговой структуры слов, или предложить детям определить количество слогов по хлопкам.

 

Игра «Живое-неживое»

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о живом и неживом мире.

Ход игры: Детям предлагается назвать слова, обозначающие живые предметы, затем – неживые предметы.

 

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Цель: Закрепление рода и числа существительного.

Ход игры: Детям дается задание определить и назвать только те картинки, про которые можно сказать «моя» (мой, мое, мои). 


Игра «Назови ласково».

  Цель: формирование грамматического строя речи; способствовать умению детей называть        существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  Ход игры: Детям дается задания, назвать предметы на картинках ласково.


 Игра «Один-много»

Цель игры: формирование грамматического строя речи; способствовать умению детей образовывать множественные числа существительных.

Ход игры: Детям дается задания, назвать предметы на картинках в множественном числе.


Игра «Составь предложение».

Цель: Способствовать развитию связной речи.

Ход игры: Детям дается задание составить предложение:

- на каждую из картинок верхнего ряда (среднего, нижнего);

- на две картинки верхнего ряда (среднего, нижнего);

- на три картинки верхнего ряда (среднего, нижнего;

- на каждую картинку крайнего правого (левого) столбика;

- на все картинки крайнего правого (левого) столбика.

 

Игра «Чего не стало».

Цель: Способствовать развитию зрительной памяти у детей.

Ход игры: Детям предлагается запомнить картинки, закрыть глаза, логопед закрывает одну (две). Затем предлагает вспомнить и назвать картинку. 

 

Игра «Назови картинки по памяти»

Цель: Способствовать развитию памяти у детей.

Ход игры: Детям предлагается запомнить. а затем назвать картинки определенного ряда, затем определенных двух рядов, и наконец, все девять картинок, четко проговаривая автоматизированный звук.

 


 

Звук «С»

Слова: сом, автобус, оса, сандалии, весы, собака, мясо, абрикосы слон.


 


 


 


 


 


 


 


 

Слова: кокос, сапоги, фикус, сорока, колбаса, самолет, снежный барс, сковорода, стол.


 

Звук «Сь»

Слова: сливы, лось, гуси, ирис, апельсин, поросенок, осел, карась, персики.


 

Звук «З»

Слова: дрозд, блуза, мимоза, телевизор, коза, зубр, арбуз, зайчиха, сервиз.


 

Звук «Ц»

Слова: блюдце, овца, цыпленок, курица, перец, заяц, курица, ножницы, пицца.


 

Звук «Ш»

Слова: кошка, рубашка, карандаши, шоколад, ромашка, матрешка, мишка, чашка, машина.


 

Слова: картошка, шляпа, шмель, шакал, шорты, кувшинка, шарф, шиповник, груши.


 


 

Звук «Ж»

Слова: жимолость, журнальный столик, ложка, кружка, медвежонок, пирожок, жаворонок, пиджак, соковыжималка.

Слова: жилет, сапожник, баклажаны, ежевика, жеребенок, мороженое, жираф, жук, ножницы.


 


 


 

Звук «Щ»

Слова: щука. Клещи, ящерица, стекольщик, сгущенка, щенок, плащ, овощи, каменщик.


 

Звук «Ч»

Слова: калач, чеснок, чайка, чайник, печенье, ручка, тапочки, мячи, одуванчик.


 


 

Звук «Ль»

Слова: блюдце, василек, сливы, кальмар, валенки, ледоход (корабль), вафельница, верблюд, лимон.


 

Звук «Л»

Слова: колбаса, мармелад, лампа, слон, баклажан, голубь, жимолость, колобок, ландыш.


 


 


 

Звук «Р» - «ра»

Слова: рак, баран, пирамида, корабль, карандаш, журавель, жираф, барабан, чебурашка.


 


 

Звук «Р» - «ро»

Слова: роза, сырок, корова, микроволновка, божья коровка, ромашка, морошка, робот, носорог.


 


 

Звук «Р» - «ру»

Слова: спрут, ручка, рубашка, брусника, мясорубка, кукуруза, кенгуру, игрушки.


 

Звук «Р» - «тр..др..»

Слова: стрекоза, трактор, дрозд, трамвай, матрешка, метро, электрическая плита, троллейбус, петрушка.


 


 

Звук «Р» - «кр..»

Слова: кролик, кресло, краб, краски, крокодил, кружка, кроссовки, кровать, крыжовник.


 

Звук «Р» - «гр..»

Слова: груша, гранат, погремушка, виноград, грузди, грач, грузовик, тигренок, груши.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.