Публикация «Игра-активная форма работы на уроках истории»
Игра-активная форма работы на уроках истории.
На уроках использую такие формы, которые обеспечивают активное участие каждого ученика. Эту задачу можно решить с помощью игр. Игру использую на разных этапах урока. Считаю, что применение игровых технологий на уроках истории является актуальной проблемой современной школы.
1)«Три предложения» ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.( 5, 6 класс)
2) «Чистая доска» перед объяснением нового материала в разных концах доски, в произвольном порядке записываю вопросы, которые для удобства пронумеровываю.
Вопросы построены на материале изучаемой темы. Объявляю, что по ходу объяснения нового материала будем играть в игру «Чистая доска». «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска была чистой. Выявляется ученик, или ряд, ответивший на большее количество вопросов. (7 класс)
3) «Найди ошибки».
У каждого ( у группы) на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу вам дается 10 минут, разрешается делать записи в тетради. Ровно через 10 минут текст будет собран, и вы получите другой текст, с ошибками, которые вам необходимо будет найти .победит тот, (та команда) кто найдет большее количество ошибок. (5 - 7 кл)
4) «Исторический снежный ком».
В игре могут участвовать как несколько участников, так и весь класс. Задается тема, например,: «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме, например, «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, тесно связанное по смыслу с уже сказанным, например: «Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва, Засадный полк и.т.д.» (5 – 7 кл)
5)Для повторения пройденного материала использую игру «Полет на хронолете». В 5-8 кл уделяю в конце урока несколько минут этой игре. Делаю бумажный самолетик, пишу на нем дату, место события и запускаю «хронолет». Кому на парту он сядет. Тот и рассказывает о том, что он там увидел.
6)Игра «Да-нетка» ставит в активную позицию и детей и взрослых.
Эта игра учит:
-связывать разрозненные факты в единую картину;
-систематизировать имеющуюся информацию;
-слушать и слышать соучастников.
8 класс:
Отечественная война произошла в 1812 г (да)
Движение декабристов произошло в 1800 г (нет)
7)Для запоминая исторической терминологии эффективной является игра «Говорящий стул». На доске 3 термина, например, 6 класс: погосты, уроки, полюдье. Один ученик садится на стул в центре класса, но затылком к терминам. Школьники формируют вопрос к термину так, чтобы ученик на стуле догадался и назвал слово. Эту игру использую как на начальном этапе урока, так и в заключительной части.
На моих уроках игра занимает важное место. Это уникальный феномен, который являясь развлечением, способен перерасти в обучение.