12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шалимова Людмила Ивановна244 Россия, Саха (Якутия) респ., Мирный |
Игра «Лексическое лото (логопедическое)»
Многофункциональное логопедическое пособие «Лексическое лото»
Цель: развитие всех компонентов устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексика, грамматика, связная речь.
Предназначено для детей старшего дошкольного возраста и учащихся первых – вторых классов.
Лото можно использовать как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми.
Правила игры: Детям раздаются карты и фишки, например, геометрические пластмассовые фигурки.
Работая с пособием, учитель-логопед может решать следующие задачи:
- автоматизация поставленных звуков,
- определение количества слогов в слове,
- классификация предметов,
- формирование грамматического стоя,
- развитие лексики,
- развитие связной речи,
- развитие памяти, мышления, логики,
- развитие пространственной ориентации.
Варианты игр.
Игра «Найди нужную картинку»
Цель: Автоматизация звука и закрепление знаний об обобщающих словах.
Ход игры. Логопед последовательно называет обобщающие слова по лексическим темам, дети на своих игровых полях находят соответствующие картинки и накрывают их фишками. Затем называют картинки, четко выговаривая автоматизируемый звук.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: способствовать развитию звукового анализа.
Ход игры: Детям дается задание определить место нахождения звука в слове (первый, в середине, последний).
Игра «Определи количество слогов в словах».
Цель: Способствовать умению детей делить слова на слоги.
Ход игры: Детям даётся задание определить и назвать картинки с одним слогом, с двумя, с тремя и т.д. Можно использовать схемы слоговой структуры слов, или предложить детям определить количество слогов по хлопкам.
Игра «Живое-неживое»
Цель: Способствовать закреплению знаний детей о живом и неживом мире.
Ход игры: Детям предлагается назвать слова, обозначающие живые предметы, затем – неживые предметы.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Цель: Закрепление рода и числа существительного.
Ход игры: Детям дается задание определить и назвать только те картинки, про которые можно сказать «моя» (мой, мое, мои).
Игра «Назови ласково».
Цель: формирование грамматического строя речи; способствовать умению детей называть существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: Детям дается задания, назвать предметы на картинках ласково.
Игра «Один-много»
Цель игры: формирование грамматического строя речи; способствовать умению детей образовывать множественные числа существительных.
Ход игры: Детям дается задания, назвать предметы на картинках в множественном числе.
Игра «Составь предложение».
Цель: Способствовать развитию связной речи.
Ход игры: Детям дается задание составить предложение:
- на каждую из картинок верхнего ряда (среднего, нижнего);
- на две картинки верхнего ряда (среднего, нижнего);
- на три картинки верхнего ряда (среднего, нижнего;
- на каждую картинку крайнего правого (левого) столбика;
- на все картинки крайнего правого (левого) столбика.
Игра «Чего не стало».
Цель: Способствовать развитию зрительной памяти у детей.
Ход игры: Детям предлагается запомнить картинки, закрыть глаза, логопед закрывает одну (две). Затем предлагает вспомнить и назвать картинку.
Игра «Назови картинки по памяти»
Цель: Способствовать развитию памяти у детей.
Ход игры: Детям предлагается запомнить. а затем назвать картинки определенного ряда, затем определенных двух рядов, и наконец, все девять картинок, четко проговаривая автоматизированный звук.
Звук «С»
Слова: сом, автобус, оса, сандалии, весы, собака, мясо, абрикосы слон.
Слова: кокос, сапоги, фикус, сорока, колбаса, самолет, снежный барс, сковорода, стол.
Звук «Сь»
Слова: сливы, лось, гуси, ирис, апельсин, поросенок, осел, карась, персики.
Звук «З»
Слова: дрозд, блуза, мимоза, телевизор, коза, зубр, арбуз, зайчиха, сервиз.
Звук «Ц»
Слова: блюдце, овца, цыпленок, курица, перец, заяц, курица, ножницы, пицца.
Звук «Ш»
Слова: кошка, рубашка, карандаши, шоколад, ромашка, матрешка, мишка, чашка, машина.
Слова: картошка, шляпа, шмель, шакал, шорты, кувшинка, шарф, шиповник, груши.
Звук «Ж»
Слова: жимолость, журнальный столик, ложка, кружка, медвежонок, пирожок, жаворонок, пиджак, соковыжималка.
Слова: жилет, сапожник, баклажаны, ежевика, жеребенок, мороженое, жираф, жук, ножницы.
Звук «Щ»
Слова: щука. Клещи, ящерица, стекольщик, сгущенка, щенок, плащ, овощи, каменщик.
Звук «Ч»
Слова: калач, чеснок, чайка, чайник, печенье, ручка, тапочки, мячи, одуванчик.
Звук «Ль»
Слова: блюдце, василек, сливы, кальмар, валенки, ледоход (корабль), вафельница, верблюд, лимон.
Звук «Л»
Слова: колбаса, мармелад, лампа, слон, баклажан, голубь, жимолость, колобок, ландыш.
Звук «Р» - «ра»
Слова: рак, баран, пирамида, корабль, карандаш, журавель, жираф, барабан, чебурашка.
Звук «Р» - «ро»
Слова: роза, сырок, корова, микроволновка, божья коровка, ромашка, морошка, робот, носорог.
Звук «Р» - «ру»
Слова: спрут, ручка, рубашка, брусника, мясорубка, кукуруза, кенгуру, игрушки.
Звук «Р» - «тр..др..»
Слова: стрекоза, трактор, дрозд, трамвай, матрешка, метро, электрическая плита, троллейбус, петрушка.
Звук «Р» - «кр..»
Слова: кролик, кресло, краб, краски, крокодил, кружка, кроссовки, кровать, крыжовник.
Звук «Р» - «гр..»
Слова: груша, гранат, погремушка, виноград, грузди, грач, грузовик, тигренок, груши.