12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фридман Галина Абрамовна11

Игры для формирования экономической грамотности детей младшего школьного возраста


Экономическая игра

Цели: познакомить детей с понятиями: «экономика», «собственность», «товар», «деньги», «цена», «сделка», «партнеры», «бартер», «покупатель-продавец»; способствовать развитию деловых качеств: бережливости, практичности.

Оборудование: карточки с экономическими терминами; схема кроссворда, красочно оформленное название темы.

Ход занятия

I. Введение. Ознакомительная беседа.

Телеграмма! Телеграмма! Я глазам не верю прямо!

Выезжает, вылетает, прибывает в гости к нам

Знаменитый Чтоядам!

Тут сбежалась вся квартира: дядя Боря, тетя Ира,

Мама, бабушка и дед, в двери выглянул сосед:

- Это правда или нет?!

Даже папа, слыша это,

Прибежал из кабинета:

- Неужели Чтоядам

В самом деле едет к нам?

- Да! - сказала мама. –

Вот же телеграмма!

Тут сосед, и дед, и дядя

Закричали, в окна глядя:

- Самолет!..

Я взглянул, и в этот миг

С самолета кто-то - прыг!

Знаменитый Чтоядам

Прямо с неба прыгнул к нам.

И к нему наперегонки

Все мальчишки, все девчонки:

- Чтоядам! Чтоядам!

Ты привез игрушки нам?

- Мчался я, как на ракете,

Я привез вам все на свете!

В чемодане у меня

Три машины, два коня,

Самолет и самокат,

Шоколад и мармелад...

Подбегайте, подходите!

Выбирайте, что хотите!

Тут волшебник Чтоядам

Раскрывает чемодан.

Гладит каждому макушку,

Дарит каждому игрушку.

- Подходите, хватит всем!

Все дарю вам насовсем!

- Это замечательное стихотворение больше похоже на быль или на сказку?

- Можем ли мы в реальной жизни приобрести что-либо, не заплатив за товар? (Нет)

- Если нам необходим какой-либо предмет, как мы действуем в этом случае? (Идем в магазин, на рынок, покупаем необходимую вещь)

Вывод: так вот мы и поговорим с вами, что же такое товар, деньги, экономика, партнеры и партнерство, бартер и сделка, собственность и какая она бывает.

II. Основная часть занятия.

1. Терминологическая работа.

1) Экономика.

Люди всегда обменивались товаром - мебель на одежду, одежду на фрукты и овощи, фрукты и овощи на хлеб и т. д. Но не всегда можно было найти нужный товар на обмен. Чтобы было легче менять, люди изобрели деньги. Теперь на них очень многое можно купить. А на свете так много полезных и красивых вещей! Где же сейчас можно взять деньги? Способов много. Читали Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? Что сказал Дядя Федор? (Пойдем искать клад)

Можно процитировать отрывок.

Клад - это, конечно, замечательно, но весьма несерьезно. Люди зарабатывают деньги своим талантом, знаниями, умением.

Все хотят сделать прическу у ловкого парикмахера, посмотреть на знаменитого фокусника, попасть к мудрому врачу. Тысячи людей собираются, чтобы подивиться на силачей, поднимающих тяжелые штанги, чтобы послушать певцов и музыкантов, увидеть картины великих художников.

Чтобы денег было достаточно, надо уметь делать нужные людям вещи: красивую посуду, вышитые полотенца, теплую одежду, удобную обувь, разноцветные карандаши и др. Тогда люди охотно отдадут за такой труд свои деньги.

- Итак, что же такое экономика? (От греческого «oikonomike», буквально - искусство ведения домашнего хозяйства)

- Что, значит заниматься домашним хозяйством? (Грамотно распределять семейный бюджет)

Сейчас слово экономика означает плановое ведение хозяйства страны. Где тоже нужно готовить продукты, шить одежду, делать игрушки, выпускать книги, строить дома для всех жителей, прокладывать дороги.

2) Знакомство с понятием «собственность».

- Что же это такое собственность? (Собственность - это то, что принадлежит одному человеку или группе людей)

- Ребята, назовите свои личные вещи. (Пальто, платье, обувь, книги, игрушки и т. д)

- У каждого из вас есть личные вещи - они принадлежат только вам. Это ваша личная собственность. (На столе лежат различные вещи детей)

- Ребята, разберите свои личные вещи, личную собственность (Дети разбирают)

- Дом или квартира, машина, дача, гараж - это личная собственность ваших родителей, личная собственность вашей семьи. А театры, дороги, вокзалы, школы - это принадлежит государству и является государственной собственностью.

- Так какая же бывает собственность? (Собственность бывает личная и государственная)

3) Знакомство с понятием «товар».

- Когда собственность становится товаром?

У вашей семьи есть машина, но родители решили ее продать, и машина из собственности превращается в товар.

Один предприниматель хочет купить в личную собственность у государства или другого лица, например, здание кинотеатра, это здание становится товаром.

Вы занимаетесь коллекционированием марок. У вас есть одинаковые марки, и вы захотели одинаковые поменять на новые. Ваши марки становятся товаром.

- Что же такое товар?

Товар - продукт труда, произведенный для обмена (продажи).

4) Деньги, партнеры, бартер, сделка.

- Ваши родители решили продать машину. Что они хотят получить? (Деньги)

- Что же такое деньги? (Деньги - это ценные бумаги)

Родители находят покупателя и договариваются о цене, о времени продажи, о сроке выплаты. Они заключили сделку и стали партнерами.

Вы решили поменять одни марки на другие, без участия денег. Обмен товара без участия денег называется бартер. А такой договор называется бартерной сделкой.

2. Ролевые игры.

1) Обыграть ситуации.

«Покупатель – продавец». Маша вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша - продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.

«Партнеры». Вова хочет продать музыкальный диск, Коля хочет купить музыкальный диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продает, значит, они произведут сделку.

«Бартерная сделка». У Оли книги и у Тани есть книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются об обмене книг, то есть друг с другом меняются. Они произвели бартерную сделку.

2) Разгадывание кроссворда.

t1700947156aa.jpg

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

3) Чтение по ролям стихотворения A. Л. Барто «Копейкин».

Автор.

В будний день и выходной

Раздается за стеной:

Брат. Ты возьмешь меня на пляж?

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

Сестра. Очини мне карандаш!

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

Автор.

Алексей пришел из школы,

Это он ведет торги.

(Знаю я Алешин голос,

Узнаю его шаги)

Он со всех взимает плату.

Застегнул штанишки брату –

Взял с него за попеченье Полпеченья.

Дед. Подними очки, голубчик! -

Автор.

С просьбой дедушка к нему.

Отвечает милый внучек.

Копейкин. Дашь десятку - подниму.

Автор.

Алексей пришел из школы.

Он теперь придумал так.

Копейкин.

Если выучу глаголы,

Сам себе даю пятак.

Если выучу приставки,

Я потребую прибавки.

Автор.

В будний день и в выходной

Раздается за стеной.

Отец.

Алик, дедушке поможешь

На восьмой дойти этаж?

Алексей, отца уважь!

Автор. А в ответ одно и то же.

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

- Что можно сказать о поступке Алексея?

- Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение? (Экономика и жадность (скаредность) -разные понятия)

III. Итог занятия.

- Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо учиться. Успехов вам!


Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

- Нарисуйте на одной стороне бумаги грушу, на оборотной стороне листа яблоко.

- Возьмите ножницы и попробуйте вырезать и грушу, и яблоко.

- Объясните, почему это невозможно (потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге).

t1700947156ab.gif - Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.







Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Ход игры

У детей - мелкие монеты, по 2-3 десятка у каждого. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.


t1700947156ac.png









Игра « Кто кем работает?»

Цель: на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии; воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры:

- Рассмотрите картинки, на которых изображены люди разных профессий.

- Назовите профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем вы встречаетесь.

- Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, отгадайте их профессии.

- По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора.

Проводится беседа о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги.





t1700947156ad.gift1700947156ae.gift1700947156af.gift1700947156ag.gif





t1700947156ah.gift1700947156ai.jpgt1700947156aj.pngt1700947156ak.jpg






Игра «Кто как работает?»

Цель: расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал: лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф - Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Ход игры:

- Рассмотрите черный ящик, солнышко и облако. Помогите разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

- Достаньте из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

- Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени.

- Докажите правильность своего выбора.

- Какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«t1700947156al.gift1700947156am.jpgt1700947156an.jpg Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

t1700947156ao.jpgt1700947156ap.jpg







Игра «Услуги и товары»

Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы «Товары, Услуги».

Из-за театральной ширмы дети слышат голос.

- Ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям.

- Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

- Что такое товары? (Разные предметы, которые производят)

- Что такое услуги (Помощь, которую можно предоставить другому)?

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

- В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

- Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .

- Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.




t1700947156aq.png









Игра «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

- Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Сами выберите товар из списка.

- Подсчитайте на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, проверьте срок хранения продуктов на упаковках.

- Почему стоимость похожих товаров отличается (Из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей).

Дидактические игры

«Назови профессии»

 Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

- Отрывая лепесток ромашки, называйте профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

Игра «Кто трудится, кто играет»

 Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

- У каждого из вас – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность).

- Опишите изображения, назовите процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.).

- Установите отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

Игра «Какие бывают доходы?»

 Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

- Рассмотрите карточки, назовите деятельность взрослых, основные и дополнительные доходы.

Игра «Товарный поезд»

 Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

- Разложите товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.

t1700947156ar.png







- Сгруппируйте предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.

 t1700947156as.jpg

  







Игра «Угадай, где продаются»

 Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви.

- Подберите группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выложите их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Установите зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

Игра «Что и когда лучше продавать?»

 Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

- Заполните магазины товарами в соответствии с сезоном. Например:  панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин.  Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

 
t1700947156at.jpg





Игра «Какое слово лишнее?»

 Цель: развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал: карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Рубль, Франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.