Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению
основам безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка
Игра-квест «Дорожная безопасность»
Номинация
Классный наставник безопасности дорожного движения
Целевая аудитория:
учащиеся 4 класса
Автор составитель:
Плотникова Олеся Александровна,
учитель начальных классов
филиала МБОУ «Первомайская СОШ»
Первомайского муниципального округа
Тамбовской области
в с. Хобот-Богоявленское
2024 год
Пояснительная записка
Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность). В настоящее время в Российской Федерации наблюдается печальная тенденция увеличения количества аварий на дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм у младших школьников обусловлен личностным и психическим развитием. На улицах и дорогах младшие школьники ведут себя неосторожно, часто выбегают или выходят на проезжую часть из-за деревьев, в результате чего происходит ДТП. Основной причиной ДТП с участием детей является то, что дети не могут правильно оценить обстановку. У младшего школьника возрастает потребность в увеличении двигательной активности. В данном возрасте у детей плохо развит навык предвидения скрытой опасности. По итогам 3 месяцев 2024 года в Тамбовской области зарегистрировано 24 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет. Удельный вес ДТП с участием детей составил 12, 5%, что на 50% выше аналогичного периода. Актуальность важности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма очевидна. Дети копируют взрослых, поэтому родители должны стать примером правильного поведения на улицах и дорогах. В начальной школе учителю необходимо заложить у детей культуру поведения на дорогах.
В филиале МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского муниципального округа Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское проводятся мероприятия по изучению ПДД в самых разнообразных формах. В своей педагогической деятельности я использую новые формы изучения правил дорожного движения. Мои занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма включают в себя элементы соревнований, способствуют раскрытию у детей творческого потенциала.
Целевая аудитория: обучающиеся 4 класса. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для изучения правил дорожного движения. В 9 лет начинается очень важный этап для развития самоконтроля, психических и интеллектуальных функций. Следовательно, 9 лет – это важный период в жизни младшего школьника, необходимый для закрепления знаний о правилах дорожного движения. В 10-11 лет наблюдается снижение приспособительных функций организма. Данный период отмечается отвлекаемостью внимания, неустойчивым состоянием центральной нервной системы, повышением вероятности попадания ребенка в ДТП, повышением возбудимости. Для развития качеств, необходимых для избегания опасных случаев на дорогах, педагогу необходимо научить детей самостоятельно перестраивать и строить пространственные положения предметов, используя игровые учебные ситуации. Крайне важно научить младших школьников находить в окружающей обстановке дорожные знаки, различать сигналы светофора, через подвижные игры увеличивать скорость реакции. Изучаемый материал должен оставить положительные эмоции в памяти младшего школьника.
Роль и место мероприятия/занятия в системе работы педагогического работника (связь с другими мероприятиями, субъектами образовательного процесса и дисциплинами).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма реализуется только при применении комплексного подхода при решении проблем детского травматизма на дорогах. Данный подход охватывает учебную (уроки окружающего мира) и внеурочную деятельность (кружок «Друзья дороги») и работу с родителями.
Цель: в игровой форме повторить правила дорожного движения.
Задачи:
Формировать знания о безопасном поведении на улицах и дорогах.
Развивать навыки безопасного поведения на улице.
Воспитывать осознанную позицию пешехода.
Планируемые результаты:
Соблюдают правила дорожного движения.
Различают дорожные знаки.
Называют дорожные знаки.
Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора. Форма проведения методической разработки «Дорожная безопасность» даёт возможность вовлечь в соревновательную деятельность весь класс. Игра-квест актуализирует у младших школьников имеющиеся знания о правилах дорожного движения.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов. Технология сотрудничества, игровые технологии, метод поощрение.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: клей, ножницы, шаблоны поделки «Зебра», мешочек, дорожные знаки бинт, йод, нашатырный спирт, раствор бриллиантовой зелени, лейкопластырь, валидол, буквы для составления слов, медали.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризующего БДД.
Младшие школьники имеют предрасположенность к несчастным случаям на дорогах, поэтому при проведении мероприятий необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности данного периода. Рассказывать детям об авариях ни в коем случае нельзя.
Предлагаемый материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам, работающим в летнем лагере. Игра-квест «Дорожная безопасность» может быть реализована на внеклассных мероприятиях.
2. Основная часть
Описание хода проведения мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проведём игру-квест «Дорожная безопасность». Соревноваться будут две команды: команда «Светофорчики» и команда «Пешеходики». Участники соревнования будут состязаться в знаниях правил дорожного движения.
Приветствие команд.
1 станция «Зебра»
Ведущий: Ребята, на столе у каждой команды лежат шаблоны поделки «Зебра». По моему сигналу каждая команда должна приступить к выполнению поделки «Зебра». Побеждает команда, которая первая изготовит «Зебру». Команда-победительница получает 2 балла.
2 станция «Угадай дорожный знак»
Ведущий: Ребята, на нашу игру-квест пришёл инспектор ДПС. Он принёс вам мешочек с дорожными знаками. Каждая команда по очереди вытаскивает из мешочка знак, а затем называет его. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
3 станция «Мешочек-целитель»
Инспектор ДПС предлагает каждой команде вытянуть из мешочка любой предмет. Затем необходимо объяснить назначение этого предмета при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП: бинт, йод, нашатырный спирт, раствор бриллиантовой зелени, лейкопластырь, валидол.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
4 станция «Путаница»
Ведущий: Ребята, у вас на столах лежат буквы. Из данных букв составьте слова. (Велосипед, переход, зебра, водитель.) За каждое правильно собранное слово команда получает 1 балл.
Слово жюри.
Подведение итогов.
Награждение.